К разновидностям источников права относятся. Конституция РФ – Основной закон государства. Основные принципы и функции права

Содержание
  1. Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства
  2. Правовое государств и демократия
  3. Предпосылки создания правового государства
  4. Россия – правовое государство?
  5. Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ
  6. Общая характеристика Конституции РФ
  7. 1. Юридическая (правовая) функция
  8. 2. Учредительная функция
  9. 3. Организационная функция
  10. 4. Политическая функция
  11. 5. Стабилизирующая функция
  12. 6. Воспитательная функция
  13. В структуру конституции рф входят:
  14. Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления
  15. Источники права – виды, общая характеристика и классификация
  16. Понятие и виды источников права
  17. Нормативный правовой акт
  18. Нормативный договор
  19. Судебный прецедент
  20. Правовой обычай
  21. Религиозные тексты
  22. Правовые доктрины
  23. Общие принципы права
  24. Признаки зафиксированных источников права
  25. Источники права в РФ

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

К разновидностям источников права относятся. Конституция РФ – Основной закон государства. Основные принципы и функции права

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин – legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство – это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. задача власти при этом – защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства – верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права – это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство – признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство – обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия – правовое демократическое государство.

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом – без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.
  • Верховенство права – подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
  • Гарантированность прав и свобод человека – права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
  • Всеобщее равенство перед законом – все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Эффективная система контроля за соблюдением закона – контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
  • Взаимная ответственность государства и личности – государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
  • Единство права и закона – все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.
  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия – правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», – признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 – между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру.

Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», – указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», – объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство – это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.


2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИТИПЫ ГОСУДАРСТВА
A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­миБ) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной властиB) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты праваГ) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­наД) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве1) только пра­во­вое государство2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять».

Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2.

Приоритет прав и свобод личности.

Источник: https://www.anews.com/p/113730808-pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-principy-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva/

Общая характеристика Конституции РФ

К разновидностям источников права относятся. Конституция РФ – Основной закон государства. Основные принципы и функции права

Конституция – это Основной Закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. 

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. В то же время – это политический документ, ибо она оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе2.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.

К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе.

Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное ание, причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15.10.1993 г.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное ание по проекту Конституции Российской Федерации.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном ании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета и определения результатов всенародного ания.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет, ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», она обходит молчанием вопрос о разновидности российской республики.

То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой, – настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления.

Особое положение Президента РФ в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.3 ст.

80, согласно которому: «Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Здесь коренится юридическое основание всесилия Президента Российской Федерации. И, наконец, особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г.

является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия), либо на отношениях, лишенных национального содержания (Соединенные Штаты, Германия, Бразилия)3.

Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принцип построения федеративной организации государства.

При этом декларируется равноправие политических образований и административно-территориальных единиц, или, как гласит ст.

5 Конституции, «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

Представляется, что вести речь об их равноправии весьма проблематично, ибо, к примеру, республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают своей конституцией, системой органов, парламентом, правительством.

Таковы особенности Основного Закона Российской Федерации, отражающие перипетии политического противоборства различных сил и сложившейся обстановки в государстве.

1. Юридическая (правовая) функция

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразим это значение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы – высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом преимуществу, т. е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соот­ветствующие общественные отношения урегулированы именно конституцион­ными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права4.

2. Учредительная функция

Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.

Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.

Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя. Конституционные положения впервые конституируют переход к действительному разделению властей, системе самоуправления и общепринятым стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, к юридическому статусу самой Конституции.

3. Организационная функция

Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов.

Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства РФ и т. д.

Таким образом, конституция регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права.

4. Политическая функция

Выражает роль конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия.

Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насиль­ственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Стабилизирующая функция

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции. Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консерва­тивностью в самом хорошем смысле этого слова.

Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает «остановки», «омертвления» конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно.

Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, нежели «неконституционная пустота», лучше, нежели отсутствие основ конституционной законности.

Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

6. Воспитательная функция

Воспитательная роль конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел.

От уровня правосознания во многом зависит – все ли положения конституции принимаются.

Задача сложная: не просто написать конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству.

Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

Основные законы 1906 года не смогли выполнить интегративную функцию и обеспечить поступательное конституционное развитие государства6.

Таким образом, роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

В структуру конституции рф входят:

Глава 1«Основы конституционного строя» –отражение качественного изменения характеристики строя.

Глава 2«Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются:

  1. принципы правового положения человека и гражданина в России;
  2. принципы гражданства в России;
  3. система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;
  4. гарантии прав и свобод;
  5. основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют:

  1. полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации;
  2. взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления

Глава 4«Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: 

  1. статус Президента как главы государства;
  2. порядок вступления в должность Президента РФ;
  3. полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;
  4. порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: 

  1. статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;
  2. порядок формирования Федерального собрания и его структуру;
  3. компетенцию Совета Федерации и Государственной думы;
  4. нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6«Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены:

  1. порядок формирования, структура Правительства;
  2. компетенция Правительства;
  3. порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7«Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: 

  1. судебная система в России;
  2. статус судей, принципы судопроизводства;
  3. порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8«Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: 

  1. систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации;
  2. функции местного самоуправления;
  3. гарантии местного самоуправления.

Глава 9«Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции.

В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ Введение
Этапы развития Конституции РФ
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.1
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.2
Конституция РФ Заключение

Источник: https://vitrina.world/zakon/obshchaya-kharakteristika-konstitutsii-rf/

Источники права – виды, общая характеристика и классификация

К разновидностям источников права относятся. Конституция РФ – Основной закон государства. Основные принципы и функции права

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы – англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права. 

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской – нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры. 

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления. 

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее ание, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный. 

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств. 

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений. 

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике. 

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента. 

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему. 

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

  • нормативность – предполагает систему эталонных, общих правил поведения;

  • общеобязательность – означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;

  • определенность – нормы должны быть ясными, четкими и понятными;

  • формальность – нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;

  • системность – предполагает наличие определенной иерархии норм;

  • властный характер – нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ. 

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части. 

Затем по юридической силе следуют:

  • федеральные конституционные законы;

  • федеральные законы;

  • указы президента;

  • постановления правительства;

  • законы субъектов;

  • локальные акты.

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/istochniki-prava.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: