Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Нпа в конституции рф и их иерархия

Содержание
  1. Иерархия нормативно-правовых актов РФ по юридической силе
  2. Юридическая сила и правовая информация
  3. Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ
  4. Выводы
  5. Иерархия нормативно – правовых актов РФ
  6. Конституция РФ
  7. Федеральные Конституционные законы
  8. Федеральные законы
  9. Акты Президента
  10. Акты Правительства
  11. Ведомственные Акты
  12. Корпоративные акты
  13. Иерархическую структуру имеют и нормативно – правовые акты субъектов РФ
  14. Конституции и Уставы субъектов РФ
  15. Законы субъектов РФ
  16. Акты органов местного самоуправления
  17. Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации
  18. Нормативный акт как источник права
  19. Виды основных НПА
  20. Российская Конституция
  21. Федеральные законы
  22. Иерархия российских нормативно-правовых актов
  23. Вопросы для самопроверки:
  24. О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации
  25. Иерархия права
  26. Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ
  27. Правовая иерархия
  28. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  29. Иерархия подзаконных актов
  30. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  31. Соотношение общих и специальных норм права

Иерархия нормативно-правовых актов РФ по юридической силе

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Нпа в конституции рф и их иерархия

В нашей стране, равно как и в любом другом современном государстве, имеется чёткая иерархичность нормативных правовых актов, которая гарантирует целостность законодательной основы и увеличивает результативность взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов.

Все НПА не могут существовать хаотично. Для исполнения норм, содержащихся в НПА, в Конституции установлена система их действия в соответствии с определённой характеристикой. В ходе правотворческой деятельности появляются всё новые и новые источники права.

Они называются законами и подзаконными актами. Все принимаемые законы должны быть разработаны на основании основного закона государства – Конституции.

Закон характеризуется тем, что обладает высшей юридической силой и занимает первой место в иерархии НПА, направляя свои нормы на урегулирование общественных отношений.

Юридическая сила и правовая информация

Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия. В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии.

Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:

  • законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
  • если принята прямая отмена акта;
  • срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
  • обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.

Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация.

>>  Особенности и основания приобретения гражданства РФ

Её виды:

  1. Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
  2. Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
  3. Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.

Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному. С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия.

С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству».

Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.

Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ

Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами.

Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом? Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами.

Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать.

К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.

>>  Гражданское общество: основы взаимодействия с государством

Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства. Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль.

Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.

Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства.

В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним.

Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.

Выводы

Источник права – официальный письменный документ, в котором выражены и закреплены нормы права. НПА – наиболее распространённая разновидность источников права. Две основные разновидности НПА – закон и подзаконный акт.

Все подзаконные акты направлены на то, чтобы дополнять или если это необходимо уточнять содержание действующих законов. НПА имеют строгую иерархию в соответствии со своей юридической силой.

Конституция – основной закон РФ, определяющий главнейшие принципы, согласно которым устроены государство и право.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/ierarhiya-normativno-pravovyh-aktov-rf-po-yuridicheskoj-sile/

Иерархия нормативно – правовых актов РФ

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Нпа в конституции рф и их иерархия

Нормативно – правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно – правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении” № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты “Права потребителей”, в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно – правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно – правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно – правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/ierarkhiya-npa/

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Нпа в конституции рф и их иерархия

На чтение 5 мин. 29.02.2020

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения.

НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур.

Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений.

Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники.

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы.

Виды основных НПА

1. Законы, то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания. Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком.

В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

https://www..com/watch?v=ytcreatorsru

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления – республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы.

Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать.

При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов.

— внесение изменений в Конституцию РФ;

— по поводу федерального устройства РФ;

— защита прав и свобод человека, гражданина;

— регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

https://www..com/watch?v=ytdevru

— установление федерального бюджета;

— обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

— регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства.

https://www..com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Источник: https://evle.ru/blog/ierarhiya-normativno-pravovyh-aktov-rf-pravovaya-sistema-rossijskoj-federatsii-st-konstitutsii-ierarhiya-zakonov

Иерархия российских нормативно-правовых актов

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Нпа в конституции рф и их иерархия

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор.

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое иерархия? Приведите примеры.
  2. Что означает аббревиатура НПА?
  3. Какой документ является самым главным в РФ?
  4. Кто является гарантом Конституции?
  5. Является ли Федеральное Собрание парламентом?
  6. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?
  7. Кого избирают в Совет Федерации?
  8. Сколько депутатов в Государственной Думе?
  9. Что такое референдум?
  10. Каким законом назначается референдум?
  11. Какие НПА имеют более высокий приоритет перед международными обязательствами РФ?
  12. Какие издания являются официальными для публикации Федеральных законов?
  13. Через сколько дней после публикации Федеральный закон вступает в силу?
  14. Что такое вето?
  15. Чтобы преодолеть вето Президента РФ, сколько должны собрать обе палаты парламента?
  16. Какие НПА подписывает Президент РФ?
  17. Через какое время вступают в силу правовые акты Президента РФ?
  18. В каких случаях правовые акты Президента РФ вступают в силу с момента подписания?
  19. Какие нормативно-правовые акты принимает Правительство РФ?
  20. Какие документы относятся к ведомственным?

О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации

Дата написания: 2013-10-01

При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов.

Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении.

Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами.

И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Иерархия права

Виды

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

Простая форма (унитарное государство);

Сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права[2][3] они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры

российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Иерархическая структура НПА РФ

Конституция РФ

ФедеральныеКонституционные законы

Федеральные законы

Акты Президента

Акты Правительства

Ведомственные Акты

Корпоративные акты

Иерархическую структуру имеют и НПА субъектов РФ

Конституции и Уставы субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Правовая иерархия

Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Нпа в конституции рф и их иерархия

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: