Кодификация законодательства и создание свода законов. Кодификация и правила ее проведения

Кодификация и классификация права Российской империи: первый Свод законов

Кодификация законодательства и создание свода законов. Кодификация и правила ее проведения

Развитие социально-экономических условий и отношений в государстве постоянно требует совершенствования норм права, которые отражали бы новые реалии.

К началу XVIII века из-за противоречий между законами и подзаконными актами процветал произвол местных властей, законодательные акты не отвечали потребностям государства.

Законы требовали кодификации и систематизации, а правовые акты необходимо было подвергнуть ревизии и собрать в единый свод.

Первые попытки классификации законов

Соборное уложение, составленное в 1649 году Земским собором, упорядочило хаос огромного количества нормативных актов, порой противоречащих друг другу и устаревших. Составители сделали попытку разделить нормы по отраслям права — государственному, уголовному, гражданскому, семейному, а также обобщили правовые тенденции XV-XVII веков.

В 1700 году по указу Петра I была учреждена специальная комиссия для составления Новоуложенной книги, в которую должны были войти законы из Соборного уложения и накопившиеся после его принятия нормативные акты.

Созданный юридический сборник оказался неполным — часть указов была потеряна, поэтому ни в 1701, ни в 1703 году он не был одобрен императором.

Наконец, в 1714 Соборное уложение принято в качестве основного свода законов, а противоречащие ему правовые акты были признаны недействительными.

Еще несколько лет потребовалось Сенату на то, чтобы собрать все законы, вышедшие во второй половине XVII — начале XVIII веков, и привести их в соответствие друг другу и Уложению.

Работа была приостановлена в 1718 году — Петр I, активно изучавший европейское законодательство, пришел к мысли о создании новой системы законов по аналогии с зарубежными образцами, преимущественно шведскими.

Петр I так и не успел создать новое Уложение — после его смерти работа комиссий прекратилась.

>>  Судный приказ: судебная реформа Петра I

Новые попытки собрать накопившиеся правовые акты воедино и создать уложение сделали Анна Иоанновна в 1730 году, Елизавета Петровна в 1754 году, Екатерина II в 1766 году, Павел I в 1796 году, Александр I в 1801 году.

Для составления свода нормативных документов Сенатом раз за разом создавались особые комиссии, собирались делегаты от разных сословий, составлялись планы, проводились заседания, но подготовка уложений либо шла слишком медленно и правители умирали раньше, чем могли оценить проекты, либо сборники законов не выдерживали никакой критики и бесконечно корректировались.

Подготовка к созданию свода

Александр I умер в 1825 году. Он так и не увидел итог работы комиссии по составлению законов, учрежденной в 1801 году, но именно он в 1808 году привлек к ее работе М. М. Сперанского — одного из главных создателей Свода законов Российской империи.

Коррупция и низкий уровень законности требовали внимания нового императора Николая I. В 1826 году Сперанский предоставил ему информацию по работе предыдущих комиссий и проект работ по систематизации законов.

Основная мысль заключалась в том, чтобы поставить работу комиссии в жесткие временные и проектные рамки — через два года она должна была представить полные сборники существующих правовых актов по отраслям и в хронологическом порядке.

Одновременно Сперанский предлагал начать создание переработанных и дополненных уложений, охватывающих гражданское и уголовное право. В них общие законы должны были уточняться статьями и подзаконными актами, в том числе вновь созданными.

Николай I в качестве первоочередной задачи постановил составление полных сводов и взял работу комиссии под личный контроль, реорганизовав ее во Второе отделение в составе императорской канцелярии.

>>  Как Россия “недооценила” Японию

Составление полного Собрания законов

С момента издания Соборного уложения 1649 года прошло почти 200 лет и многие законы десятилетиями пылились в отраслевых и городских архивах, в том числе упраздненных ведомств. Реестров не существовало, существующие сборники не были полными, а часть документов и вовсе находилась в руках частных лиц.

За четыре года комиссия провела огромную работу по составлению реестра законов, куда вошло более пятидесяти тысяч нормативных актов, а затем принялась за сбор и анализ самих текстов.

В результате был составлен полный сборник актов, пронумерованных в хронологическом порядке. В марте 1830 года было выпущено два тома Сборника законов — первый содержал документы, изданные до 1825 года, другой охватывал акты за время с начала царствования Николая I.

В каждом государственном учреждении империи должен был лежать экземпляр такого сборника.

Создание Свода

Работа над Сводом законов началось одновременно с составлением полного сборника. Предстояло, во-первых, собрать законы по отраслям и предметам, во-вторых, изложить их в хронологическом порядке. В 1827 году составленное таким образом обозрение было представлено императору и получило его одобрение.

Общее руководство над кодификаторами осуществлял Сперанский, он же сформулировал основные принципы составления Свода. Следовало исключить недействующие и устаревшие законы, повторяющиеся документы, а также многословные статьи.

Тексты можно было разбивать на отдельные части, сокращая и удаляя лишнее. Между противоречащими законами, посвященными одному предмету, выбирали более поздний даже в том случае, если первый казался лучшим.

Все исправления и исключения следовало совершать осторожно — существенные правовые акты должны были сохранить силу.

Свод состоял из пронумерованных статей, представляющих собой как можно более близкое к оригиналу изложение принятых ранее нормативных актов. Многие статьи были сборными — они включали части из нескольких законов.

Иногда тексты законов, особенно самых старых, корректировали и переформулировали, но обязательно сохраняли первоначальный смысл.

В целом Свод стал не просто простым дословным сборником, а толкованием существующих норм права.

>>  К каким результатам привел поход Петра I на Азов?

К 1 января 1830 года Свод был готов, однако в печать он поступил только в мае 1832 года после ревизии статей. Специальные комиссии должны были проверить полноту и актуальность законов, внести исправления или разъяснения.

Николай I остался доволен работой Второго отделения и лично М. Сперанского, который в 1833 году был награжден орденом Андрея Первозванного. Свод был введен в действие с 1 января 1835 года, но уже за два года до этого он был разослан по всем присутственным местам в качестве реестра действующих законов.

Концепция Свода

Законодательство классифицировалось на две большие группы — государственное и гражданское. Законы из первой группы (определительные и охранительные) регулировали организацию и полномочия власти и подданных, государственные инструменты и функции. Гражданские законы определяли семейные, имущественные и материальные отношения, судопроизводство, меры гражданских взысканий.

Свод состоял из 8 книг, каждая из которых была посвящена отдельной отрасли права, 15 томов и 36 тысяч статей. На каждую статью была сноска с указанием даты издания акта и его номера в Собрании законов.

Издание Свода стало настоящим прорывом в области российского законодательства, объединив разрозненные, противоречивые и труднодоступные законы в единую систему. Это позволило увидеть пробелы в законодательстве и недостатки существующей практики управления и судопроизводства, что вызвало дальнейшие реформы в этих областях.

Источник: http://rrepetitor.ru/empire/kodifikatsiya-i-klassifikatsiya-prava-rossijskoj-imperii-pervyj-svod-zakonov/

Кодификация законов Российской империи при Николае 1: дата, суть

Кодификация законодательства и создание свода законов. Кодификация и правила ее проведения

Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. В результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен Свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году.

Проблема громоздкого законодательства

К моменту вступления на престол Николая I кодификация законов стала одной из самых насущных задач, вставших перед российской властью.

Проблема заключалась в том, что на протяжении многих десятилетий в стране появлялись новые своды, уложения и указы, которые порой противоречили друг другу.

Кодификация нужна была для того, чтобы систематизировать законы, привести их в единый понятный порядок.

За эту проблему брались еще предшественники Николая I, в том числе его бабушка Екатерина Великая и старший брат Александр I. Новый правитель взялся за кодификацию сразу после того, как только оказался на престоле.

Николай пришел к власти на фоне Декабристского восстания, устроенного сторонниками политических преобразований в стране. Николай всю оставшуюся жизнь принимал решения, оглядываясь на события 1825 года.

Для него кодификация законов была одним из способов упрочить государственный строй.

Неэффективность правовой системы

То, что властный аппарат был неэффективным и перегруженным пережитками прошлого, ни для кого не было секретом. Часто действия разных органов или чиновников противоречили друг другу из-за юридических лазеек и дырок в законах, регламентировавших их работу. Кроме того, эта ненормальная ситуация стала плодородной почвой для роста коррупции.

Кодификация законов была поручена Михаилу Сперанскому. Он некоторое время был приближенным Александра I и являлся автором многих его либеральных проектов и реформ. Накануне войны 1812 года Сперанский был в опале и оказался в почетной ссылке.

Теперь Николай I вернул его в строй, надеясь на опыт и глубокие знания реформатора.

Сперанский тут же стал слать императору докладные записки, в которых обрисовывал деятельность прежних комиссий по преобразованию законодательства и планы предстоящей кодификации.

Учреждение Второго отделения

Николай I одобрил идеи Михаила Сперанского. В апреле 1826 года специально для предстоящей работы по анализу законодательства было создано Второе отделение императорской канцелярии. Перед новым органом была поставлена четкая цель – составить Свод законов Российской империи.

Кодификация проводилась множеством редакторов. Им были предоставлены все необходимые ресурсы. Юристам пришлось проверить колоссальную массу документов.

Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу.

Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Вот только неполный список имен: Константин Арсеньев, Валериан Клоков, Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Дмитрий Эристов, Александр Куницын и т. д.

Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное. Кодификация законов до того считалась невероятной.

Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России.

Сбор документов

Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Коллегия иностранных дел, Вотчинный департамент, закрытые приказы и т. д.

Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы.

Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях.

В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста.

Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам.

В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.

Анализ исторически актов

Точкой отсчета для Второго отделения стало Соборное уложение, принятое в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Юристы включили в Свод этот сборник и все последующие законы.

Туда попали даже отмененные и недействующие документы (в качестве приложения в Полном собрании). При этом специальная комиссия параллельно занялась анализом сохранившихся источников, датированных ранее 1649 года.

Они были изданы отдельно в виде самостоятельной публикации под названием «Акты исторические».

Кодификация законов при Николае 1 проходила по следующему принципу. Бралась определенная область (например, гражданская). Ее исследовали отдельно от других. При этом то же гражданское законодательство было поделено на несколько исторических периодов.

Это облегчало процесс систематизации, хотя он все равно был сложным. Особенно мучительной стала работа над уголовным законодательством. Обозрение его исторического развития составлялось несколько месяцев. В июле 1827 года результат данной работы был в качестве «пробы пера» предоставлен императору. Он остался доволен.

Кодификация законов при Николае 1 проходила медленно, но верно.

Правила составления Свода

Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Фрэнсиса Бэкона.

Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие.

Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов.

Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. д.

Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1.

Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.

Значение деятельности Сперанского

Можно с уверенностью сказать, что без Сперанского не была бы проведена кодификация законов российской империи.

Он руководил всей работой, раздавал рекомендации подчиненным, разрешал затруднения и, наконец, докладывал царю о достижениях Второго отделения.

Михаил Сперанский был председателем итоговой комиссии, которая анализировала и перепроверяла черновики частей будущего издания. Именно его настойчивость и энергия позволили управиться с огромной работой сравнительно быстро.

Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров.

Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания.

Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска.

Толкование устаревшего права

Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка.

Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права.

Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.

Каждый закон сопровождался массой примечаний и ссылок на источники. Так статьи становились достоверными, а читатели могли при желании проверить подлинность законов. Особенно много пояснений и дополнений было к старым актам, появившимся в XVII-XVIII вв. Если составители отступали от оригинального текста или использовали его модификацию, то это обязательно указывалось в приложении.

Ревизия

Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.

Издание Свода

Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года.

В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. д. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей.

Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду – орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом.

Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1.

Дата этого события (31 января 1833 года) была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования.

Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.

Недостатки

Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки.

Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию.

Структура Свода

Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное. Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом.

В итоге весь материал был разделен на восемь отделов. Каждый из них соответствовал определенной отрасли права – государственной, административной, уголовной, гражданской и т. д. В свою очередь восемь книг вмещали в себя 15 томов.

Значение кодификации

Появление Свода ознаменовало новый этап в развитии отечественного права. Граждане страны впервые получили систематическое и простое в обращении издание, с помощью которого можно было свериться с действующими законами. До того система права была противоречива и состояла из эклектичных частей. Теперь период бессистемности остался в прошлом.

Началось бурное развитие российской правовой культуры. Теперь чиновникам стало сложнее злоупотреблять своими полномочиями. Их действия можно было легко проверить, сверившись со Сводом.

Народ наконец узнал, что такое закон и как он применяется. Для России издание Свода фактически оказалось крупной политической и правовой реформой.

В дальнейшем издание несколько раз редактировалось, согласно нововведениям, появившимся в законодательстве при преемниках Николая I.

Источник: https://FB.ru/article/246164/kodifikatsiya-zakonov-rossiyskoy-imperii-pri-nikolae-data-sut

История создания Свода законов Российской империи

Кодификация законодательства и создание свода законов. Кодификация и правила ее проведения

12 февраля 1833 года вышел манифест Николая I, которым провозглашалось издание нового Свода законов страны, сменявшего устаревшее Соборное уложение 1649 года. Появление Свода означало успешное окончание более чем вековых попыток свести воедино, систематизировать и скорректировать разрозненное российское законодательство.

Предыдущие попытки

Потребность в упорядочении законодательной сферы возникла ещё в начале XVIII века. Пётр Великий, издавший за первые годы правления множество новых указов, пришел к мысли о необходимости создания свода, который включал бы в себя действующее Соборное уложение и новые акты.

Созданная в 1700 году Палата об Уложении заседала с перерывами до конца 1703 года, но выработанная ею Новоуложенная книга не удовлетворила Петра. Однако монарх не оставлял надежд. Составлялись сенатские комиссии 1714-1717 и 1720-1727 годов.

Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет.

Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/

До воцарения Екатерины Великой попытки создания сводного Уложения предпринимались не раз, но все они были неудачными.

Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев.

Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости.

Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий.

Екатерининская комиссия 1767 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Комиссия для составления законов Российской империи появилась сразу после вступления Павла I на престол – в декабре 1796 года. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной.

Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I. Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г.А. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать.

Свои задачи эта комиссия выполняла достаточно успешно, но медленно. Это привело к вхождению в ее состав в 1808 году М.М. Сперанского, которому тогда благоволил Александр. Через два года блестящий государственный деятель стал во главе комиссии, которая была реорганизована под сенью Государственного совета.

В 1812 году подвергшийся опале Сперанский покинул её, вернувшись после ссылки в 1821 году.

В 1815-1822 годах был создан Систематический свод существующих законов Российской империи, выполнявший роль базы для выработки отдельных уложений. Однако ко времени кончины императора Александра Павловича в 1825 году уложения эти не были составлены до конца.

Систематический свод существующих законов Российской империи.
Источник: https://ru.wikipedia.org/

Новое начало

Военный по призванию, любящий во всём ясность и чёткость, новый государь Николай I стремился навести порядок и в сфере законодательной.

Царившая здесь путаница и противоречивость нисколько не упрочивали, по его справедливому мнению, государственный строй и саму законность. В 1826 году по инициативе Николая I работавший в александровской комиссии Сперанский предоставил императору свой план работ.

Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В это кодификационное учреждение вошло несколько десятков чиновников, его официальным руководителем стал М.А. Балугьянский, фактическим же – всё тот же Сперанский.

В создании Полного собрания законов помог опыт предыдущей комиссии, составившей реестр разбросанных по департаментам и архивам актов. Длительная работа с этим и другими реестрами, выявление и сверка огромного количества законодательного материала увенчались успехом. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было опубликовано.

М.М. Сперанский. Портрет кисти Дж.Доу Источник: d1825.ru

Подготовка к изданию Свода действующих законов была не менее тщательной. Первым ее этапом было историческое обозрение: в хронологическом порядке описывались законодательные акты, разделяемые также по предметному принципу (гражданские, судебные и т.д.).

Исторические своды же становились основой для свода общего, который систематизировался по правилам исключения не употребляемых законов и всяческих повторений, а также устранения громоздкости форм действующих актов.

В общем своде законы делились на государственные и гражданские (каждая категория также делилась на акты определительные и охранительные) и записывались в виде статей с указанием их источников, что придавало своду серьезность и достоверность. Благодаря принятым в 1831 году «Правилам, наблюдаемым при исправлении Сводов», некоторые статьи можно было немного менять и корректировать.

Действенное руководство Сперанского, самолично проверявшего каждую строку очередного тома и нередко заставлявшего переделывать части свода заново, позволяло работе кодификационного отделения не затухать, как бывало в истории подобных учреждений не раз. Итогом активных трудов Второго отделения и лично Михаила Михайловича стало окончание Свода к январю 1830 года.

Однако Свод ждало еще одно испытание, задуманное Сперанским, – ревизия его положений и внесение вследствие этого необходимых исправлений. К 1832 году всё было закончено, а 15 томов Свода закона – напечатаны. Манифестом от 12 февраля 1833 года Николай I известил об издании нового Свода и определил время повсеместного его вступления в силу – им стал 1835 год.

Свод законов Российской империи стал шагом вперёд. На место запутанного, противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная, продуманная и четкая система изложения законов, выработанная Сперанским.

Новый свод систематизировал, сделал широко доступным к использованию и более четким, чем прежде, законодательный материал, а также впервые обобщил некоторые правовые понятия, тем самым повышая русскую правовую культуру в целом.

Свод законов Российской империи. Издание 1893 г. Источник: bp.blogspot.com

С другими не менее важными историческими документами нашей страны вы можете ознакомиться благодаря проекту Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Обложка: А.Кившенко. Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-sozdavali-svod-zakonov-rossiiskoi-impierii

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: