Как выкупить муниципальное арендованное помещение. Новые правила выкупа арендованного имущества

Содержание
  1. Выкуп помещений у муниципалитета
  2. Инструкция по выкупу помещений у муниципалитета
  3. Выкуп права аренды помещений в упрощённом порядке
  4. Правила выкупа городской собственности субъектами МСП по 159-ФЗ
  5. Переходные положения процедуры приватизации городского имущества
  6. Почему за процедурой выкупа помещений у муниципалитета стоит обраться к нам
  7. Выкупать арендуемые площади стало проще
  8. 1. Выкуп арендуемых помещений по закону №159-ФЗ перестал быть временным
  9. 2. Федеральное имущество отныне тоже можно приватизировать
  10. 3. Срок аренды, дающий право на выкуп помещения, теперь отсчитывается с момента подачи предпринимателем заявления о выкупе
  11. 4. У арендаторов-«отказников» появился второй шанс
  12. 5. При выкупе арендуемого помещения предпринимателям предоставляется рассрочка на срок не менее пяти лет
  13. 6. Инициатором приватизации может быть как собственник арендуемого помещения, так и предприниматель-арендатор
  14. Как выкупить арендуемое помещения у города Москва – Оформление недвижимости и земельных участков — Keo Group
  15. Условия выкупа нежилых помещений
  16. Проблемы при подготовке к выкупу арендованных помещений
  17. Процедура выкупа арендуемого помещения
  18. Основные трудности при заключении договора выкупа с ДГИ Москвы
  19. Заключение
  20. Преимущественное право выкупа арендуемого помещения для физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности
  21. Преимущества выкупа у ДГИ
  22. Порядок выкупа арендуемого помещения
  23. Порядок выкупа коммерческого помещения
  24. Порядок выкупа муниципального помещения
  25. Обход преимущественного права
  26. Этапы приватизации арендуемого объекта

Выкуп помещений у муниципалитета

Как выкупить муниципальное арендованное помещение. Новые правила выкупа арендованного имущества

Если помещение нежилого фонда находится в собственности города, а Вы решили его купить, нужно получить соответствующее Постановление муниципального округа и быть готовым к оформлению недвижимости в свою собственность на платной основе.

Первым делом, следует обратиться с соответствующим заявлением на официальной основе. Подать бумагу нужно балансодержателю муниципального объекта. Такие бланки сдают в отдел жилищной политики.

Перечень документов для оформления нежилого помещения, находящегося на балансе города, в свою собственность:

  • Паспорт гражданина
  • Заполненное заявление в отдел жилищной политики районного муниципалитета
  • Постановление соответствующего муниципалитета
  • Кадастровые выписки
  • Квитанции

Инструкция по выкупу помещений у муниципалитета

Условия выкупа муниципальных зданий/помещений определены нормами 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., в статье 3-ей закона в частности сказано:

Арендаторы, выступающие в форме индивидуальных предпринимателей, коммерческих фирм и кооперативов, и арендующие у города недвижимость имеют преимущественное право по её выкупу у муниципалитета.

Получается, что Федеральный закон позволяет представителям малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) проявлять инициативу в данном вопросе, хотя ранее такой возможности законодатель не предусматривал. Чтобы получить возможность стать владельцем арендуемого у города помещения, бизнесмен должен был ожидать соответствующего предложения от органов муниципалитета.

Выполнение следующих условий даёт право на преференции при оформлении городской недвижимости в собственность бизнеса:

  • Заявление на выкуп права аренды должно содержать исчерпывающие данные, позволяющие чётко идентифицировать Ваш бизнес в качестве субъекта МСП (критерии закреплены законом «О Развитии МСП в РФ» 209-ФЗ, утверждённым 24 июля 2007 г.).
  • На момент подачи заявления срок, в течение которого Вы уже являлись арендатором городской собственности, должен быть не менее чем 2 года с непрерывным исчислением или 5 лет, если объект входит в перечень Росимущества.
  • Никаких долгов по оплате аренды не может числиться за Вашим предприятием на день, когда муниципалитет готов заключить с Вами соответствующий договор купли-продажи, независимо от того, кто выступает инициатором сделки, – Вы или город.

Выкуп права аренды помещений в упрощённом порядке

Закон 144-ФЗ внёс правки в действующие нормы Федерального закона «Об особенностях отчуждения государственной/муниципальной недвижимости» (159-ФЗ, утверждённый 22 июля 2008 г.). К примеру, он несколько упростил способ перехода прав на помещения для представителей МСП посредством их выкупа.

Основные поправки позволили:

  • Исключить прежнее требование о пределе допустимых к выкупу МСП площадей (ранее муниципальное законодательство определяло площадь возможного к выкупу недвижимого имущества).
  • Изменить правила расчётов по выкупу, допуская возможности рассрочки платежа (ранее рассрочка не предусматривалась, теперь выкупить можно в срок 5 лет с уплатой процентов по ставке не более 1/3 от ключевой ставки ЦБ РФ).
  • Допустить право оспаривания в суде размера оценки рыночной цены городской недвижимости к выкупу, инициатором которого стал муниципалитет, если по обоснованному мнению такая оценка завышена.
  • Упростить сам регламент обмена документами, предусмотрев возможность инициативы со стороны покупателя – представителя МСП, если же инициатор – муниципалитет, Ваш ответ на его предложение должен поступить в течение 1 месяца.

Если предложение выкупить городскую недвижимость поступило представителю МСП от самого муниципалитета, то у потенциального покупателя есть 30 дней, чтобы:

  • Подписать договор купли-продажи предложенного к выкупу имущества.
  • Оформить аргументированный отказ от предложения.
  • Оспорить в судебном порядке оценочную стоимость объекта.

Если Вы подали в суд, чтобы оспорить оценку городом интересующего Вас объекта недвижимости, 30-дневный срок на оформление договора выкупа городской собственности приостанавливается.

Правила выкупа городской собственности субъектами МСП по 159-ФЗ

1. Если Вы – субъект МСП и арендуете помещение, принадлежащее городу, 2 и более лет непрерывно по договору/договорам аренды помещений, направляйте заявление на оформление выкупа по собственной инициативе в рамках преимущественного права (ст. 3 159-ФЗ).

2. После подачи заявления на реализацию преимущественных прав приобретения арендуемого Вами у города имущества, муниципалитет должен дать аргументированный ответ в срок 30 дней и указать выкупную цену помещений (обратите внимание: на дату заключения ДКП Вы должны быть в реестре МСП).

3. Течение месячного срока будет приостановлено до даты, когда суд примет своё решение, и оно вступит в законную силу, если потенциальный приобретатель городского помещения – субъект МСП, решит оспорить размер рыночной стоимости приобретаемого объекта.

4. Оспорить в суде можно не только размер оценки стоимости недвижимости к продаже, назначенный органами муниципалитета, но и отказ города продать помещение бизнесмену из реестра МСП, арендующего его непрерывно 2 и более лет, т.е. отказ в реализации преимущественного права (п. 8, пп. 1 ст. 4 159-ФЗ).

5. Оплатить выкуп городской собственности в рамках реализации своего преимущественного права можно единовременно или в рассрочку (право выбора закреплено п. 2 ст. 5 159-ФЗ) по ставке процентов 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ на дату публикации официального объявления о продаже.

6. Максимальный предел срока рассрочки окончательно утверждается местным законодательством, но не может быть менее 5 лет, при этом покупатель, реализующий свои преимущественные права, должен платить равными платежами один раз в месяц или квартал (п. 1 ст. 5 159-ФЗ).

7. Пока покупатель помещения у муниципалитета не оплатит его полностью, имущество будет находиться в залоге у города, причём, если ДКП закрепил другое условие, оно будет признано ничтожным на основании п. 5 ст. 5 159-ФЗ, при этом покупатель имеет право на досрочный расчёт по выкупу с рассрочкой платежа.

Любые сделки по выкупу государственной или муниципальной собственности на возмездной основе, оформленные вразрез с требованиями 159-ФЗ, являются ничтожными. Если субъект МСП узнал о нарушении своих прав на преимущественное приобретение арендуемой им недвижимости, у него есть 2 месяца на обжалование действий муниципалитета.

Переходные положения процедуры приватизации городского имущества

Если субъект РФ не утвердил законом срок рассрочки по оплате возмездного перехода прав на городское имущество, то срок признаётся равными 5-ти годам. Для реализации преимуществ заявитель подает заявление в уполномоченный орган, который обязан:

  • Обеспечить условия для подписания договора на оценку рыночной цены объекта.
  • Установить условия возмездной приватизации посредством выкупа.
  • Направить в адрес заявитель проект ДКП в срок 10 дней с даты принятия условий.

Реализовать преимущественное право невозможно, если заявитель по факту не соответствует всем требованиям, изложенным в статье 3 Федерального закона 159-ФЗ.

Почему за процедурой выкупа помещений у муниципалитета стоит обраться к нам

В нашей компании работают специалисты, которые имеют большой опыт не только в сфере независимой оценки, но и в оспаривании стоимости помещений при выкупе у ДГИ.

1. Отчёт об оценке муниципального помещения, составленный нашими оценщиками и проверенный на достоверность руководителем и главным экспертом, – серьёзный документ, имеющий юридическую силу. На его основании можно оспорить завышенную стоимость, предложенную ДГИ, и выкупить помещение за цену, на 40% ниже первоначальной планки.

2. Иногда даже качественный отчёт об оценке не гарантирует, что арендатор сможет воспользоваться преимущественным правом на выкуп.

Речь идёт о ситуации, когда предприниматель не успел вовремя составить претензионное письмо и просрочили те 30 дней, которые даются на заключение договора купли-продажи.

Сотрудники оценочной компании «Новые Горизонты» не только предоставят отчёт, но и помогут быстро и правильно сформулировать претензии и направить их в ДГИ, а при несогласии Департамента с предложенными условиями – подать иск в арбитражный суд.

3. Вы на 100% можете быть уверены, что результаты оценки достоверны и объективны, так как ответственность наших оценщиков перед Заказчиком застрахована.

4. Оперативность проведения оценки помещения для выкупа у города. Процедура занимает всего 2-3 дня после предоставления Заказчиком всех необходимых документов и после осмотра помещения.

Гарантия. Несколько вариантов сотрудничества для Вашего удобства. Вы платите только за результат! Ответственность каждого нашего оценщика застрахована по договору страхования.

Оперативность. Позвонив в нашу компанию, Вы напрямую выходите на связь со специалистом. Вам не нужно по несколько раз объяснять Вашу проблему и бесконечно долго слушать мелодии в Вашем телефоне. На любом этапе взаимодействия с компанией – от первого звонка специалистам до проведения оценки – Заказчик может рассчитывать на быстрое и эффективное решение своих вопросов.

Удобство. Именно Вы выбираете день и время осмотра объекта оценки. Вам не нужно переносить какие-либо дела. Мы приедем, когда Вам будет удобно.

Качество. В нашей компании каждое заключение – отчёт об оценке – перед печатью проходит двух-этапную проверку на соответствие стандартам экспертной деятельности – проверяется ведущим экспертом и руководителем организации. Репутация. Зачем верить на слово? Посмотрите отзывы наших Клиентов. Может быть, среди них есть Ваш партнёр? Профессионализм. У нас работают дипломированные специалисты, которые состоят в саморегулируемой организации, имеют лицензию. Положительная практика. Более 300 выигранных дел.

Источник: https://www.mos-expert.com/news/novosti-kompanii/vykup-pomeshcheniy-u-munitsipaliteta/

Выкупать арендуемые площади стало проще

Как выкупить муниципальное арендованное помещение. Новые правила выкупа арендованного имущества

«Малая приватизация» образца 2018 года: что нужно знать предпринимателям. Статья Романа Речкина к десятилетию федерального закона №159-ФЗ.

Речкин Роман Валерьевич
Старший партнер

Федеральный закон от 22 июля 2008 года №159-ФЗ предусматривает право предпринимателей стать собственниками помещений, которые они арендуют у государства. Причем прописанные в законе условия приобретения недвижимости – весьма и весьма комфортные, что делает этот закон едва ли не единственной по-настоящему действенной мерой поддержки малого и среднего бизнеса.

Закон вступил в силу 5 августа 2008 года. Тогда он назывался так: «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

А теперь название даже название у закона иное. Да и вообще, за прошедшие десять лет он неоднократно претерпевал изменения, поскольку оказался не идеальным с точки зрения законодательной техники: практика выявила в нем достаточно существенные пробелы и противоречия.

3 июля 2018 года вступил в силу седьмой по счету закон о внесении поправок в закон №159-ФЗ. Роман Речкин, старший партнер ИНТЕЛЛЕКТ-С, рассказывает об актуальных аспектах льготной приватизации арендуемых помещений.

1. Выкуп арендуемых помещений по закону №159-ФЗ перестал быть временным

«Малая приватизация» задумывалась как временная мера поддержки малого и среднего бизнеса. В момент вступления закона в силу срок его действия составлял всего два года – до 1 июля 2010 года.

В дальнейшем этот срок продлевался трижды – сначала на три года (до 1 июля 2013 года), потом еще на два (до 1 июля 2015 года) и снова на три (до 1 июля 2018 года).

И вот, наконец, в июле 2018 года ограничение действия закона по времени было отменено. Закон №159-ФЗ стал действующим бессрочно.

2. Федеральное имущество отныне тоже можно приватизировать

До сих пор предприниматели могли выкупить только те из арендуемых помещений, которые находятся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Это прямо следовало не только из положений закона №159-ФЗ, но и из его названия.

Однако внесенные в июле 2018 года изменения в закон исключают из его названия и статей слова о собственности субъектов РФ. Отныне малый и средний бизнес может на льготных условиях приобрести не только муниципальное, но и федеральное имущество.

3. Срок аренды, дающий право на выкуп помещения, теперь отсчитывается с момента подачи предпринимателем заявления о выкупе

Как уже говорилось выше, в первой версии закона №159-ФЗ льготная приватизация арендуемых помещений устанавливалась как временный институт и, возможно, поэтому была привязана к дате начала действия закона.

Право на выкуп предоставлялось предпринимателям только в том случае, если арендуемое имущество непрерывно находилось в их временном владении и (или) пользовании как минимум в течение трех лет до дня вступления закона в силу, то есть до 5 августа 2008 года.

Таким образом, если договор аренды был заключен 6 августа 2005 года или позже, то предприниматель в принципе не мог подать заявку на выкуп помещения, даже если с момента начала аренды прошло более трех лет.

За прошедшие десять лет это положение закона не раз перерабатывалось. В частности, законодатель сократил необходимый период пользования помещением с трех лет до двух.

Однако начальным днем этого периода по-прежнему служила конкретная дата, которую законодатель тоже менял не однажды.

Порочен был сам принцип зависимости начала срока аренды от определенного, прописанного в законе дня, поскольку он искусственно ограничивал право предпринимателей на выкуп арендуемой недвижимости.

И только в июле 2018 года ситуация стала кардинально иной: по новым правилам, предприниматель может приватизировать помещение, которым непрерывно пользуется как минимум в течение двух лет на момент подачи заявления о выкупе. Такой подход дает арендатору возможность воспользоваться правом на приватизацию в будущем, если в настоящее время он не может приобрести арендуемое помещение.

4. У арендаторов-«отказников» появился второй шанс

Если предприниматель не стал заключать договор купли-продажи арендуемого помещения или не подписал присланный ему договор в течение тридцати дней с момента его получения, он лишается преимущественного права на выкуп. Такое правило действовало все десять лет существования закона №159-ФЗ.

Но благодаря внесенным в закон поправкам арендаторы, отказавшиеся от покупки или вовремя не подписавшие документы, вновь могут воспользоваться возможностью льготной приватизации. Если предприниматель продолжает арендовать помещение, то может направить его собственнику заявление о выкупе.

5. При выкупе арендуемого помещения предпринимателям предоставляется рассрочка на срок не менее пяти лет

Предприниматель, решивший выкупить арендуемое помещение, сам выбирает порядок оплаты – единовременно или в рассрочку, а также предпочтительный для него срок рассрочки в предусмотренных законом пределах.

Срок рассрочки устанавливается нормативным правовым актом Правительства РФ (для федерального имущества), законом субъекта РФ (для собственности области), муниципальным правовым актом (по муниципальному имуществу) и не может быть менее пяти лет.

Например, в Свердловской области срок рассрочки при оплате выкупаемого областного имущества и имущества, принадлежащего городу Екатеринбургу, составляет семь лет, в Нижнем Новгороде и Москве – пять лет.

В Пермском крае, Челябинской и Новосибирской областях специальный срок рассрочки, по данным на июль 2018 года, не установлен – то есть составляет те же пять лет.

6. Инициатором приватизации может быть как собственник арендуемого помещения, так и предприниматель-арендатор

С учетом июльских изменений закон №159-ФЗ предусматривает два принципиально разных подхода к «малой приватизации»: (1) общий порядок выкупа арендуемых помещений – по инициативе собственника, (2) два «специальных» порядка выкупа – по инициативе предпринимателя.

Общий порядок выглядит так:

  • «у» принимается решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.
  • Уполномоченный орган направляет арендатору копию решения, предложение о заключении договора купли-продажи помещения и проект этого договора.
  • Предприниматель подписывает договор купли-продажи в течение тридцати дней с момента получения предложения – конечно, в том случае, если собирается приобрести арендуемое помещение.

Однако общий порядок льготной приватизации, при всей его простоте, имеет один существенный недостаток, за десять лет «жизни» закона проявившийся достаточно ярко: субъекты РФ и муниципалитеты не горят желанием продавать свое имущество предпринимателям. Поэтому законодателю пришлось ввести два «специальных» порядка выкупа, благодаря которым предприниматель может приобрести арендуемое помещение, не дожидаясь предложения собственника.

Условия приватизации в рамках «специального порядка №1»:

  • На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение двух и более лет, что подтверждается договором аренды.
  • Отсутствует задолженность по арендной плате.
  • Арендуемое помещение не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу.
  • На момент заключения договора купли-продажи сведения о предпринимателе (ИП или юридическом лице) не исключены из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия приватизации в рамках «специального порядка №2»:

  • На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение трех и более лет, что подтверждается договором аренды.
  • Арендуемое помещение включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу, в течение как минимум пяти лет до дня подачи этого заявления.

***
Подытоживая, отметим, что сейчас государство все чаще говорит о необходимости стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.

Создаются фонды поддержки предпринимателей, функционирует Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством Игоря Шувалова, а при Председателе Совета Федерации работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

К сожалению, вся эта бурная деятельность имеет мало общего с реальной помощью. Меры, которые принимаются на федеральном и региональном уровне, как правило, декларативны и большинству предпринимателей недоступны.

Тем ценнее, что закон №159-ФЗ действительно предусматривает льготные условия приобретения недвижимости. Воспользоваться правом выкупа арендуемого помещения могут большинство предпринимателей.

Фактически, закон предполагает предоставление малому и среднему бизнесу товарного кредита в виде рассрочки на срок не менее пяти лет с оплатой за пользование в размере 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ (7,25 % годовых по данным на лето 2018 года).

Знайте свои права и пользуйтесь ими. Это в ваших же интересах.

Источник: журнал «Деловой квартал»

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

ИНТЕЛЛЕКТ-С оказывает предпринимателям помощь в выкупе арендуемых помещений на льготных условиях по закону №159-ФЗ >>

коммерческое право, недвижимость, приватизация

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/vykupat_arenduemye_ploshadi_stalo_proshe/

Как выкупить арендуемое помещения у города Москва – Оформление недвижимости и земельных участков — Keo Group

Как выкупить муниципальное арендованное помещение. Новые правила выкупа арендованного имущества

Многие бизнесмены рано или поздно приходят к мысли о покупке арендуемого помещения, находящего в собственности города Москва. Действующее законодательство предусматривает такую возможность при соблюдении определенных требований и выполнении ряда условий.

Учитывая большие затраты и возможные риски при реализации планов покупки помещения, редакция рекомендует обращаться за помощью в профильные организации с компетентными юристами, но перед этим обращением рекомендуется ознакомиться с нашим материалом для понимания основных моментов, связанных выкупом арендуемого помещения у Департамента городского имущества Москвы.

Условия выкупа нежилых помещений

Третья статья федерального закона №159-ФЗ прописывает требования к представителям среднего и малого предпринимательства, при соблюдении которых они получают преимущественное право на выкуп арендуемого имущества.

    Перечислим их:
  1. заявитель должен быть субъектом предпринимательства, среднего либо малого, при этом сведения о нем должны находится в соответствующем реестре (он не должен быть исключен из реестра на день заключения договора)
  2. по состоянию на 1.07.15 объект, который планирует выкупить заявитель, должен находится в его аренде на договорных отношениях минимум 2 года непрерывного стажа;
  3. недвижимость, указанная в заявлении, не должна находится в утвержденном перечне муниципального либо государственного имущества, предназначенного для пользования и(или) владения субъектами малого и среднего предпринимательства (более детально — по ссылке на нормативный акт);
  4. у заявителя не должно быть непогашенных задолженностей перед по оплате за аренду перед ДГИ, ни в форме прямых выплат, ни в форме неоплаченной пени за предыдущие просрочки, если они были.

Наличие непогашенной задолженности в любом размере достаточно часто является причиной для отказа в услуге, поэтому перед подачей заявления и непосредственно перед заключением договора необходимо провести тщательную сверку всех проведенных платежей.

Право на приобретение городской недвижимости есть у коммерческих организаций и ИП, фермерских хозяйств и потребительских кооперативов. Часто данным правом пытаются воспользоваться и другие организации (например, НКО), но исключений закон не предусматривает и каких-либо легальных обходных путей в данном случае просто нет.

В качестве антимонополизационной меры существует запрет на продажу помещений представителям крупного бизнеса, хотя эта мера не столь эффективна и зачастую обходится с помощью дочерних предприятий, у которых при необходимости корректируется штат и другие цифровые показатели, имеющие отношение к возможности оформления договора купли-продажи с городом, что позволяет обойти существующие запреты.

Проблемы при подготовке к выкупу арендованных помещений

Первая актуальная проблема, с которой сталкивается будущий собственник арендуемой недвижимости — подтверждение статуса СМП (субъект малого предпринимательства), поскольку для регистраторов существует целый ряд сложностей, связанных с действующим постановлением правительства г. Москва №1338-ПП.

Для того, чтобы подстраховаться в этом вопросе изначально и не потерять время впоследствии, необходимо вложить в пакет документов для оформления выкупа следующие сведения, независимо от того, внесена ли организация покупателя в реестр СМП или отсутствует в нем:

  1. данные о среднесписочном количестве работников за прошлый год (форма КНД 1110018), обязательно с отметкой налоговой;
  2. налоговой декларации по доходу физлиц (форма 3НДФЛ) для ИП на общем режиме налогообложения;
  3. налоговую декларацию по системе упрощенного налогообложения (ИП, юрлица УСН);
  4. декларацию для предпринимателей, применяющих ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
  5. формы бухучета — балансовые отчеты о прибылях и убытках (форма 2) и текущем состояния (форма 1), с отметкой налоговой;

Эти документы будут служить подтверждением того, что индивидуальный предприниматель либо организация входят в перечень СМП и не дадут возможности сотрудникам ДГИ дать формальный отказ на начальном этапе.

Второй очень серьезной проблемой для покупателя являются изменения, внесенный в закон №179-ФЗ, который позволяют признать проведенную сделку ничтожной в любой момент при установлении фактов, утверждающих о нарушение покупателем законодательства в этой сфере.

Фактически, предприниматель может лишится выкупленной недвижимости, имя на руках весь пакет правоустанавливающих документов, оплатив саму недвижимость и все сопутствующие расходы, после чего его будут ждать дополнительные судебные издержки с далеко негарантированным результатом.

Завершающей проблемой, правда, подлежащей быстрому решению, является запрет на продажу арендуемого помещения.

Эта обеспечительная мера защищает Департамент от продажи помещений, имеющих ценность для города, от первичной продажи сразу после принятия федерального закона — все полученные заявки проверялись в ручном режиме, при этом проходило постепенное исключение объектов недвижимости из данного списка. И хотя большая часть объектов была исключена из перечня еще в 2013 году, юристы рекомендует перед началом процедур проверить соответствующую базу данных, в которой напротив выбранного объекта должна присутствовать пометка «исключен». В том случае, если такой отметки нет, необходимо написать заявление об исключении конкретного помещения из данного списка, эта просьба удовлетворяется в любом случае.

Стоит обязательно упомянуть о трудностях, вызванных использованием кредитных денег в процессе покупки арендуемого помещения. В данном случае остро стоит вопрос синхронизации получения одобрения на выдачу кредита от банковский служащих и сама процедура покупки помещения.

Чаще всего времени, данного банком, а это три месяца, не хватает для оформления всех документов, особенно если проводится переоценка стоимости недвижимого имущества. Этот фактор необходимо учитывать в расчетах.

Подготовившись к решению всех возможных проблем, можно переходить к процедуре выкупа, подавая пакет документов в Департамент городского имущества города Москвы — уполномоченный орган, принимающий решения о приватизации недвижимости площадью до 1000 м2, в том случае если площадь помещения превышает данную цифру, вопрос рассматривается на уровне правительства Москвы.

Процедура выкупа арендуемого помещения

    Документальную часть процесса выкупа можно разделить на несколько этапов:
  1. Непосредственная подача документации на выкуп арендуемой недвижимости.

    На этом этапе необходимо заполнить заявление установленного образца на бланке ДГИ, добавить к нему все упомянутые выше документы, не забыв требуемые заверенные копии Устава, договора аренды, приказа о назначении гендиректора, копии свидетельства юрлица и оригинал выписки из ЕГРЮЛ.

  2. Рассмотрение заявления сотрудниками ДГИ, которые обязаны проверить все полученные данные через московское бюро технический инвентаризации и Кадастровую палату, после чего заключается договор проведения оценочных работ рыночной стоимости указанной в заявлении недвижимости.
  3. Процедура оценки объекта аудиторами аккредитованной оценочной компании (аккредитацию проводит исключительно ДГИ), в результате которой будет определена стоимость имущества и направлен отчет в ДЭПР (экспертная организация — Департамент эконом.политики и развития Москвы).
  4. На основании распоряжения из ДЭПР, которое поступает в ДГИ, необходимо провести сбор восьми подписей ответственных лиц, после этого будет составлен договор купли-продажи, который передадут покупателю либо его законным представителям.
  5. Договор этот в обязательном порядке необходимо зарегистрировать в Росреестре, получив выписку ЕГРН о переходе прав собственности.
  6. Выписку и оригинал договора с отметкой Росреестра необходимо передать в Департамент.

Результатом всех этих действий будет фактическая и юридическая передачи прав собственности новому владельцу, подтверждаемые официально зарегистрированным договором и выпиской ЕГРН. Но, хотя регламент всех действий достаточно прост и, казалось бы, единственной серьезной проблемой является время, затрачиваемое на их выполнение — и здесь есть свои подводные течения.

Основные трудности при заключении договора выкупа с ДГИ Москвы

Чаще всего представители покупателя сталкиваются с проблемами бюрократического характера, созданными либо в связи с использованием несовершенного законодательства, либо же при прямом интересе официальных лиц, которые намеренно затягивают сроки рассмотрения всех документов, «теряют» их либо проводят незаконные «приостановки» на время выяснения и уточнения каких-либо данных.

Если сумма оценки помещения явно завышена оценщиками, данную позицию всегда можно оспорить, воспользовавшись услугами независимого оценщика — данная процедура предусмотрена действующим законодательством.

На основании полученных данных составляется протокол разногласий, который подается в Департамент государственного имущества города Москвы, если же его сотрудники отказывают в принятии новых условий договора, покупатель вправе обратиться в судебные инстанции. В отдельных случаях юристам, специализирующимся на решении подобных вопросов, удавалось понизить цену выкупа недвижимости до 50% от изначально предлагаемой ДГИ цены.

    Кроме этого, возникают ситуации, связанные с:
  1. несогласованной перепланировки помещения, что приводит к проблема с кадастровыми данными недвижимого имущества. Разные данные в Росреестре, Кадастровой палате и БТИ, проблемы в внесением данных в учет, либо некорректно внесенные данные, малейшие несовпадения в площади объекта — все это приводит к отказам ДГИ;
  2. заведомо нереальной ценой недвижимого имущества, зафиксированной в договоре выкупа помещения;
  3. резкой сменой учредителя предприятия, победившего в конкурсе на аренду недвижимого имущества — представители ДГИ оценивают такие действия, как противоправные и тут же дают обоснованный с юридической точки зрения отказ;
  4. договором аренды, не прошедшем регистрацию в Росреестре в свое время;

Этот список возможных трудностей далеко не полон, существует и ряд других вопросов, которые слабо регулируются в пределах законодательства, причем часто какой-либо вины арендатора в данных ситуациях нет — бывают ошибки, совершенные сотрудниками БТИ и реестров, при внесении различных данных в процессе аренды задолго до принятия решения о покупке.

Заключение

Информация, предоставленная в материале, дает юридический базис для решения вопроса выкупа помещений у ДГИ и помогает говорить с наемным или собственным юристом на одном языке.

Тем не менее, иногда появляются скрытые ранее препятствия, которые могут повлиять на успех всего предприятия.

Препятствия эти заключаются в активном противодействии и общем уровне бюрократизации процессов, что мешает получению требуемого результат без использования квалифицированной юридической помощи.

Если бизнесмен предпочитает решать такие вопросы самостоятельно, ему стоит пройти дополнительную подготовку, например, Московская торгово-промышленная палата ежегодно проводит практические семинары по вопросам выкупа имущества (темой прошлогоднего информационного мероприятия был разбор скрытых возможностей льготного выкупа помещений), кроме того, профильные мероприятия проводятся крупными юридическими компаниями.

Посещая подобные мероприятия, регулярно общаясь с профессионалами в данной сфере, читая все изменения в законодательстве федерального и местного уровней, можно получить оперативную информацию, которая сэкономит деньги и время покупателя и приведет его к получению необходимого результата — выкупу арендуемого помещения в Москве.

Источник: https://keogroup.ru/kak-vykupit-pomeshheniya-u-goroda/

Преимущественное право выкупа арендуемого помещения для физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности

Как выкупить муниципальное арендованное помещение. Новые правила выкупа арендованного имущества

Правожил.com > Аренда > Право выкупа > Преимущественное право выкупа арендуемого помещения — кто может претендовать и на кого не распространяется это право

Преимущественное право выкупа арендуемого помещения со стороны Федерального законодательства предоставляется субъекту предпринимательской деятельности или физическому лицу, являющемуся первому в очереди.

Если арендные сделки заключаются между российскими гражданами, то они регулируются ГК РФ. В том случае, когда договора заключаются между организациями, то стороны должны будут руководствоваться специальными нормами ФЗ.

Как происходит выкуп арендованного имущества?

Если арендатор планирует выкупить помещение, которое он использует в личных или коммерческих целях, на основании заключенного с собственником соглашения, то он должен соблюсти ряд условий:

  1. Индивидуальный предприниматель или руководитель организации может обратиться к арендатору для реализации своего преимущественного права на выкуп, если в договоре был отражен этот момент.
  2. Если коммерческая структура арендует государственную собственность, то ей придется для выкупа помещения принять участие в торгах. Этот порядок регламентирован ФЗ№135 от 26.07.2006г.
  3. Субъекты предпринимательской деятельности могут выкупить у города недвижимость без участия в торгах в том случае, если местные органы власти самостоятельно определят ее стоимость. В данном случае процесс проведения сделки будет регламентирован ФЗ№159. Претендентам необходимо соответствовать определенным критериям. Выкупаемое имущество должно находиться у организации или ИП в аренде минимум два года. На момент оформления сделки не должно быть задолженности по арендной плате. Претендент должен иметь статус предпринимателя.

Внимание! До 01.01.209г. индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могли воспользоваться правом выкупа арендуемой недвижимости только в том случае, если им было от арендодателя направлено письменное уведомление с соответствующим предложением.

Когда преимущественное право может быть утрачено?

Субъекты предпринимательской деятельности и физические лица могут утратить право выкупа при наличии следующих оснований:

  1. Арендатор или арендодатель отказался заключать договор, в котором прописана возможность выкупа помещения.
  2. Арендатором был нарушен срок, определенный Федеральным законодательством для оформления процедуры перехода права собственности на находящийся во временном пользовании объект. В данном случае претенденту дается 30 суток с момента получения проекта будущего договора купли-продажи либо предложения от арендодателя.
  3. Одной из сторон арендных отношений были нарушены условия соглашения, на основании чего его пришлось расторгнуть в автоматическом режиме.
  4. На момент подачи заявления у предпринимателя или физического лица есть задолженность по арендной плате.

Внимание! Если претендент получил предложение или проект договора купли-продажи объекта недвижимости, с пунктами которого он не согласен, он, чтобы не пропустить тридцатидневный срок должен направить арендодателю протокол разногласий.

В том случае, когда собственник помещения отказывается принимать во внимание замечания субъекта предпринимательской деятельности, по истечении 30 дней право выкупа будет утрачено.

Юристы рекомендуют в такой ситуации арендатору принять первую редакцию соглашения, а после ее подписания обжаловать спорные моменты в судебном порядке.

Преимущества выкупа у ДГИ

Если индивидуальный предприниматель или коммерческая организация примет решение о выкупе объекта недвижимости, находящегося в собственности ДГИ, он извлечет из сделки массу преимуществ:

  1. Претенденту предоставляется рассрочка на оплату стоимости приобретаемого помещения, срок которой может достигать пяти лет.
  2. Арендатор заключает соглашение, по которому действуют минимальные процентные ставки.
  3. С суммы оформленной сделки не надо уплачивать в бюджет налог на добавочную стоимость. Благодаря ответствующей норме Федерального законодательства предпринимателю удастся сэкономить 18,00% от суммы, указанной в договоре купли-продажи.
  4. Сразу после подписания соответствующего соглашения с ДГИ, новый владелец может сдавать объект недвижимости в аренду и получать с него пассивный доход.

Внимание! Планируя арендовать помещение у ДГИ, индивидуальный предприниматель или руководитель коммерческой организации должны узнать обо всех рисках. Департамент имеет законное право отказаться пролонгировать договор аренды.

Коммерсанту в таком случае остается лишь воспользоваться преимущественным правом выкупа помещения в аренде, если именно оно необходимо для ведения бизнеса.

Порядок выкупа арендуемого помещения

В том случае, когда сделка купли-продажи арендуемого объекта недвижимости оформляется между физическими лицами, то она предусматривает выплату полной стоимости, указанной в соглашении до или после завершения его срока действия.

Кто имеет право выкупа арендованного имущества?

На следующем этапе покупатель регистрирует в Росреестре право собственности на выкупленное помещение.

Когда преимущественным правом выкупа решит воспользоваться предприниматель, то ему придется пройти более сложную процедуру, особенно если объект недвижимости находится в государственной или муниципальной собственности. Претенденту необходимо действовать следующим образом:

  1. Арендатор получает предложение о выкупе объекта недвижимости. Если он не желает покупать помещение, то в течение 30 дней с момента получения предложения он имеет право от него отказаться.
  2. Сторонами определяются условия предстоящей сделки, в частности стоимость помещения (исчисляется исходя из рыночных цен).
  3. При отсутствии разногласий индивидуальный предприниматель или коммерческая организация заключают с государственной или муниципальной структурой договор купли-продажи. На эту процедуру Федеральным законодательством отводится 30 суток.

Если субъект предпринимательской деятельности самостоятельно решил инициировать сделку купли-продажи, то ему нужно действовать по плану:

  1. Делается письменное обращение в государственный или муниципальный орган.
  2. Арендодатель в течение двух месяцев проводит оценку объекта недвижимости.
  3. Подготавливается проект будущего соглашения, в котором описываются все условия выкупа. В течение двух недель после проведения оценки помещения договор должен быть подписан сторонами и на основании его осуществляется реализация имущества.

Порядок выкупа коммерческого помещения

При выкупе объекта недвижимости, имеющего коммерческое назначение, между сторонами должен составляться договор аренды, в котором отдельным пунктом описывается порядок и условия проведения данной процедуры.

Если такой документ отсутствует, законодательство позволяет оформить новое соглашение, в котором в обязательном порядке должна быть отражена стоимость сделки, сроки проведения расчетов, детально описано помещение.

Порядок выкупа муниципального помещения

Решение о том, могут ли субъекты предпринимательской деятельности воспользоваться своими преимущественными правами выкупа арендуемых помещений, принимают органы исполнительной власти.

При этом должны учитываться некоторые нюансы:

  • государственные объекты недвижимости имеют большую стоимость, нежели муниципальные;
  • приватизация прилегающей земли проводится в соответствии с региональными законодательными актами.

Обход преимущественного права

Обойти право на выкуп можно в следующих случаях:

  1. Договор аренды был расторгнут в одностороннем порядке.
  2. Арендатор нарушил условия сделки, которые законодательством определены как существенные.
  3. На момент подписания соглашения возникли форс-мажорные обстоятельства.
  4. В договоре прописана возможность для арендатора отказаться от выкупа.

Этапы приватизации арендуемого объекта

Если арендуемое помещение не было включено в список объектов, подлежащих приватизации, то собственник должен подать заявление. Его будут рассматривать в течение трех дней, после чего включат недвижимость в соответствующий реестр.

После этого подается заявление на приватизацию, проводится подготовка документов, выполняется оценка помещения (этим вопросом занимается инвентаризационная комиссия или независимые оценщики).

При отсутствии спорных моментов в течение месяца информация о приватизации будет опубликована в специализированных СМИ и отражена в соответствующем бюллетене.

Государственная или муниципальная структура может отказать индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации в выкупе арендуемого объекта недвижимости.

Основанием в данном случае может стать несоответствие поступившего от претендента предложения нормам Федерального законодательства. В такой ситуации отказ в письменном виде направляется коммерсанту в течение 30 дней с момента получения от него заявления.

Что такое преимущественное право аренды нежилого помещения? Льготный выкуп арендуемых нежилых помещений:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

09 Фев 2019      kasjanenko         356      

Источник: https://PravoZhil.com/arenda/vykup/pravo-vykupa-arenduemogo-pomeshhenija.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: