Какие госструктуры входят в состав правоохранительных органов. Правоохранительные органы в российской федерации

Содержание
  1. ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. 5.20.Правоохранительные органы и судебная система в РФ
  2. Функции правоохранительных органов:
  3. Признаки правоохранительных органов
  4. Виды правоохранительных органов
  5. Принципы деятельности органов судебной власти:
  6. 42. Правоохранительные органы рф (понятие, виды, функции)
  7. Функции правоохранительных органов
  8. Правоохранительные органы в России
  9. 43. Конституционное право рф (понятие, источники)
  10. 44. Гражданское право рф (понятие, источники)
  11. Правоохранительные органы и судебная система
  12. Какие правоохранительные органы существуют в РФ?
  13. Судебная система России
  14. Институт мировых судей
  15. Основные направления правоохранительной деятельности и их соотношение. Правоохранительные органы Российской Федерации
  16. Классификация
  17. Правосудие
  18. Спорные моменты
  19. Прокурорский надзор
  20. Расследование преступлений
  21. Оперативно-розыскная работа
  22. Задачи деятельности
  23. Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций
  24. Дополнительно
  25. Правоохранительные органы: система, основные функции
  26. Сущность основных функций правоохранительных органов

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. 5.20.Правоохранительные органы и судебная система в РФ

Какие госструктуры входят в состав правоохранительных органов. Правоохранительные органы в российской федерации

Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

  • Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
  • Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
  • Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  • Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Виды правоохранительных органов

Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Прокуратура

  • осуществляет надзор за соблюдением законов
  • возбуждает уголовные дела
  • осуществляет  уголовное  преследование
  • поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе
  • осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам
  • участвует  в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

Органы юстиции:

  • участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ,
  • проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ
  • осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней
  • регулируют сферы правового обслуживания
  • выполняют контроль за исполнением законодательства

Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :

  • занимаются вопросами законности и правопорядка
  • разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции мерыпо защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений

Органы государственной безопасности:

  • осуществляют обеспечение безопасности
  • ведут  контрразведы­вательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью
  • ведут разведывательную деятельность
  • проводят пограничную деятельность
  • обеспечивают информационной безопасность
  • защищают  государственные  границы
  • организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации
  • обеспечивают сохранность государственных секретов.

Органы таможни

  • ведают контролем над ввозом и вывозом товаров
  • взимают пошлины и сборов
  • обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды
  • пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей
  • стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов

Органы налоговой полиции

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства
  • ведут учёт налогоплательщиков
  • проверяют соблюдение налогового законодательства
  • применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства

Нотариат

  • осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав
  • проводит заверение копий документов
  • принимает на хранение документы и др.
  • охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений
  • охраняет все формы собственности
  • предупреждает правонарушения

Адвокатура

  • оказывает юридическую помощь гражданам и организациям.
  • содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности
  • является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднеезвено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-13/

42. Правоохранительные органы рф (понятие, виды, функции)

Какие госструктуры входят в состав правоохранительных органов. Правоохранительные органы в российской федерации

Правоохранительныеорганы —обособленная группа (преимущественно)государственныхорганов,уполномоченных осуществлять деятельностьпо охране правопорядкаи законности,защите прави свобод человека(правоохранительнуюдеятельность).

Правоохрани́тельнаяде́ятельность — вид государственнойдеятельности,которая осуществляется с целью охраныправапутём применения юридических мервоздействия в строгом соответствии сзакономи при неуклонном соблюдении установленногоим порядка.

Функции правоохранительных органов

Всеправоохранительные органы осуществляютодну или несколько из следующих функций:

  1. Конституционный контроль

  2. Осуществление правосудия

  3. Прокурорский надзор

  4. Расследование правонарушений

  5. Обеспечение безопасности

  6. Исполнение судебных решений

  7. Оперативно-розыскная деятельность

  8. Охрана общественного порядка

  9. Оказание юридической помощи

  10. Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

Правоохранительные органы в России

Характернойособенностью России и стран, унаследовавшихосновные черты советской правовойсистемы,является причисление судебных органовк правоохранительным.

Вцелом, в России к правоохранительныморганам относят военизированные органы,осуществляющие оперативную илиследственную деятельность на основанииспециальных законов[1]:

  • Прокуратура России
  • Следственный комитет России
  • Министерство внутренних дел
    • Федеральная миграционная служба
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

  • Федеральная таможенная служба

  • Федеральная служба исполнения наказаний

43. Конституционное право рф (понятие, источники)

1.

Конституционно (государственное право)– ведущая отрасль пра-ва России,представляющее собой совокупностьнорм, закрепляющих и ре-гулирующихобщественные отношения, определяющиеорганизационное и функциональноеединство общества, основы конституционногостроя РФ, основы правового статусачеловека и гражданина, федеративноеустройст-во, систему органов государственнойвласти и местного самоуправления.Всеостальные отрасли права развиваются,основываясь на принци-пах и нормахконституционного законодательства.Нормы других отраслей права не могутпротиворечить нормам конституционногозаконодательст-ва.Предметомконституционного права являютсяобщественные отно-шения, урегулированныеданной отраслью права. В него входят: 1.отношения, определяющие основывзаимоотношений человека с государством,а также права, свободы и обязанностичеловека и граждани-на.2. отношениямежду РФ и ее субъектами.3. отношения,регулирующие систему органовгосударственной власти и местногосамоуправления.

44. Гражданское право рф (понятие, источники)

Гражданскоеправо – совокупность правовых норм,регулирующих имущественные и личныенеимущественные отношения междуучастниками гражданского оборота,основанные на равенстве сторон, ихнезависимости и имущественнойсамостоятельности, в целях осуществленияими своих гражданских прав, интересови потребностей.Предметом гражданскогоправа являются общественные отношения,регулирующие имущественные и личныенеимущественные отношения междууправомоченным и обязанным лицами.

Источникамигражданского права являются гражданскоезаконодательство, международные договорыи обычаи делового оборота.Гражданскоезаконодательство включает следующиеакты:Конституцию РФ от 12 декабря 1993г.

;Гражданский кодекс РФ;Федеральныезаконы, принятые в соответствии сГражданским кодексом РФ:от 8 февраля1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченнойответственностью”,от 21 декабря2001 г. N 178-ФЗ “О приватизациигосударственного и муниципальногоимущества”,от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “Огосударственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок сним”.Земельный кодекс РФ от 25 октября2001 г. N 136-ФЗ;Указ Президента РФ от 18октября 2002 г.

N 1205 “О высвобождении иреализации движимого имущества,находящегося в оперативном управлениинекоторых органов, учреждений ипредприятий” (принят в соответствиис Гражданским кодексом);постановленияПравительства РФ, принятые в соответствиис Гражданским кодексом РФ:от 10 февраля2004 г.

N 71 “О создании, реорганизации иликвидации федеральных государственныхучреждений”,от 21 июля 1997 г. N 918 “Обутверждении Правил продажи товаров пообразцам”;акты министерств и иныхфедеральных органов исполнительнойвласти в случаях и в пределах, установленныхзаконом и иными правовыми актами.

Источник: https://studfile.net/preview/3195759/page:19/

Правоохранительные органы и судебная система

Какие госструктуры входят в состав правоохранительных органов. Правоохранительные органы в российской федерации

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс.

Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно.

Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов.

Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства.

Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля – проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России. 

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление  надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму. 

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций.  Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов). 

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта.

Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти.

Районные, городские и военные гарнизонные,  а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения. 

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам.

Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства.

Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции. 

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств.

В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы.

Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела.

МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны).

Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий.

В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория.

Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Источник: https://bingoschool.ru/manual/238/

Основные направления правоохранительной деятельности и их соотношение. Правоохранительные органы Российской Федерации

Какие госструктуры входят в состав правоохранительных органов. Правоохранительные органы в российской федерации

Определение направлений правоохранительной деятельности и их соотношения обуславливается многообразием поставленных перед ней задач. В рамках каждого направления работают различные группы правоохранительных структур.

Они реализуют относительно самостоятельные функции. Правоохранительная деятельность разных органов, однако, тесно взаимосвязана. Она объединена общей сущностью и целью.

Рассмотрим далее характеристику основных направлений правоохранительной деятельности.

Классификация

В настоящее время выделяется пять основных направлений правоохранительной деятельности. В их число входят:

  1. Правосудие.
  2. Надзор прокурорских органов.
  3. Предварительное расследование преступлений.
  4. Оперативно-розыскные мероприятия.
  5. Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций.

Правосудие

Об этом направлении правоохранительной деятельности в Конституции РФ говорится следующее: правосудие в России осуществляют только судебные инстанции. Соответствующее положение закреплено в 118 статье Основного Закона (ч. 1).

Право на защиту в судебных инстанциях гарантируется 46 нормой Конституции. Она представляет собой главный механизм урегулирования юридических споров, восстановления нарушенных интересов в правовой демократической стране.

Согласно концепции судебной реформы, в задачи правоохранительной деятельности, осуществляемой судом, входит эффективное, беспристрастное, профессиональное правосудие. Суд выступает в качестве гаранта справедливости и законности. Он играет для государства такую же роль, что и совесть для человека.

Спорные моменты

В последнее время распространенным стало мнение, что суд не входит в число правоохранительных органов Российской Федерации. Такой вывод обусловлен узким определением самого понятия правоохранительной деятельности. Трактовка термина сводится к пресечению, раскрытию, предупреждению преступлений и прочих противоправных поступков.

Между тем при отнесении суда к числу правоохранительных структур он не наделяется полномочиями на уголовное преследование, обвинительными функциями. Правоохранительная деятельность, которую он осуществляет, не ставится в один ряд с работой органов ВД и прокуратуры.

Наоборот, если рассматривать судебную инстанцию как ключевой орган по реализации охраны прав в обществе, подчеркивается ее независимость от гособвинения.

Это обеспечивает роль суда не только как гаранта справедливости и законности, но и как института, способного защищать человека от государственного произвола.

Во многих учебных изданиях он рассматривается как одно из основных направлений правоохранительной деятельности. Однако, по мнению ряда авторов, конституционный контроль охватывается институтом правосудия.

В РФ органом конституционного контроля выступает КС. Он является одним из высших институтов судебной власти в стране. Как указывается во 2 части 118 статьи Конституции, судебная власть реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное судопроизводство. Правосудие, как выше говорилось, может осуществляться исключительно уполномоченными структурами.

В задачи КС входит разрешение споров о соответствии Конституции разнообразных нормативно-правовых документов по обращениям заинтересованных госструктур, служащих, по жалобам на нарушение свобод и прав граждан, по запросам судов. Правосудие при этом осуществляется на основании принципов независимости, коллегиальности, состязательности, равноправия сторон и гласности.

Суть этого процесса заключается в том, что он выступает ключевым механизмом разрешения споров о праве. Особенность работы КС состоит в том, что при отправлении им правосудия он решает только вопросы, касающиеся права.

При этом он не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела во всех случаях, как это предусмотрено для других судебных инстанций и прочих структур.

Соответственно, правосудие, выступая одним из основных направлений правоохранительной деятельности, реализуется всеми органами, формирующими судебную систему. На основании Конституции и ФКЗ №1, в нее входят судебные инстанции общей юрисдикции, арбитражные органы, отправляющие правосудие по экономическим спорам, КС, уставные суды, сформированные в субъектах.

Прокурорский надзор

В рамках правоохранительной деятельности задачи, которые реализуют органы прокуратуры, сводятся к контролю:

  • Исполнения конституционных положений и законов, действующих в РФ.
  • Соблюдения свобод и прав граждан структурами госвласти и территориального управления, руководителями разных организаций (коммерческих и некоммерческих).
  • Исполнения законодательных предписаний оперативно-розыскными, следственными органами, судебными приставами, структурами, осуществляющими дознание, администрациями уголовно-исполнительных учреждений.

В соответствии с положениями ФЗ №2202-1, прокуратура – единая централизованная федеральная система органов, осуществляющих надзор от имени государства. Эти структуры обеспечивают верховенство закона, единство, укрепление законности, защиту свобод и прав граждан, интересов государства и общества.

В настоящее время прокуратура наделена достаточно широким кругом полномочий. В него входит не только непосредственно надзор, но и уголовное преследование, участие в судебных разбирательствах, правотворческой деятельности, координация работы по противодействию преступности.

Расследование преступлений

Его осуществляют прокуроры, дознаватели, следователи. Выступая в качестве одного из основных направлений правоохранительной деятельности, предварительное расследование преследует цель досудебного разрешения вопросов, связанных с уголовным делом.

В первую очередь, они касаются установления состава и события преступления, определения и обнаружения лиц, причастных к посягательству.

В ходе разрешения этих вопросов уполномоченные служащие собирают доказательственную базу, которую впоследствии предоставляют суду.

Расследование осуществляют сотрудники разных правоохранительных органов Российской Федерации:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.
  • Госпожслужбы.
  • ФССП.
  • Органов, контролирующих оборот запрещенных веществ (наркотических, психотропных).

Оперативно-розыскная работа

При рассмотрении основных направлений правоохранительной деятельности особое внимание следует уделить оперативно-розыскным мероприятиям. Они проводятся гласно и негласно специальными подразделениями госорганов, уполномоченными положениями ФЗ №144.

Оперативно-розыскные мероприятия направлены на обеспечение защиты свобод, интересов, жизни, прав, здоровья людей, имущества, государства и общества от преступных посягательств.

Задачи деятельности

В их число входят:

  • Пресечение, выявление, раскрытие, предупреждение преступлений, установление субъектов, подготавливающих и совершающих посягательства.
  • Сбор сведений о действиях или событиях, создающих опасность для военной, экологическое, государственной, экономической безопасности страны.
  • Розыск граждан, уклоняющихся от наказания, пропавших без вести, скрывающихся от следствия и суда.

Указанные виды деятельности осуществляются специальными подразделениями ФСБ, Таможенной службы, СВР, ОВД, Министерства юстиции и пр.

В некоторых изданиях при анализе основных направлений правоохранительной деятельности оперативно-розыскная работа и предварительное расследование объединяются понятием “выявление и расследование посягательств”. Между тем, данный подход многими экспертами признается довольно спорным.

Предварительное расследование, осуществляемое в ходе досудебного производства, считается процессуальной деятельностью. Оно производится в рамках и по форме, установленным в УПК. Предварительное расследование охватывается понятием “уголовное судопроизводство”. Оно, в свою очередь, согласно положениям 5 статьи УПК, включает в себя досудебную и судебную деятельность.

Из сказанного следует, что расследование преследует цели, аналогичные тем, которые стоят перед уголовным процессом в целом. То есть оно направлено на обеспечение защиты интересов граждан и организаций, жертв преступлений, личности от противоправного осуждения, необоснованного обвинения, ограничения свобод и прав.

Оперативно-розыскная работа, в свою очередь, процессуальной деятельностью не считается. Она осуществляется на основании положений ФЗ №144. В этом нормативном акте установлены только ключевые требования к выполнению тех или иных оперативно-розыскных действий. В Законе отсутствуют подробные нормы, регламентирующие порядок их выполнения.

Следовательно, оперативно-розыскная работа и предварительное расследование преследуют единые цели, но имеют разную правовую природу и регулируются различными юридическими актами.

Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций

Эта деятельность в отношении инстанций общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ, а для арбитражных инстанций – на ВАС. Организационное обеспечение работы органов высшего звена системы возлагается на аппараты ВС, КС и ВАС.

С данным направлением деятельности тесно связаны задачи органов Минюста, призванные обеспечивать исполнение решений и наказаний, установленного порядка работы судов.

Дополнительно

В некоторых изданиях можно встретить обособление таких видов деятельности, как констатация фактов, обладающих правовым значением, удостоверение документов, предоставление юридической помощи. Речь в частности о работе адвокатуры и нотариата. Между тем, выделение этих направлений в относительно самостоятельные вряд ли можно считать обоснованным.

Нотариальная деятельность считается удостоверительной уже по своему характеру. Вряд ли ее можно рассматривать как правоохранительную в данном контексте. Кроме этого, нотариальные органы, по сути, не входят в систему госорганов. Это относится как к частным, так и к государственным структурам.

Адвокатуру также нельзя считать правоохранительным органом. В соответствии с ФЗ №63, она представляет собой профессиональное сообщество адвокатов. Выступая в качестве института гражданского общества, адвокатура в систему госорганов не входит. Однако ее деятельность тесно связана с работой правоохранительных органов.

Источник: https://FB.ru/article/349892/osnovnyie-napravleniya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-i-ih-sootnoshenie-pravoohranitelnyie-organyi-rossiyskoy-federatsii

Правоохранительные органы: система, основные функции

Какие госструктуры входят в состав правоохранительных органов. Правоохранительные органы в российской федерации

Все правоохранительные органы, которые создаются и действуют в Российской Федерации, представляет система правоохранительных органов РФ в качестве единой системы. Системность является таким уровнем интеграции, где происходит взаимное сочетание и усиление полномочий каждого элемента. Это способствует росту эффективности работы государственного механизма в целом.

Схема правоохранительных органов состоит из нескольких элементов:

  • органы прокуратуры РФ;
  • ОВД РФ;
  • ФСБ, ФСКН;
  • СВР;
  • ФТС России;
  • органы предварительного расследования и др.

Вместе с этим в нашей стране сформированы и работают негосударственные структуры, также включенные в схему правоохранительных органов. Сюда можно отнести адвокатуру; нотариат; частные детективные и охранные компании.

Замечание 1

В определенных случаях государственные органы можно считать правоохранительными не в полной степени, а только в рамках исполнения ими соответствующих полномочий.

Так, органы ФСБ России в соответствии со своим основным назначением предназначены для обеспечения стабильности государства.

Но в некоторых ситуациях в своей деятельности они способны обеспечивать охрану и защиту личности, которая вовлекается в соответствующие правоотношения. Органы ФТС в нашей стране осуществляют фискальную деятельность, но вместе с этим занимаются и правовой охраной.

Помимо этого, структура таможенных органов включает и специализированные подразделения дознания, относящиеся к органам предварительного расследования.

Органы предварительного расследования и оперативно-розыскные органы можно отнести к блоку силовых государственных структур. Наряду с этим их возможности, главным образом, концентрируются на обеспечении прав, свобод и законных интересов различных лиц. Например, в соответствии с ч.

1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство (включая предварительное расследование) предназначено для защиты прав и законных интересов предприятий и лиц, которые потерпели от преступлений, защиты личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждения, ограничений ее прав и свобод.

Статья 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет, что подобная деятельность должна вестись для защиты жизни, здоровья, прав и свобод лиц, обеспечения общественной и государственной безопасности от преступного посягательства.

Замечание 2

Государство непрерывно занимается совершенствованием своей деятельности в различных социально значимых сферах, поэтому система правоохранительных органов, включая их полномочия, также может меняться.

Опиши задание

Сущность основных функций правоохранительных органов

Часто прослеживается прямая зависимость функции и того правоохранительного органа, который ее реализует. Например, функция конституционного контроля осуществляется Конституционным Судом РФ, функция прокурорского надзора — органами прокуратуры.

Наряду с этим это не характерно для всех случаев без исключения, так как одна и та же функция может быть реализована несколькими правоохранительными органами. Так, функция обеспечения экономической безопасности осуществляется органами ФТС России, а также ОВД РФ.

В других ситуациях, наоборот, один правоохранительный орган может быть носителем нескольких функций.

Так, органы предварительного расследования, кроме того, что выявляют и предварительно расследуют преступления, осуществляют и функцию в области предупреждения преступлений и прочих правонарушений.

Можно выделить и универсальную функцию, проявляющуюся в работе всех правоохранительных органов без исключения. Охрана прав, свобод и законных интересов личности осуществляется в пределах компетенции любым правоохранительным органом, но для адвокатуры эта функция в приоритете.

Различия в выполняемых функциях при этом не должны создавать противоречий в работе правоохранительных органов, так как все они должны концентрироваться на достижении единого назначения, представленного охраной и защитой прав и законных интересов личности, общества и государства.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sistema-pravoohranitelnyh-organov/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: