Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать

Содержание
  1. Осуждение как грех
  2. Надо ли осуждать поступки других только потому, что они нам не понятны?
  3. Зависть и гнев
  4. Гордыня и эгоизм
  5. Оправдание себя
  6. А как быть судьям, чья профессия — именно судить и осуждать? менять род деятельности?
  7. Давайте разберемся, в чем позитивное намерение осуждения? Как действует осуждение, и какие последствия оно дает?
  8. Как избавиться от страсти осуждения?
  9. Грех осуждения: понятие, способы борьбы с искушениям и раскаяние
  10. В православии
  11. Понятие
  12. Опасность греха
  13. Причины порока
  14. Почему нельзя осуждать человека?
  15. Отношение к священнослужителям
  16. Грех осуждения и плата за него
  17. Как бороться с грехом осуждения православному
  18. Что делать, если осуждают нас
  19. Выводы
  20. Грех осуждения: в чем выражается
  21. Почему осуждение является грехом?
  22. Что есть осуждение?
  23. Грех осуждения
  24.  Грех осуждения, или несколько примеров из жизни
  25.  Ещё материалы по теме: «Грех осуждения»
  26. Святые отцы: как справиться со страстью осуждения
  27. Чего мы должны избегать
  28. Что необходимо делать
  29. Как бороться с грехом осуждения: возникновение, причины
  30. Как возникает грех осуждения?
  31. Как бороться с грехом осуждения православному?

Осуждение как грех

Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать

Осуждение считается видом гордости и рассматривается как один из тягчайших грехов.

Надо ли осуждать поступки других только потому, что они нам не понятны?

Всем нам известна заповедь: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете”, – сказал Спаситель (Лк. 6:37). 

“Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным.

Но у многих это повеление Спасителя вызывает недоумение: “Разве это возможно? Как тогда различать, кто поступает хорошо, а кто — плохо?” Попробуем разобраться. Почему люди осуждают друг друга? Зачем человек осуждает других и в чем его выгода лично для себя?

Редко, когда мы сами задаемся вопросом: “Осуждаем ли мы сами других?” И какие мотивы, поступки и мысли ведут нас по дороге осуждения, что является катализатором внутреннего толчка осуждения?

Приведу несколько основных причин осуждения.

Зависть и гнев

Люди, которые завидуют, уверены в том, что тысячи людей уже изначально успешны, так как родились в лучшей стране, в обеспеченной семье, да и у лучших родителей, и с национальностью им повезло. Зачем стремиться вперед? Там уже все занято.

Многим людям не важен и не интересен путь, усыпанный сложностями и испытаниями, они видят лишь верхушку айсберга, конечный результат, успех других.  И рассуждают: “вот повезло, конечно, наверно там была мощная поддержка влиятельных друзей, родственников, да и вообще человек вырос в обеспеченной семье”.

Многие не хотят видеть и замечать усилия и старания других. Они убеждены, что все лучшие места в жизни и в мире уже заняты другими, и злятся на это.

Гордыня и эгоизм

Для того чтобы осудить какого-либо, необходимо подняться на ступеньку выше того, кого осуждают. Иначе говоря, с позиции гордыни и эгоизма.

Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда сами осуждали другого человека лишь за то, что его поведение в корне отличается от вашего собственного? Вы ведь были убеждены в том, что правы. Вы знали лучше, вы мудрее, старше и т.д.

 Стало быть, вы знаете как, а другой человек – “неудачник” по жизни. Сквозь пленку личных страстей мы смотрим на других людей. Мы видим грех, но не видим покаяния.

Не всегда наша оценка бывает верной: мы не знаем ни внутренней жизни того или иного человека, ни обстоятельств его жизни, да и наши собственные страсти искажают в наших глазах действительность. А главное, судя о ком-то, мы очень быстро скатываемся в осуждение, так как “Суждение и осуждение — близки”.

Оправдание себя

В жизни каждого человека случаются моменты, которые выпадают как шанс. У любого человека существует возможность стать другим, поменять мышление, изменить свой уровень жизни, попробовать что-то лучшее, более интересное чем то, чем он занимался ранее.

Но что же получается у многих? Снова и снова, люди отказываются от этих шансов,  потому что всегда  преследуют лишь личную вторичную выгоду.  Такие люди всегда уверены в том, что если не прямо сейчас и не сразу в кресло президента, то и усилий делать не зачем, у меня не получится, не стоит и пробовать.

Зачем действовать и делать шаги, менять жизнь? Так удобнее, проще осуждать других.  Оправдать при желании можно многое, даже собственное неделание.

А как быть судьям, чья профессия — именно судить и осуждать? менять род деятельности?

Судить людей – судьи работа, но осуждать не вправе он.

В Новом Завете указывается на то, каким должен быть человеческий суд. “Не судите по наружности, но судите судом праведным”. (Иоан. 7:24). Но наряду с упоминанием о человеческих судах, в Библии говорится и о суде Высшем, суде Божьем. “Все мы предстанем на суд Христов” (Рим. 14:10). Указывается о том, каким будет этот Высший суд. “И судим был каждый по делам своим.” (Откр. 20:13).

Судья должен судить праведно, опираясь на закон, судя на основании поступков, совершенных дел, а не о человеке.

Запрещается человеку (судье) во время суда (осуждения порока) применять к ближнему (заблудшему) враждебность и злобу. И рекомендуется проявлять к нему милосердие и сострадание.

А суд (в смысле изобличения порока и греха) применять только для того, чтобы исправить заблудшего и устранить грех.

Давайте разберемся, в чем позитивное намерение осуждения? Как действует осуждение, и какие последствия оно дает?

Предположим, человек осуждает общество, соседей, т.к. искренне желает, чтобы они стали лучше. Его намерением является желание жить в мире, в обществе прекрасных людей. Но способ, который выбрал человек плохой. Мир – не изменится, он не сделается лучше.

Человек своими мыслями разрушает и себя и мир тех, кого осуждает. Осуждая людей, человек подсознательно запускает программу уничтожения этих людей.

На информационно-энергетическом уровне человек получает ответный “удар” в виде какой-то неприятной ситуации или заболевания.

Прежде чем осуждать кого-либо, подумайте, а есть ли гармония в вашей душе? И стоит ли привлекать в свою жизнь и в жизнь своих детей неприятности и болезни?

Задумайтесь, люди, в чем заслуга лично ваша или того человека, родившегося в семье русских или американцев? То, что у него кожа белее и дом больше и богаче род. А может все-таки, задуматься, что есть у вас самих? Чем повезло вам, чем лично вы можете гордиться?

Быть может, это богатая душа, и открытое сердце. И именно этот жизненный источник изнутри бьет ключом благодарности и удовлетворения жизнью. Как я живу? Зачем? Для чего? Что полезного в этой жизни я могу принести не только себе?

Об осуждении прекрасно написал Булат Окуджава. Процитирую.

“Осудите сначала себя самого, научитесь искусству такому, а уж после судите врага своего и соседа по шару земному. Научитесь сначала себе самому не прощать ни единой промашки, а уж после кричите врагу своему, что он враг и грехи его тяжки. Не в другом, а в себе побеждайте врага, а когда преуспеете в этом, не придется уж больше валять дурака — вот и станете вы человеком.

Как избавиться от страсти осуждения?

Задайтесь вопросом: “Как вы сами к себе относитесь?” Что вы делаете не так?

Перестаньте оправдывать себя.

Задумайтесь, какую пользу вы принесете своей душе и душе того, кого вы осуждаете? – Очевидно никакой, если не сделаете хуже.

Перестаньте рассказывать другим о чужих грехах и слушать других о грехах других. Вы не сможете закрыть другим людям рот, но вы можете исключить общение с такими людьми.

Не позволяйте себе и в мыслях допускать осуждение, ибо наши мысли, начало поступков.

Если вы считаете своей сильной стороной всегда говорить правду, помните о том, что не всю правду и не всегда вы видите и знаете о человеке. Ибо сам человек не все о себе знает.

Опирайтесь на любовь, а не на сознание, ибо, любя, вы помогаете человеку, который не совершенен.

Практикующий психолог Калугина Наталия Игоревна

Источник: http://maggir.ru/obo-mne/stati/16-osuzhdenie-kak-grekh

Грех осуждения: понятие, способы борьбы с искушениям и раскаяние

Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать

Каждый день мы сталкиваемся с осуждением. В нас словно заложена программа обвинять всех и вся. Мы осуждаем людей исходя из собственных понятий, слабостей и преимуществ, порой унижая и оскорбляя других.

Как понять грех осуждения? Оно бывает разным за одно и то же прегрешение, особенно когда касается себя, любимого. Можем всегда оправдать себя и любимых нами людей. Да и ошибки свои не кажутся такими уж серьезными, но те же самые прегрешения других просто унизительны, грязны и невыносимы.

Значение греха осуждения — это всегда отрицательная оценка человека, его действий, обвинение.

Во многих религиях осуждение является нормальным явлением. Люди не только порицались, но и сурово наказывались физически за свои прегрешения, вплоть до смертной казни. Мы считаем это естественным: преступление должно быть наказано, и грешника должно настигнуть возмездие. Но в православии грех осуждения считается тяжким.

В православии

В Евангелие осуждение считается одним из тягчайших грехов, который ведет к уходу от Христа, потере любви, к душевным потерям.

В большинстве люди не делятся на два противоположных лагеря, а в каждом из нас присутствует и зло, и добро в разных пропорциях.

Поэтому в нашем отношении к людям должно, превыше всего, быть прощение, всеобъемлющее прощение, так как нас самих постоянно надо прощать.

Люди часто не видят в своем поведении, своих словах, мыслях ничего предосудительного. Мы должны осознанно подходить к своим поступкам, большое внимание уделять мыслям, в которых можем осудить кого-то, а это тоже большой грех. Мы не имеем права осуждать людей.

Сам Иисус Христос, будучи распятым на кресте, молил Отца простить тех, кто это сделал, считая, что они не понимают своих поступков… Иисус Христос оправдал такое злодеяние относительно его самого, разве мы можем осуждать людей за какие-то прегрешения, порой вовсе не касающиеся нас лично?

Понятие

Осуждать — значит оценивать негативные стороны характера, поступков другого человека. Осуждение — это всегда отрицательное мнение о человеке, когда с пристрастием характеризуют его недостатки, ищут виновность в чем-либо, уличают в чем-то недостойном, относятся к нему с недоверием, с неодобрением.

В православии грех осуждения считается признаком тщеславия. Это последствия ненависти, это сердечная пустота, потеря любви, это очень опасное состояние человеческой души.

Порой мы подшучиваем над прегрешениями кого-то просто ради развлечения, и, как правило, происходит это в виде сплетни без присутствия осуждаемого. Мы совсем не задумываемся, что завтра не только сами будем объектами потехи, но и придется предстать перед Божьим судом.

Тогда вряд ли будет нам до смеха, ведь осуждать — значит судить. Мы все страдаем порицанием ближнего, порой даже не обращая внимания на свои же слова. А ведь осуждение — тягчайший грех.

«Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — сказано в Евангелии от Матфея.

Опасность греха

Мы буквально в каждом разговоре кого-то осуждаем, подчас считая это своей непогрешимостью, образованностью.

Этим мы просто губим свои души, блокируя дальнейший рост своей духовной жизни, уводим свои души от Христа, а это опасно для нас самих. Осуждение человека — это грех большой и опасный для нас, с которым надо бороться.

Оно страшно тем, что мы по собственной свободной воле присоединяемся к злу и делаемся соучастниками.

Осуждая, начинаем судить людей, а это вправе делать только верховный судья. Порицая неправильные, на первый взгляд, действия других, мы как бы претендуем на права Бога. А ведь только он вправе наказать или помиловать человека.

Обычным людям видны лишь сегодняшнее прегрешение осуждаемого, они не знают обстоятельств, которые привели человека к такому поступку. И лишь Богу известны все нюансы его жизни. Только ему известны мысли и желания, все плохие и благочестивые дела и их количество.

И если судят людей, то недовольны решением Всевышнего? Поэтому грех осуждения, прежде всего, страшен для самого осуждающего, для его души.

Причины порока

Одна из причин порока — это гордыня. Гордый не способен непредвзято оценить свои недостатки. Однако замечает, что остальные, по его меркам, все делают не так, даже едят и спят, что уж говорить о серьезных прегрешениях.

Собственная гордость застилает глаза, и человек уже не видит, что сам более грешен перед Богом, чем им осуждаемые.

Обвиняя человека, мы как бы поднимаем себя в собственных глазах и в глазах других, принижая обвиняемого и возвышая себя над ним.

А также в жизни людей много и злобы, а это особо опасно, так как рядом со злом всегда дьявол. Он первый, кто оклеветал Бога, осудил его, а затем начал искушать и людей.

Осуждение — это демоническое состояние, которое начинается от нехватки любви. Мы не должны обвинять и даже слушать обвиняющих, так как это тоже уже грех. Право осуждать и судить принадлежит только Богу.

Только он властен миловать или наказывать.

Осуждение — это мощное дьявольское оружие, которое блокирует нашу духовную жизнь, лишая возможности искренне молиться Богу, ввергая его в греховные страсти.

Также причинами греховного порицания являются такие людские пороки, как злопамятность, подозрительность, мстительность, насмешки, злорадство, самодовольство, злословие.

Бог допускает искушение тому, в ком есть грех осуждения. Когда человек возгордился или обвиняет ближнего своего, в душу его закрадывается искушение, пройдя через которое человек должен усвоить урок, прочувствовать истинные ценности и смирение.

Почему нельзя осуждать человека?

Хорошие людские дела и поступки, как правило, не оговариваются, да и забываются они быстро. А вот все плохое и помнится очень долго и осуждается, пока помнится. Мы часто просто не осознаем, почему недопустимо клеймить презрением, когда сталкиваешься с насилием, ужасающей жестокостью и так далее.

Христос дал нам пример доброго отношения к людям, к чему все мы должны стремиться.

Он не осудил развратницу, не осудил людей, отказавших ему в пище и крове, не осудил Иуду и разбойника, он отнесся к ним с жалостью, с любовью.

Только первосвященников, книжников и фарисеев Иисус назвал «змиями», «порождениями ехидниными». Это в их руках находилась высшая власть, и это они присвоили себе право судить, выносить приговоры и приводить их в действие…

Всякое осуждение является большим прегрешением в христианстве. Во всех людей Бог заложил тягу ко всему хорошему, к добру. А когда осуждаем чьи-то поступки, то ставим планку, ниже которой не должны скатываться сами. Поэтому осуждение вправе действовать на самого человека.

Именно так работает чудесное правило духовной жизни: «Каким судом судите, таким будете судимы». Нам всем надо научиться отделять грешника от неблагочестивых поступков его. Мы должны любить самих согрешивших людей и презирать грех. Ведь в любом человеке есть частичка Божья.

Отношение к священнослужителям

Какой это грех — осуждение священника? Мы любим ходить в те церкви, где нам нравятся священники, которые кажутся нам почти святыми. Но бывает, что служители церкви явно имеют те же пороки, что и мы, и тогда их проповеди воспринимаются нами с недоумением. Если сам не можешь справиться с грехом, как нас можешь призывать избавиться от того же?

Иисус Христос представлял, кто будет служить в создаваемых им церквях. Среди людей нет совершенно святых, и поэтому священниками будут просто люди, каждый со своим пороком.

Но в любом случае они совершают разрешенные Богом действия, и это не так уж сильно зависит от их личных качеств, и нет разницы, какой священник крестил. Сила крещения будет одинакова.

Нет разницы, какой священник о тебе будет молиться, вся благодать от Бога. И церковь, и само православие не зависят от священнослужителей.

Особо тяжкий грех — грех осуждение священника. Церковнослужители олицетворяют церковь, соответственно, отношение к ним переносится на религию. Осуждение священника приравнено к осуждению слуги и помощника Бога, чьими руками он творит таинства.

Обвиняя, человек выражает негативное отношение к церкви и к Господу. Осуждение представителей церкви говорит о недоверии к ней.

Такое поведение лишает человека благодати, ведь не ради священника ходят в церковь, а ради благословения, которое возложено на каждом служителе.

У нас нет прав на осуждение кого-либо, а тем более священника. Перед самим Богом он будет отчитываться. И наказание ему будет гораздо серьезнее по сравнению с простыми людьми. За каждое прегрешение на Страшном суде священнослужителям будет сложно оправдаться.

Равно с духовенством, осуждение властей — грех тяжкий. Все люди должны подчиняться высшим властям, так как право на власть человек получает только с Божьего позволения.

Грех осуждения и плата за него

Постепенно влияя на подсознание людей, осуждение разъедает их души, препятствуя нашей духовной жизни, что влечет за собой и телесные страдания. Поэтому начинаются болезни, которые медицина не может излечить. Болезнь как бы останавливает дальнейшее подсознательную программу разрушения.

От осуждения страдает не только общество, но в большей степени и Вселенная, так как каждый человек, каким бы он ни был, — это частица Бога, Вселенной, и мы не знаем, для чего он здесь, какие жизненные задачи выполняет. Отсюда и недуги страшные, связанные со смертью и разрушающие наши принципы.

Одни получают сами онкологические заболевания, алкоголизм и так далее. Другие за свое осуждение имеют другие наказания. Так, в семьях, порицающих плотские грехи, могут появиться дети-развратники, употребляющие наркотики. А в хорошей и благополучной семье, но ненавидящей алкоголиков, вдруг появляется пьющий сын.

От постоянных осуждений появляется ненависть, а это уже как мучительная душевная болезнь, которая влечет за собой большие страдания.

Она может уничтожить человека как личность, лишить работы, разрушить семьи и заставить враждовать страны.

К примеру, когда в семье постоянно кого-то осуждают (жену, мужа, детей), то появляется ненависть, начинаются скандалы, и такая семья перестает существовать.

Естественно, не Бог наказывает людей за их грехи, а они создают эти болезни и невыносимые для себя житейские ситуации своим осуждением, неправедными действиями, злобными разговорами, чем нарушают правила мироздания. Часто надо только поменять свои взгляды на окружающее, и заболевание уже ни к чему, отпадает его необходимость.

Как бороться с грехом осуждения православному

Самый легкий путь к спасению — никого не осуждать. Он-то для нас самый тяжелым получается. Этот грех, словно хроническая болезнь, внедрился в жизнь.

Духовные люди считают, что можно победить этот грех. Они советуют чаще обращаться к Богу с просьбой о помощи, потому что нам может не хватить своих сил в борьбе с грехом осуждения, ведь это борьба с самим собой.

Люди практически поголовно «больны» осуждением. Надо сильно захотеть и приложить максимум усилий на борьбу с ним. Надо постоянно думать о своих прегрешениях, анализировать поступки, подходить к своим слабостям очень сурово.

Надо от всего сердца молиться чаще за осужденного нами и за свою душу.

Проверенный способ и помогающий справиться со своими слабостями — это замена их на хорошие мысли и дела. Надо заставить себя поначалу, а потом будет легче, а затем будет естественным любить всех людей, относиться к их и своим грехам одинаково, со снисхождением и состраданием. Надо понять, насколько греховен сам, и тогда уйдет потребность думать о чьих-то грехах.

Надо жалеть всех людей, и тогда не будет места и времени для порицания. Ведь, осуждая, мы сами впадаем в грех и теряем милость Бога, а полное покаяние, не только на словах, но и в делах, может поднять нас на новый духовный уровень.

Что делать, если осуждают нас

Нас могут осудить, обвинить в чем-то, иногда случайно, так сказать, под горячую руку попал, а иногда специально очернить, что особенно обидно и оскорбительно. Порой от возмущения человек готов броситься на своего обидчика с кулаками, плакать и проклинать его. Так что же делать? Ответить осуждением?

Осуждению подвергались и святые отцы, которые принимали это со смирением. Нельзя на зло отвечать злом. Осуждающие сами себя осуждают, уводя свою душу от Христа. Святые отцы рекомендуют принимать порицание спокойно, как еще одно испытание в борьбе с грехами, и тогда осудившему вас будет совестно. Ведь мы все дети Божьи, а Бог и есть любовь.

Иисус Христос сам пострадал от порицания. Он не занимался разбирательствами, не осуждал, и не оправдывался. Надо обойтись без возмущений и молиться за порицающих нас.

Мы должны помнить одну истину, что если нас никто не осуждает, но мы сами постоянно грешим, и жизнь наша греховна, то не стоит надеяться на милость Божью. И наоборот, если мы живем в благочестии, нам не навредят никакие осуждения, и мы будем достойны Царствия небесного. Поэтому не надо смотреть на обвиняющих нас, а думать о праведности нашей жизни и прилагать к этому усилия.

Выводы

Бог всегда помнит о людях, всегда вместе с нами, внимательно слушает и видит нас, и мы должны уяснить себе это. Он дал нам свои заповеди и хочет, чтобы мы жили по его законам. Любой человек может согрешить нечаянно, и каждый молит для себя прощения, каждый трепещет перед будущим Судом Всевышнего, и каждому хочется лояльности и снисхождения к нам.

Христос говорил, что «от слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь». Всегда вспоминая об этом, надо изжить из себя этот грех и любить всех людей, без исключения, быть к ним милосердными. Тогда, быть может, слова наши оправдают нас перед Богом.

Источник: https://labuda.blog/203708

Грех осуждения: в чем выражается

Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать

Среди заповедей Божьих не встретить «не осуждай», но осуждение является грехом.

Почему? Дело в том, что сравнительно простое в исполнении и достаточно распространенное в бытовом обиходе осуждение греховно по той причине, что является хорошо замаскированным проявлением ненависти.

Ненависть же устраняет любовь и мешает исполнению одной из важнейших заповедей: «возлюби своего ближнего как себя самого». Таким образом, осуждение свидетельствует об отсутствии любви человека не только к окружающим людям, но и к себе самому.

Почему осуждение является грехом?

Vera21.ru

Церковный писатель Ерма в книге «Пастырь» высказал, что не следует, не только осуждать кого-либо, но и слушать тех, кто подвергает осуждению других, потому что, слушая мы участвуем, а участвуя, грешим.

Состояние осуждения вероломно и является демоническим. Первым испытавшим осуждение был дьявол, осудивший и оклеветавший Бога перед прародителями. Впоследствии он стал учить этому греху людей и продолжает успешно этим заниматься.

Причина осуждения кроется в нас самих, а не в осуждаемых нами. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими». Стало быть, осуждаем других от незнания себя.

Осуждение — грехопадение повседневное. Мы впадаем в него, ведя безобидные беседы о своей жизни, жизни знакомых и страны в целом, в среде знакомых и малознакомых людей. К сожалению и в кругу своей семьи также, вовлекая в грехопадение близких людей и давая пример для подражания своим детям.

Для защиты от сплетен, грязных слухов и соблазна в них участвовать, есть молитвы:

  • Архангелу Михаилу;
  • Пресвятой Богородице;
  • Николаю Чудотворцу.

Что есть осуждение?

Pravlife.org

«Если видишь грех и душа болит – это рассуждение, а если злорадствует – это осуждение.» — Схиархимандрит Гавриил. Осуждение — грех, потому что осуждая, человек примеряет на себя Божественную роль, а это греховно. Совершенное всуе или преднамеренно осуждение необходимо исповедовать.

Любовь и ненависть два противоположных состояния, и жить человек может только в одном из них. Осуждение есть хорошо замаскированное проявление ненависти.

Осуждение видит других намного худшими, чем они есть из-за превозношения себя над другими, или лучшими из-за лести и пресмыкательства, перед вышестоящими, и хранящими ключи от искомой выгоды. Бороться с искушением осуждения невозможно.

Есть лишь один путь ухода от этого греха, в сторону любви через покаяние и молитву.

Осуждение бессмысленно, поскольку: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого…. Потому что судя другого делаешь тоже.» (Рим 2:1-4)

Осуждая других, мы видим в них частичное отражение себя. «Злой человек из злаго сокровища износит злое» (Мф.12:35). Православие учит: вместо нанесения ран за прегрешения другим следует врачевать свои собственные.

Рекомендуем прочитать: Что значит фраза «Не судите, да не судимы будете»?

Elitsy.ru

Мы должны относиться к людям с любовью как Божьему подобию, но отвергая грех в их словах и поступках без осуждения. Как распознать в себе осуждение? Если видите человека в состоянии глубокого алкогольного опьянения, то сказать он напился или он пьян, есть констатация факта, т.е. суждение. Сказать же что он конченый алкоголик есть осуждение и грех.

Осуждение бессмысленно, потому что осмеяние и злословие, которыми, по сути, оно является, не приведут к перевоспитанию грешника. Перевоспитывать нужно так, что самому не стать судимым.

Коварство осуждения в том, что едва заметна граница между осуждением личности и ее поступка. Оценить действие это одно, а дать оценку личности, совсем другое. Каждый имеет право на покаяние и исправление.

Осуждая поступок, мы даем оценку, подвергая осуждению человека, тем самым лишаем его права на исправление, а нам неизвестно какую ценность он имеет для Господа, ведь Иисус свою кровь пролил за всех в равной мере, и никого не осуждая, искупил всех одинаково.

Важно понимать: право на исправление поступков ближнего, дается исправившемуся человеку. В таком случае существует право на вразумление, вместо осуждения. Можно обсуждать поступки, но нельзя судить личность содеявшего.

«Не судите, да не судимы будете» — слова, которые помогут избежать соблазна осуждения. Бог единственный судья, оценивающий наши личности.

«Господи даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего» — это краткая молитва поможет избежать грехопадения.

(9 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/eto-interesno/greh-osuzhdeniya-v-pravoslavii/

Грех осуждения

Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать

Грех — это действие, приводящее к страданию. Осуждение же приводит к страданиям только лишь самого осуждающего. Хотите узнать как?… Реальные примеры из жизни.

Осуждение на подсознательном уровне действует медленно, но верно, а потому даёт тяжелые так называемые неизлечимые заболевания. Чаще всего это онкология, наркомания и алкоголизм. Получается, что болезнь блокирует подсознательную программу разрушения.

И что важно понять, что не Вселенная и не сам Бог дают эти болезни в наказание, а сами осуждающие их сами себе создают своими мыслями, словами и поступками, которые дисгармоничны с законами Вселенной.

Поэтому достаточно просто изменить свои мысли — и болезнь будет не нужна!

 Грех осуждения, или несколько примеров из жизни

Часто приходится слышать от пациентов:—Доктор, вот вы мне объясните такой факт. Соседка — алкоголичка, и пьет каждый день, и курит, и мужиков разных в дом приводит, а болезней физических никаких — здоровая такая, мощная баба. А я не пью, не курю, жене не изменил за всю жизнь ни разу — так за что мне такие тяжёлые болезни?

— А вы осуждаете эту соседку? — спрашиваю я его.

— А как же. Ведь она ведёт такой паразитический образ жизни. Какая польза от неё обществу? Один вред.

«Если вы начнёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их.»

Мать Тереза

Так вот именно за своё осуждение вы и страдаете. От таких людей, как вы, которые готовы осуждать всякого за его безнравственное поведение, и есть самый большой вред не только для общества, но и для всей Вселенной. Потому и болезни ваши очень серьезны и смертельно опасны — чтобы не дать вашей подсознательной программе разрушения действовать дальше.

Так, например, женщина, осуждающая алкоголиков, получает сына-алкоголика. Родители, осуждающие и ненавидящие безнравственных и непорядочных людей, получают сына-наркомана, алкоголика или преступника. Мужчина, презирающий женщин, становится импотентом. Женщина, презирающая мужчин, имеет болезни матки или бесплодие. И т. д. Такие вот механизмы Вселенной борьбы с дисгармоничными её частичками.

Но и Соседка ваша тоже болеет, но по-другому. Болезнь её — алкоголизм. Болезнь эта разрушает психику и страдает по-своему. Но она выпила водочки — и приглушила свои страдания. А вы своими мыслями постоянно готовы уничтожать целые группы людей.

Помните, как в годы советской власти уничтожали миллионы людей только за то, что они не соответствовали определенным идеалам, а теперь эти идеалы в этой стране разрушены. Каждый человек — это частичка Вселенной и выполняет здесь, на Земле, свои функции.

Так кто опасней для Вселенной?

«Тем, что ты осуждаешь, — однажды станешь сам.»
Н.Д.Уолш

— Так что же, вы предлагаете любить всех негодяев?
— Я не одобряю их действий, но и не осуждаю. За каждым преступником, подлецом и негодяем стоит прежде всего человек, то есть частица Вселенной, Бога. И если они существуют в этом мире, значит, для чего-то нужны. Осуждая их, вы идёте против самого Бога, Вселенной. Научитесь принимать любую ситуацию.

Научитесь уважать других людей, кем бы они ни были. Вы просто не имеете права осуждать других людей. Пусть этим занимаются соответствующие государственные структуры. Наведите сначала порядок в своём мире, в своей жизни, прежде чем судить других.

«…Ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

На приёме у меня сидит мужчина с серьезным заболеванием.
Причина его болезни — гордыня и, как одна из её производных, осуждение и презрение к людям.
— Я не понимаю, доктор, — говорит он раздражённо, — как можно не осуждать некоторых людей. Вот возьмите, например, преступников, убийц. Их что же, любить надо?

«Все мы гости в этом мире. Никто не имеет права осуждать то, что не им создано.»

В.Зеланд

— Да! Но любить и принимать их надо не за их действия, а за то, что каждый из них является частицей Бога и, следовательно, выполняет в этом мире для Вселенной какую-то функцию. Представьте человеческий организм с его иммунной системой.

Есть в организме клетки-убийцы — фагоциты. Они защищают организм от чужеродных агентов и уничтожают собственные больные клетки, очищая весь организм. Скажите, эти клетки нужны человеку? И оправданны ли их функции? — спрашиваю я его.

— Конечно, — отвечает пациент.

— Вот так и убийцы. Они очищают этот мир от тех людей, у которых заражённое мышление, мировоззрение, которое опасно для всей Вселенной.

«Люди недалекие обычно осуждают всё, что выходит за пределы их понимания.»
Ф.Ларошфуко

— Постойте, — не соглашается мужчина, — а как же дети? В чём они виноваты?— А дети и не виноваты. Они наследуют от своих родителей подсознательную программу поведения.

Причём их подсознательная агрессия по сравнению с родителями со временем усиливается в десятки раз. Вот и приходится Богу останавливать эту программу ещё в зародыше, пока она не развернулась.

— И это, по-вашему, справедливо? — не успокаивается пациент.

— Конечно, — отвечаю я. — Лично я верю в справедливость Высшего Разума. Просто вы пытаетесь эти события оценить с точки зрения своей модели мира. Но модель каждого человека далека от Истины. Принимайте не разумом, а душой. Научитесь отключать разум в критических ситуациях, и тогда придёт понимание…

Кстати, судьи, следователи и прокуроры должны быть беспристрастны.Они должны просто следовать букве закона, но внутри, в душе, ни в коем случае не осуждать и не обвинять.

 Kris.h.Nive
по материалам Доктора Синельникова

 Ещё материалы по теме: «Грех осуждения»

Осуждение — это скрытая критика. Поэтому советую ознакомиться с семинаром Ведического мудреца Его Милости Радха Говинды пр «Прощать критику глупцов», в частности второй день, посвящённый теме «Какие же проблемы критики существуют?»

Так же очень советую почитать статью «Как Вселенная воспитывает человека» и статью ответ на один коментариев к данной статье — «Что такое осуждение?».

Источник: https://lifesecrets.in.ua/ru/success-and-happiness-in-life/qualities-of-character/241-sin-of-condemnation.html

Святые отцы: как справиться со страстью осуждения

Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать
Как справиться с осуждением? Святые отцы предлагают разные способы для борьбы с этой страстью. Можно их разделить на две категории: первая — чего мы должны избегать, вторая — что должны делать. Делимся подборкой практичных советов и историй из жизни от мудрых подвижников из книги Григория Святогорца «Страсть осуждения».

Чего мы должны избегать

1. В первую очередь следует закрыть уши для всех, кто осуждает ближнего. Не только из-за того, что таким образом возбуждается страсть осуждения, живущая внутри нас, но и потому, что, слушая того, кто порицает, мы принимаем обвинения как истинные.

Слова из псалма: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню, по мнению Евфимия Зигабена, означают, что «тайно клевещущего на ближнего своего я прогнал как злорадного… И добавляет еще „тайно“, потому что осуждающий кого-либо в его присутствии не так сильно согрешает, поскольку осуждаемый может оправдаться в ответ на обвинения».

Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу, что мы не должны «ни сплетничать, ни слушать сплетни». Потому, что пророк предостерегает: Суетного слуха не принимай (Исх. 23: 1). (Не нужно принимать вредное слово осуждения.) Не сказал: «не верь», но «не принимай».

Такого человека, по слову патриарха Анфима, «не уничижаю, но отдаляюсь от него, зная, что злое общество развращает добрые нравы (см.: 1 Кор 15: 33)». «Кто оговаривает пред нами другого, — говорит Кирилл Александрийский, — тот не удержится от оговаривания и нас пред другими».

И преподобный Иоанн Лествичник побуждает: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: „Перестань, брат, я ежедневно падаю гораздо хуже и как могу его осуждать?“»

2. Кое-чего еще мы должны избегать, чтобы излечить страсть осуждения, — любопытства и подробного исследования жизни наших ближних. Любопытство дает пищу для греха пустословия и злословия. Это осудил апостол Павел, когда писал: Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся (2 Фес. 3: 11).

Святитель Тихон Задонский, рассуждая о великом зле, происходящем от осуждения, пишет: «Людских дел берегись испытывать. Ибо такое испытание подает повод к клевете, осуждению и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себя… Посматривай чаще в сердце твое и испытывай, сколь пагубное зло в нем кроется… Это тебе полезно испытывать. Ибо из этого родится смирение…».

3. Третье, чего мы должны особенно избегать, — это осуждать священников.

Священный Златоуст говорит: «Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя… ты — овца; не суди же пастыря, чтобы тебе не быть наказанным и за то, в чем обвиняешь его… Скажи мне, придя в больницу с некой травмой, вместо того чтобы дать врачу наложить лекарство и полечить рану, ты будешь выяснять, есть ли или нет раны у него самого?.. Не будем, прошу вас, злословить учителей, не будем рассуждать о них, чтобы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо».

«Рассказывали об авве Марке Египетском, что он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и служить у него Божественную литургию. Диавол, видя его непреклонное терпение, придумал искусить его осуждением. Так он внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы.

Бесноватый сразу же закричал старцу: „Пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе“. Авва Марк сказал ему: „Сынок, входящие оставляют всю грязь вне жилища, а ты ее притащил сюда? В Писании сказано: не судите, да не судимы будете… Даже если он грешник, Господь спасет его“. Сотворив молитву, он изгнал из человека демона и исцелил его.

Когда же пришел пресвитер, старец принял его с радостью.

И Бог, видя незлобие старца, явил ему чудное знамение, которое он сам так описывал: „Когда настал момент священнику приступить ко святому Престолу, я увидел ангела Господня, сходящего свыше. Он положил руку свою на главу клирика, и он стал как столб огненный.

Между тем как я стоял потрясенный этим видением, я услышал голос: „Человек, что ты так поражаешься случившимся? Если и земной царь не позволяет своим чиновникам предстоять пред собой грязными, тем более Божественная сила не очистит ли служителей несказанных Таин, когда они предстоят перед неизреченной славой?“ Так благородный воин Христов Марк удостоился такого дара за то, что не осудил клирика».

Что необходимо делать

1. Во-первых, исследовать самих себя, чтобы познать свои грехи и покаяться. Тогда мы начнем наконец исправлять свои души, а не переживать по поводу ближних, якобы проявляя к ним внимание.

Часто мы забываем, что, осуждая нашего брата, мы становимся преступниками того же самого закона Божия, который преступил и наш ближний. В Патерике сказано: «Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбодействуй (Мф. 5: 27), сказал также: не суди».

Преподобный Иоанн Лествичник совершенно категоричен в этом вопросе: «Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому побеждаются этой страстью, что не имеют совершенной и постоянной памяти и заботы о своих согрешениях.

Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться.

И стал бы размышлять, что на оплакание собственных грехов недостанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез».

Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, «когда человек истинно кается, почувствовав всю тяжесть своих прегрешений, он не только не осудит ближних, но будет считать всех их святыми. Только самого себя будет судить со строгостью. Такой человек считает счастливым всякого человека, как Ангела, ублажает и живых, и умерших, и тех, кои еще не родились…».

Святитель Иоанн Златоуст обращается ко всем, кто привык злословить: «Не любопытствуй о том, что касается ближнего. Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, — и это не будет недостатком, а достоинством; говори о своих делах подлинным друзьям… чтобы они молились о грехах твоих.

Ты видишь, что кто-нибудь сердится, раздражается или делает что-нибудь другое безрассудное? Тотчас подумай о своих делах; тогда и его не осудишь, и сам избавишься от бремени грехов… Если будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но напротив, сделаем много доброго тем, что станем снисходительными и простыми, и будем наслаждаться теми благами, которые Бог обещал любящим Его».

Кто не озабочен своими грехами, тот легко осуждает ближнего и таким образом присваивает власть Христа. Преподобный Максим пишет: «Можно ли не ужаснуться, не изумиться и не подвинуться умом, когда вспомнишь, что Бог и Отец не судит никого, но отдал всю власть суда Сыну (см: Ин. 5: 22), а Сын возвещает людям: Не судите, да не судимы будете, — не осуждайте, и не будете осуждены.

И апостол Павел говорит похоже: Не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, и: тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим. 2: 1). Однако люди, оставив плакаться о своих грехах, забрали у Сына власть суда и сами, как будто безгрешные, судят и осуждают друг друга. Небо от этого ужасается, и земля трепещет; а они, бесчувственные, не стыдятся».

Тот, кто озабочен своими грехами, легко направляется ко смирению. А смиренный человек, по слову аввы Исайи, «не имеет языка, чтоб осудить… ни глаз, чтобы замечать недостатки других; ни ушей, чтоб слушать неполезное для души своей». Авва Варсанофий кратко замечает: «Осуждай себя, и перестанешь осуждать других».

2. Вместе с подвигом, который мы совершаем, чтобы познать свои грехи и покаяться, мы должны проявлять искреннюю заинтересованность в каждом нашем ближнем. Настоящего христианина огорчает и ранит падение брата. «Наученный любви от Духа Святого, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров), — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает ».

В Патерике рассказывается следующий случай: «В Фиваиде были два монаха. Одного из них борол дух блуда, и вот он говорит другому: „Пойду я в мир“. Тот заплакал и говорит: „Я тебя не отпущу, брат мой, чтобы ты ушел и погубил свой подвиг и свое девство“.

Тот не соглашался и говорил: „Не могу больше оставаться, уйду. Или иди со мной, и тогда я опять возвращусь с тобой; или отпусти меня, и я останусь в мире“. Брат пошел и рассказал это одному великому старцу.

Старец ему посоветовал: „Ступай с ним, и Бог, ради подвига твоего, не допустит его до падения“. И вот они отправились в мир. Когда они добрались до одной деревни, Бог, видя подвиг первого, остановил брань блуда его брата.

И вот он говорит: „Вернемся, брат, опять в пустыню! Скажи, вот я согрешил, и чего добился?“ И возвратились они в келью свою без вреда».

3. Еще один способ избежать осуждения — это смотреть на ближних через призму добрых помыслов и подмечать положительные стороны их жизни. Человек, живущий духовной жизнью, оправдывает ближнего и осуждает самого себя.

Добрые помыслы — это глаза человеколюбия, которыми смотрят святые.

Старец Паисий пишет: «Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Например, тот, кто по ночам, желая остаться в безвестности, творит милостыню, и о прохожем, встреченном поздно ночью на улице, никогда не помыслит плохо.

А тот, кто прожигает свои ночи во грехе, увидев запоздалого прохожего, скажет: „Где же его носило целую ночь?“ Помните, какое отношение ко Христу проявили двое разбойников, распятые вместе с Ним? Оба видели распятого на Кресте Христа, оба чувствовали, как сотряслась земля, оба находились в равном положении.

Однако что помыслил один и что другой? Один пошел в вечную муку, другой — спасся».

Христос и разбойники

4. Молитвы за грешника — это еще один способ оказать любовь к ближнему, который пал. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грехи его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, но молился о них».

Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в Отечнике такую историю: «Брат сказал авве Пимену: „Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью“. Старец отвечал ему: „Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немоществует“».

А как быть с теми, кто осуждает нас, читайте в книге иеромонаха Григория Святогорца «Страсть осуждения».

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/svyatye-ottsy-kak-spravitsya-so-strastyu-osuzhdeniya/

Как бороться с грехом осуждения: возникновение, причины

Как прийти к очищению себя? Можно ли осуждать себя за грехи? Может ли христианин осуждать

Грех осуждения проникает в нашу душу незаметно. Часто мы и грехом-то не считаем подумать или сказать что-то неприятное о других. Святые отцы и учителя Церкви предупреждают нас: осуждать ближнего небезопасно для нашей души.

Как возникает грех осуждения?

В православии осуждение – грех потому, что в этом действии отсутствует любовь. У преподобного Дорофея есть сравнение: как гнойную рану на теле мы стремимся исцелить, так и недостойно поступающего человека нужно спасти. Но не критикуя и порицая его, а через доброе слово.

Почему осуждение – грех? Господь запрещал нам судить других. Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий. Эти слова свидетельствуют, что судить, кто прав, а кто виноват, может только сам Господь.

Критика и презрение ближнего отдаляют нас друг от друга. Представьте, что пострадавшего в аварии человека врачи начинают не возвращать к жизни, а осуждать его и говорить, что он сам виноват. Примерно так же поступают люди, осуждающие близких, родных, друзей или просто прохожих.

Человек, вставший на путь истинной веры, остро чувствует свое несовершенство. Можно выбрать долгую и трудную духовную работу над собой, а можно возвыситься, указывая на недостатки других. Осуждение – один из признаков гордости.

И тут возникает ситуация, когда “В чужом глазу соринку замечаем”. Маленькая радость от унижения другого превращается в грех. В итоге к своим слабостям человек относится снисходительно. Чтобы избавиться от осуждения, нужно увидеть собственные грехи.

Осуждение – это ещё и показатель невежества. Мы не можем знать всех обстоятельств, при которых человек вынужден был согрешить. Невежество часто идёт под руку с лицемерием: себе мы давно простили, а другому – нет.

Осуждение человека – это грех, приносящий много зла. Сплетни, клевета, злословие причиняют боль, уничтожают доброе имя, разрушают уклад жизни.

Бывает, люди, считающие себя вправе порицать, начинают подшучивать над оступившимся и насмехаться. Им кажется, что это весело и необидно. На самом деле, это тот же грех осуждения, поданный в другой форме.

Человек, занимающийся поиском греховности в других людях, не найдет времени для изучения собственной души. Желание посплетничать о другом дает рост гордыне.

Как бороться с грехом осуждения православному?

Грех, подобно болезни, овладевает человеком. Избежать его можно, внимая чувствам, возникающим в душе, вовремя выявлять порицание другого. Проявляя внимание к себе и другому, мы становимся устойчивыми к легкомысленному суждению.

Способ, как избавиться от греха осуждения, есть у Анатолия Оптинского. Он говорил: пожалей – и не осудишь. Генри Бичер, проповедник, боровшийся против рабства, говорил, что сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.

Иногда, рассмотрев причины низкого поступка, можно обнаружить, насколько человек несчастен. Причинами могут быть и плохое воспитание, и духовная ограниченность, и невежество. Подумайте, какое наказание понесет он за свой грех. А может, он и сам горько сожалеет о совершенном. Если он раскаялся – нам ли его судить? Нет, не нам только Господь может судить.

Совет. Чтобы не осуждать людей, научитесь их оправдывать и жалеть!

Судящий лишается Божьей милости, бывает так, что сам совершает грех, в котором уличал другого. Терпение и молчание – вот золотые качества православного человека.

Прощать согрешившего, молиться о его душе – вот, что нужно каждому, чтобы избежать греха. Если человек осознает, насколько греховен сам, у него пропадает желание обвинять других.

Можно ли сказать что-либо о человеке плохое и не впасть в грех осуждения? Василий Великий определил следующие три правила: можно указать на грех из искреннего желания помочь, можно сказать о недостатке другого тому, кто может это исправить. И можно предупредить, если плохое в человеке может причинить вред другим. Это может быть в случае при приеме на работу, заключении брака.

Нужно помнить, что Бог не оставляет без внимания людей, всегда находится рядом с нами, слышит и видит нас, любит и ждёт нас, чтобы мы начали жить по его нормам, которые он заповедовал нам. От страшного Суда не укрыться нигде. А вот случайно оступиться может каждый из нас. И в этот момент каждому хочется милости прощения. Будьте милосердными и человеколюбивыми!

(3 3,33 из 5)
Загрузка…

Источник: http://proruschurch.ru/kak-borotsya-s-grehom-osuzhdeniya/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: