Какой орган может давать общеобязательное толкование крф. Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение

Толкование норм права: понятие и виды

Какой орган может давать общеобязательное толкование крф. Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение

Толкование норм права-понятие и виды мы подробно рассмотрим в нашей статье. Все, что нужно для ответа на экзамене – назначение, способы, функции, субъекты, результаты толкования.

Как обычно, теоретический материал сопровождается наглядными примерами и инфографикой.

Приведем понятие толкования норм права: это особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.

Толкование правовых норм производится в целях их наиболее правильной реализации, совершенствования и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Процесс толкования норм права состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • уяснение – внутренний мыслительный процесс толкующего субъекта (интерпретатора), цель которого – понимание и объяснение правовой нормы для самого себя. На этом этапе интерпретатор исследует саму норму, ее правовые связи (т.е. ее взаимосвязь с другими правовыми нормами), ее внеправовые связи с другими общественными явлениями;
  • разъяснение – передача интерпретатором смысла правовой нормы другим заинтересованным лицам.

Функции толкования

Рассмотрим основные цели, которые преследует толкование правовых норм как вид деятельности.

Познавательная

В ходе уяснения интерпретатор сам для себя раскрывает содержание и смысл правовой нормы, в ходе разъяснения эти знания передаются заинтересованному кругу лиц.

Конкретизационная

В процессе толкования правовые нормы уточняются с учетом обстоятельств конкретной ситуации, после сопоставления с иными нормами законодательства.

Регламентирующая

По итогам толкования после получения официальных разъяснений от компетентных субъектов условно завершается процесс регулирования общественных отношений. Например, правоприменитель в дальнейшем должен использовать не только нормы законодательства, но и соответствующие официальные разъяснения, рекомендации, положения, т.е. акты толкования.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правообеспечительная

Часть актов толкования предназначены для обеспечения единства правоприменительной практики.

Сигнализаторская

Толкование (а, значит, и анализ) норм права позволяет выявить их неточности и прочие недостатки технического и юридического характера. В дальнейшем эти недостатки могут быть исправлены законодателем или дополнены, например, актами официального толкования.

Вывод! Основная цель толкования норм права так или иначе сводится к установлению истинного значения и смысла правовой нормы, обеспечению максимально эффективного использования и правильного применения их на практике.

Виды толкования норм права

Толкование норм права может подразделяться на различные виды по ряду признаков. Мы рассмотрим самые основные из них.

Виды толкования норм права по субъектам

В зависимости от статуса интерпретатора толкование норм права по субъектам делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование норм права

Этот вид толкования отличается тем, что дается компетентными государственными органами или должностными лицами (их полномочие толковать закрепляется в нормативных актах). Официальное толкование норма права обладает обязательным характером для прочих субъектов, является юридически значимым и вызывает правовые последствия. В свою очередь делится на:

  1. Нормативное – разъяснения носят общий характер и могут в дальнейшем быть применены к неограниченному количеству случаев, возникающих на практике. Такого рода толкование норм необходимо при неясности или неоднозначности выражения воли законодателя, систематических ошибках использования содержания правовых норм правоприменителями и т.д. Нормативное толкование дифференцируется на:
    • аутентичное (авторское) – собственное толкование нормы права органом, такую норму издавшим;
    • легальное (разрешенное, делегированное).  Что является легальным толкованием норм права? Это разъяснение нормы права компетентным органом по поручению субъекта, издавшего толкуемую норму права, или в случае, когда такое полномочие предоставлено компетентному органу законодателем. Например, ст. 126 Конституции РФ дает право Верховному Суду РФ разъяснять вопросы судебной практики и т.д.;
  2. Казуальное – разъяснения относятся к одному конкретному случаю и обязательно для применения лишь в этой конкретной ситуации. Необходимость толкования такого рода возникает, если правоприменитель неверно применил нормы права в определенном споре. Хотя казуальное толкование норм обязательно применять только в описываемом конкретном случае, в иных спорах при подобных обстоятельствах такое разъяснение может быть использовано правоприменителем по аналогии.

Обратите внимание! Официальное толкование также может быть подразделено по субъектам на:

  • судебное – дается судами;
  • административное – производится исполнительными органами (например, разъяснения Минтруда, ФАС, ФНС, Минфина и т.д.).

Неофициальное толкование норм права – осуществляется субъектами, не обладающими официальным статусом и полномочиями толковать нормы права. Такое толкование не имеет юридических последствий и дается в форме рекомендаций, советов и т.д. Делится на следующие подвиды:

  1. Обыденное – может быть дано любым субъектом без официального статуса, включая любого гражданина, физлица, в обыденной жизни.
  2. Профессиональное – дается лицами, имеющими специальные знания или образование (например, юристы, адвокаты, специалисты узкого профиля и т.д.).
  3. Доктринальное – производится научно-исследовательскими организациями, учеными в научных статьях, профессиональной литературе, при экспертизе проектов законов и т.д. Основой для выделения данного подвида толкования служит не степень знания норм права, а профессиональная деятельность интерпретатора.

Неофициальное толкование может быть как письменным, так и устным.

Виды толкования норм права по объему

В зависимости от объема толкование подразделяется на следующие виды.

  1. Буквальное толкование норм права – означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Большинство правовых норм толкуется буквально;
  2. Распространительное – содержание толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Другое название – расширительное толкование норм права. Например, ст. 19 Конституции РФ. Текст нормы гласит, что все равны перед законом и судом. Слово «закон» здесь нужно толковать в расширенном смысле, т.к. иные подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства и т.д. также имеются в виду);
  3. Ограничительное – содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Например, ст. 167 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества. Сила данной нормы не охватывает случаи умышленного уничтожения или повреждения военного имущества, т.к. в этом отношении имеется специальная статья 346 УК РФ.

Виды по способам толкования норм права

  1. Грамматическое толкование – производится на основе грамматического анализа текста нормы, статьи, такую норму содержащей, текста нормативного акта. Сначала уясняется значение всех слов текста, далее устанавливается смысл предложений, а затем – всего текста;
  2. Логическое толкование – в его основе лежит установление смысла нормы с использованием законов логики. Для сравнения, грамматическое толкование преследует целью установление буквального смысла текста, логическое же – выявление смысла, который законодатель намеревался выразить в тексте нормы. Например, к необходимости расширительного толкования нормы интерпретатор может прийти как раз по итогам логического анализа текста;
  3. Систематическое толкование – смысл нормы уясняется путем сопоставления текса конкретной нормы с иными нормами законодательства. Например, могут быть выявлены специальные нормы по отношению к общей, поэтому ограничивается сфера применения анализируемой нормы и т.д.;
  4. Историко-политическое толкование – базируется на том убеждении, что истинный смысл правовой нормы не может быть установлен без понимания сути порождающих ее правоотношений. Правильное и полное практическое применение нормы невозможно без выяснения ее политического, социального и экономического содержания;
  5. Специально-юридическое толкование – представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. От грамматического данный способ отличается тем, что в нём толкуются не отдельные слова и выражения, не их сочетания, а целые юридические понятия;
  6. Телеологическое (целевое) толкование – уяснение цели принятия именно данной нормы;
  7. Функциональное – учет условий и факторов, при которых реализуются нормы.

Акты толкования норм права

Акт толкования норм права – это официальный документ, направленный на установление смысла и содержания норм права. Акты толкования издаются компетентными госорганами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством, публикуются в официальных источниках.

У таких документов есть свои специфические признаки:

  • не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
  • не имеет самостоятельного значения и должен действовать в комплексе с толкуемыми нормами;
  • обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
  • носит государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям, в т.ч.:

  1. По внешней форме:
    • устные (это могут быть разъяснения как представителя уполномоченного органа, так и комментарии любого физлица, например);
    • письменные (постановления пленумов ВС РФ, официальные письма компетентных госорганов, разъяснения в учебниках и др.);
  2. По юридической значимости:
    • акты нормативного толкования – распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер (например, постановления пленума ВС РФ и др.);
    • акты казуального толкования – относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Например, акты судов апелляционной или кассационной инстанций, отменяющие решения нижестоящих судов, разъясняют, в чем ошибки применения правовых норм последними в конкретных случаях;
  3. По субъектам толкования:
    • аутентичные – акт принимает и толкует один и тот же субъект. Например, министерство издает приказ и толкут его в форме рекомендаций по исполнению;
    • легальные – норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, ВС РФ толкует законы, принимаемые парламентом и др.);
  4. В зависимости от сферы права, которой относится толкуемая норма:
    • уголовно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по уголовным делам);
    • административно-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам, возникающим у судов при применении особенной части КоАП РФ);
    • гражданско-правовые (например, постановления пленума ВС РФ по вопросам применения некоторых норм ГК РФ);
    • конституционно-правовые (например, определения Конституционного суда) и др.;
  5. В зависимости от органов, дающих толкование:
    • акты органов госвласти (постановления Правительства РФ, разъяснения от ведомств);
    • акты судебных органов (постановления пленума ВС РФ, определения КС РФ, акты судов различных инстанций);
    • акты органов прокуратуры (информационные письма и обзоры практик Генпрокуратуры) и др.
  6. В зависимости от характера толкуемых норм:
    • материальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГК РФ);
    • процессуальные (например, разъяснения в отношении применения норм ГПК РФ).

Неправильное толкование норм права

Неправильное толкование норм права, как правило, влечет негативные правовые последствия минимум для одной из сторон спорных правоотношений. Учитывая, что правоприменители могут опираться на существующую практику, даже единичная ошибка в толковании той или иной нормы, ранее допущенная иным правоприменителем, может стать общераспространенной.

Так, неверное истолкование закона считается неправильным применением норм материального права и выступает одним из оснований для отмены или изменения решения суда (п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ и др.).

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое толкование норм права, из каких процессов состоит эта процедура. Мы изучили виды и способы толкования, их основное предназначение.

  • Конституция РФ
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ

Аедоницкая Екатерина Борисовна

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/ponyatie-i-vidy-tolkovaniya-norm-prava/

Доктринальное толкование Конституции Российской Федерации

Какой орган может давать общеобязательное толкование крф. Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение

Толкование Конституции РФ представляет собой по большей части уяснение содержания нормы конституционной направленности.

Основанием для толкования Конституции Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность, а также неясность и неоднозначность в понимании ее положений в процессе правового творчества, и правореализации в связи с конкретными правовыми, и, что не менее важно фактическими ситуациями.

Виды толкования

Что касается толкования норм Конституции РФ, то оно может быть неофициальным, а также официальным.

Толкование неофициального характера имеют полное право давать отдельные лица, партии политического характера и, конечно, объединения общественного порядка, ученые, практические работники. Толкование неофициальной направленности бывает трех видов: доктринальное, обыденное и профессиональное.

Обыденное толкование дают в свое время люди, которые при этом не обладают специальными знаниями юридического порядка, что в определенных случаях влечет совершенно неверное понимание тех норм, которые действуют.

Профессиональное толкование в свою очередь дают специалисты-юристы, муниципальные и, что не менее важно государственные служащие, которые обладают в сфере своей профессиональной деятельности определенными знаниями юридической направленности.

Доктринальное толкование дают ученые-юристы в специальной форме научных трудов, а также определенных комментариев к нормативным документам правового характера. Оно содержит глубокий анализ законодательства, которое оказывает свое действие, а также аргументацию сделанных выводов.

Что касается официального толкования норм Конституции Российской Федерации, то важно заметить, что оно дается конкретными компетентными органами и при этом имеет обязательный характер. Оно в свою очередь бывает нормативным, а также казуальным.

Толкование нормативного характера необходимо при наличии нечетких, неясных формулировок в нормативном документе правового порядка, что затрудняет процесс реализации данной нормы органами правоприменительного характера.

Оно дается специальными органами, которые являются компетентными обязательно для всех органов и лиц, которые прямо подпадают под юрисдикцию органа, который производит толкование, и при этом распространяется на весь круг ситуаций, которые являются предусмотренными толкуемой нормой правовой направленности.

Тем самым обеспечивается правильное, а также единообразное проведение в жизнь предписаний данной нормы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ.

Нормативное разъяснение

Разъяснения нормативного характера оформляются специальным документом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь и конкретизируют, и что не менее важно уточняют предписания нормы правового порядка.

Замечание 1

Стоит отметить, что толкование официальной направленности бывает двух видов. Первое аутентичное толкование, которое в свое время исходит от органа, который издал данную норму правового порядка.

Что касается второго толкования, то оно осуществляется не нормотворческими органами, а совершенно иными получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного органа судебной власти Российской Федерации).

Определение 1

Толкованием казуального характера называется разъяснение смысла правовых норм, даваемое специальным органам государственной власти применительно к конкретному случаю. Данное толкование осуществляется, например, теми или иными органами судебной направленности.

Статьей 125 частью 5 Конституции Российской Федерации установлено, что ее толкование дает определенный Конституционный Суд Российской Федерации по конкретным запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, органов власти законодательного характера субъектов Российской Федерации. Конституционный орган судебной власти Российской Федерации толкует Конституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного судебного органа Российской Федерации является официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля.

Опиши задание

Способы толкования

Способы толкования конституционных норм: грамматический, систематический, логический, историко-политический, функциональный, телеологический.

Толкование грамматической направленности обычно предполагает уяснение смысла конкретной нормы Конституции посредством анализа текста той или иной нормы, которая толкуется, его морфологической, а также синтаксической структуры.

Логическое толкование в свою очередь включает конкретную потребность применения правил и законов формальной логики для того чтобы уяснять смысл, а также содержание нормы Конституции.

Толкование систематической направленности обычно означает изучение нормы Конституции в достаточно тесной логической связи с иными нормами Конституции близкими по содержанию.

Историко-политическое толкование в свое время определяет потребность уяснения той или иной социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие Конституционной нормы.

Телеологический способ толкования дает определенную возможность уяснить те или иные намерения или цели, которые преследовал законодатель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, которые содержатся в преамбуле Конституции и иных ее частях.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/doktrinalnoe-tolkovanie-konstitutsii-rf/

Толкование Конституции — Студопедия

Какой орган может давать общеобязательное толкование крф. Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение

Это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст.

125). Конституционный Суд – верховный толкователь Конституции. Целью толкования – юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме.

Толкование необходимо – сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Право толкования Т.К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст.

125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. “О Конституционном Суде Российской Федерации”. От официального Т.К.

РФ следует отличать ее доктринальное толкование — комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы.

Официальное толкование даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер и неофициальное – даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер.

Виды официального толкования:

– аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

– делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

– нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.

– казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам.

Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Понятие и виды основ конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя – главные устои гос-ва, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного гос-ва.

Виды:

1) Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

2) Демократический характер гос-ва;

3) Правовой характер гос-ва;

4) Социальный характер гос-ва;

5) Федеративная форма гос.устройства;

6) Республиканская форма правления;

7) Суверенитет;

8) Единое экономическое пространство.

Ключевое положение основ КС и основа КРФ – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Из государства-самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек, гос-во становится средством обеспечения достойной жизни человека, признает и защищает права человека.

Регулированию прав и свобод человека посвящено около 1/3 объема КРФ (49 статей) – в 1.5 раза больше по сравнению с Конституцией РСФСР 1978г. Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» – на 1-ом месте в тексте КРФ после гл.1 «Основы конституционного строя». Приоритет в гл.2 составляют личные права. Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не м/б изменены, кроме случая принятия новой Конституции.

Демократический характер гос-ва подразумевает наличие:

– Разделения власти;

– Идеологического и политического многообразия;

– МСУ.

КРФ закрепляет принцип народного суверенитета – власть принадлежит народу и исходит от народа.

Народ осуществляет свою власть:

– непосредственно (выборы, референдум, другие формы);

– через органы гос.власти, которые формируются путем выборов либо производны от выборных органов.

Власть в РФ осуществляется на основе ее разделения:

– На законодательную;

– Исполнительную;

– Судебную.

На общегосударственном уровне это соответственно:

– Федеральное собрание (парламент);

– Президент РФ;

– Правительство РФ;

– федеральные суды.

Свои органы госвласти имеются в субъектах федерации. От гос.власти в РФ отделено МСУ – самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения (как непосредственно, так и через органы МСУ). МСУ в РФ гарантируется гос-ом.

В РФ существует политическое и идеологическое многообразие. В стране функционирует многопартийная система, запрещается объявление определенной идеологии единственной и общеобязательной.

РФ – суверенное гос-во. Осуществляет всю полноту своей власти внутри страны и свободно и независимо в международно-правовом отношении.

РФ – правовое гос-во. КРФ и ФЗ имеют верховенство над всеми иными н.п.а., действуют на территории всей страны, обязательны для исполнения. Деятельность гос-ва, его органов; жизнь общества должны быть основаны на праве.

РФ имеет федеративную форму гос-ого устройства и республиканскую форму правления.

РФ, будучи единой, состоит из 83 субъектов – образований, обладающих всей полнотой гос.власти на своей территории, кроме полномочий, переданных в исключительное ведение федерации и сферу совместного ведения.

Субъекты федерации, не обладая международно-правовым суверенитетом, имеют признаки гос-ва – конституции (уставы), символику, законодательство, органы власти…

В то же время экономическое пространство России едино:

– Единая валюта – рубль;

– Единая финансовая система;

– Запрещается препятствовать свободному передвижению товаров, капитала, и услуг внутри страны;

– Запрещается создавать региональные таможни.

Республиканская форма правления подразумевает выборность органов гос.власти, отсутствие монархической власти.

РФ – социальное гос-во:

1. Деятельность гос-ва д/б направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Устанавливается МРОТ.

3. Обеспечивается гос.поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

4. Устанавливаются гос.пенсии и пособия.

5. Работает система социальных служб.

6. Существуют иные формы социальной защиты.

РФ – светское гос-во: религия отделена от гос-ва:

1) граждане имеют право верить в Бога, а также быть атеистами;

2) запрет на введение общеобязательной единой религии;

3) все конфессии равноправны;

4) принадлежность к религии, определенной конфессии не может служить основанием для дискриминации граждан;

5) религиозные организации не вмешиваются в деят-ть гос.органов, и наоборот;

6) образование свободно от религии (кроме профессионального духовного и часного).

Отдельные нормы КРФ не могут противоречить положениям основ КС. Основы КС обладают повышенной стабильностью: не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции Конституционным Собранием или референдумом.

Конституционный строй – это определённый способ организации государства, порядок, который характеризует государство как конституционное.

Российское государства и его конституционные характеристики.

Российское государство можно понимать в 2 смыслах:

1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России;

2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.

Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:

1) РФ – демократическое государство;

2) РФ – правовое государство;

3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина;

4) форма правления РФ – республика.

Демократическая природа РФ складывается из:

1) народовластия – как непосредственного, так и представительного;

2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;

3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство – это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства.

Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления РФ означает, что:

1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;

2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными;

3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным;

4) глава гос-ва является главой исполнительной власти. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Государственный суверенитет Российской Федерации и ее субъектов по Конституции Российской Федерации и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.

РФ – это суверенное государство.

Государственный суверенитет РФ – единство и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д.

Структурные элементы государственного суверенитета РФ:

1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ;

2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов;

3) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается:

1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории;

3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ;

4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях;

5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.

Верховенство государственной власти РФ – установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.

Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.

Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.

РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.

Источник: https://studopedia.ru/7_68207_tolkovanie-konstitutsii.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: