Методы науки конституционного. Понятие, предмет, методология, функции конституционного права

Наука и учебная дисциплина конституционного права Российской Федерации: понятие, предмет, источники

Методы науки конституционного. Понятие, предмет, методология, функции конституционного права

Правовая наука в качестве системы знаний (идей, концепций, теорий и взглядов), которые отражают закономерности того, как развиваются правовые отношения и процессы – это катализатор совершенствования правового регулирования и правовых отношений, реализации правовых норм и институтов.

Наука конституционного права

Определение 1

Конституционное право как наука и учебная дисциплина – это составная часть системы юридических наук, входящих в более широкую системы общественных наук.

Из цели, предмета и метода состоят основные признаки, которые идентифицируют науку, предопределяющие ее содержание и систематизирующие знания.

Из того, какие есть цели, предмет и метод исследования, юридические науки делятся на общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные.

Основная часть отдана отраслевым наукам, предмет которых – это одноименные отрасли права.

Данные науки могут возникать в то же время с тем, как появляется отрасль права и их задачей является обслуживать на научном уровни конкретные отрасли права.

Замечание 1

Науку конституционного права можно отнести к отраслевым наукам, потому что предмет ее – одноименная отрасль конституционного права.

Наукой конституционного права изучается действующее конституционное право, его история, теория, тенденции и перспективы развития. Помимо этого ею исследуются отличительные черты и тенденции того, как может развиваться сама наука в данной отрасли.

Анализ, который проводится рамках науки конституционного права направлен на то, чтобы исследовать предмет, составные элементы системы (нормы, институты, подотрасли и конституционно-правовые отношения) отрасли конституционного права; изучить закономерности и эффективность их возникновения, функционирования и развития; раскрыть присущие конституционному праву функции; сформулировать основные понятия и категории, а также осуществить иные исследовательские задачи, которые связаны с этой отраслью права.

Одна из основных задач конституционного права – раскрыть закономерности того, как возникает, функционирует и развивается одноименная отрасль, формируются правовые концепции конституционного права, адекватные современному развитию цивилизации и отдельных стран.

Определение 2

Наукой конституционного права изучается конституционно-правовая материя – нормы, институты и процессы, которые связаны с реализацией последних, правовые отношения и и формы того, как реализуются нормы конституционного права.

Для этого проводится анализ деятельности государственных органов, рассматриваются формы и способы, при помощи которых они взаимодействуют, механизмы взаимоотношений личности и государства, социальных организаций и государственных органов.

Предмет науки конституционного права является более широким, чем предмет данной отрасли. Вместе с предметом отрасли наукой изучается знание о данной отрасли. Ею анализируется история того, как формируются и развиваются знания, научные взгляды на отрасль (теории, концепции, доктрины, гипотезы) и их эволюция.

Исследования науки конституционного права опираются на широкую систему источников, охватывающих различные каналы и ресурсы научных знаний.

К основным источникам науки конституционного права относятся нормативно-правовые акты, в которых есть нормы конституционного права, прежде всего Конституция.

Наукой конституционного права выявляется и обосновывается концептуальный смысл, содержание и значимость положений, которые содержатся в нормативно-правовых актах, выявляются взаимосвязи между ними и вносятся предложения относительно совершенствования конституционно-правового регулирования.

Источники науки конституционного права – это труды как отечественных, так и зарубежных ученые и политиков, в которых содержатся теоретические и научно-практические суждения и оценки, являющиеся значимыми для науки конституционного права.

То что данные труды разнообразны, противоречивы, имеют различную методологическую основу анализа не является препятствием, а напротив, способствует тому, чтобы наука развивалась, выявлялся тот круг проблем и аспектов, изучение которые приближает к позитивным знаниям и открытиям, а по итогу к тому, что совершенствуется отрасль конституционного права. Критическим осмыслением трудов наука обогащается и развивается процесс познания.

Опиши задание

Формирование отрасли конституционного права

Благодаря трудам ученых создаются теории, доктрины и гипотезы в конституционно-правовой отрасли и ее отдельных институтах. На их основании и происходит формирование соответствующей ведущей отрасли права.

Теории являются сформировавшимися учениями, которые основываются на логических и эмпирических объяснениях, подкрепленных соответствующими доказательствами, опытом исследователей и практической реализации.

Ими играется долговременная созидательная роль в формировании, развитии и совершенствовании правовой отрасли.

К примеру, неоценимое значение для конституционно-правовой отрасли имеет теория конституционализма, непосредственной демократии, народного правительства, естественных прав и свобод, парламентаризма, местного самоуправления и некоторых других.

Замечание 2

Назначение доктрины заключается в том, что ею утверждаются, распространяются и иногда навязываются идеи, составляющие ее смысл и содержание для того, чтобы применить их на практике. Доктрина играет промежуточную роль между теорией и практикой.

Как яркий пример идеологической и политической пристрастности может быть приведена доктрина диктатуры пролетариата, которая лежала в основе того, как формировалось государство и права и первые годы правления советской власти. Иным аналогичным примером является доктрина руководящей роли коммунистической партии, которая была применена, когда строился государственный и общественный строй и социалистических странах.

Научную оправданность доктрины можно доказать результатами процесса того, как она воплощается в жизнь.Если реализация долговременна и успешна, доктрина может стать теорией.

Помимо этого необходимо учитывать тот факт, что если даже доктрина направлена для одной страны, которая отличается с точки зрения истории, национальных особенностей, культуры и политической ситуации, не всегда может быть применена для другой страны.

Во время того, как формируются теории и доктрины, важна роль может быть у гипотезы – предположении относительно определенного конституционно-правового знания. Гипотезу, также и как и доктрину, можно развить в теорию, а можно отставить в качестве умозрительного заключения.

Наука конституционного права в свое время выдвигала различные гипотезы, которые находили и своих сторонников, и своих противников, получили признание или были отвергнуты временем.

Среди тех, которые получили дополнительное обоснование, признание и внедрение – предположения о наименовании отрасли – конституционное право, выделение процессуальных норм конституционного права, наличие института конституционно-правовой ответственности.

Источники конституционного права

Определение 3

Важный источник конституционного права – это практика, как юридическая, так и научная.

Юридическая практика в первую очередь выражена в правотворческой, правоприменительной и судебной деятельности госорганов и должностных лиц. Помимо этого она проявляется в юридически значимом поведении (действие/бездействие) иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Наукой не могли бы правильно выполняться задачи и развитие, если бы не изучались процессы того, как принимать и реализовывать конституционно-правовые нормы; конкретная деятельность государственных органов, включая суды, относительно применения норм конституционного права; их исполнение, соблюдение и использование в лице граждан и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Исходя из этого можно сделать вывод, что изучать и анализировать юридическую практику – это важно для того, чтобы успешно развивалась наука конституционного права.

Для современной Российской Федерации характерным является то, что увеличивается значимость и роль судебной практики. В институциональном смысле это может выражаться в том, что вместе с судами общей юрисдикции и арбитражными судами в РФ функционируют органы конституционного правосудия – Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Один из самых важных источников современной науки конституционного права – это иски граждан относительно защиты их прав в суде, жалобы на совершение действий должностными лицами в вышестоящие органы госвласти и в суды.

В последнее время наблюдается рост подачи подобных заявлений как от физических, так и от юридических лиц, в также рост активности россиян в целом относительно защиты собственных прав и свобод.

На основании этого открываются новые возможности для научных исследования в области конституционного права.

Замечание 3

Значительный импульс повышению уровня науки придают научные дискуссии и полемики, обсуждения научных проблем на конференциях, симпозиумах, семинарах и других собраниях научных кругов.

Научная практика в конституционном права Российской Федерации богата на события и результаты, воплощающиеся в соответствующих печатных материалах и рекомендациях ученых для тех, кто является субъектами конституционных правоотношений, которые формируются и реализуются конституционно-правовые нормы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/nauka-i-uchebnaja-distsiplina-konstitutsionnogo-pr/

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ — Студопедия

Методы науки конституционного. Понятие, предмет, методология, функции конституционного права

Как отрасль:

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., РСФСР 1925 г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

КП – система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля.

Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

– основы конституционного устройства (строя)

– права и свободы человека и гражданина

– федеративное устройство

– организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления

ПРЕДМЕТ – это общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права.

Особенность предмета КП:

  1. Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
  2. НО! к предмету относятся только те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

Методы КП:

1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);

1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);

2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);

3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);

4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);

5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);

6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);

7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

Система КПРФ:

Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.

Особенности:

1) В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

Общие положения. Институты:

– КРФ и её свойства;

– основы конституционного строя;

– основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ).

Конституционная система власти. Подотрасли и институты:

– федеративное устройство;

– избирательная система (избирательное право и избирательный процесс);

– институт президенства;

– законодательная власть;

– исполнительная власть;

– судебная власть;

– государственная власть в субъектах;

– местное самоуправление;

– порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Конституционное право как наука.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права РФ, это обширная система знаний.

Наука КП РФ опирается на определенную систему источников:

– Труды ученых (отечественных и зарубежных);

– Нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы;

– Практика – это процессы на базе действия норм КП РФ.

Методы науки КП:

1. Сравнительно-правовой – это анализ конституционно-правовых норм различных стран;

2. Системный метод – изучение по определенным элементам;

3. Статистический – анализ статистических данных, на основе этих данных делаются выводы.

1) Наука КП РФ изучает действующее КП, его историю, теорию и развитие самой науки о нем.

2) Раскрывает закономерности российского КП, анализирует содержание его институтов, методы конст-прав. регулирования.

3) Создает правовые концепции, предлагает точные формулировки правовых норм для совершенствования законодательства.

4) Формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует сама наука.

5) Изучает эффективность действующего законодательства.

6) Наука изучает статистические данные, показывающие развитие определенных конст-прав.институтов и их тенденции.

Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые нормы – это выраженные в КРФ, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой гос-ва.

Виды:

1) по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений): связанные с:

– основами конституционного строя;

– основами правового статуса личности;

– федеративным устройством;

– органами государства;

– органами местного самоуправления.

2) по юридической силе (зависят от места НПА данного вида в общей системе НА):

– нормы Конституции – высшая юр.сила;

– нормы ФКЗ;

– нормы ФЗ.

3) по территории действия:

– действующие на всей территории РФ;

– на территории респ., обл., иного субъекта Федерации;

– в границах территории, на которой осущ-ся местное самоуправление (в муниципальных образованиях).

4) по характеру предписания:

– управомочивающие – право субъекта осущ-ть предусмотренные в норме действия – это нормы, кот. закрепляют компетенцию РФ, субъектов;

– обязывающие – обязанности субъектов совершать определённые действия – нормы о конституционных обязанностях граждан;

– запрещающие – содержат заперты на совершение определённых действий, в них предусмотренных – «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе».

5) по степени определённости предписаний:

– императивные – однозначно определяют вариант поведения субъектов в соответствующих обстоятельствах;

– диспозитивные – возможность выбора варианта действия субъектов с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования:

– материальные – предусматривают содержание действий;

– процессуальные (процедурные) – формы, в которых материальная норма должна быть реализована – в регламентах, законодат-х актах о проведении референдума.

Особенности:

– Основополагающий, базовый , учредительный характер;

Конст-прав. нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права. Например, КРФ (ст.8 и 35) закрепляет норму о праве частной собственности (базовый принцип), а гражданское право – подробно регулирует отношения собственности, в том числе и частной. КРФ (ст. 37) запрещает принудительный труд – трудовое законодательство исходит уже из этого.

– Повышенная стабильность – конст-прав.нормы изменить гораздо сложнее, чем нормы иных отраслей права.

Если обычный закон изменяется простым большинством Парламента, то для изменения конституционой нормы требуется квалифицированное большинство (2/3, ¾ Парламента) или проведение референдума, часто – соблюдение особой процедуры.

Специфика конституционно-правовых норм – в наличии как норм, которые можно защитить в суде, так и норм-деклараций – некоторые нормы носят декларативный хар-р (констатация факта, но имеющая значение для утверждения демократии), норм-принципов, норм-лозунгов.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 КРФ).

Особенности структуры – усечённая – только гипотеза и диспозиция.

Специфический характер субъектов – народ, гос-во, нации и народности, представит-е (законод-е) органы гос.вл-ти.

Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:

1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);

3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);

4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Признаки конституционно-правовой ответственности:

1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы;

3) она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности:

1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;

2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;

3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;

4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;

6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Формы конст-правовой ответственности:

1) Роспуск;

а) законодательного (представительного) органа субъекта РФ, который после предупреждения Президента не отменил свой н.п.а., признанный несоответствующим КРФ и законам Федерации

б) представительного органа мун. образования (основания те же);

2) Отзыв депутата представительного органа избирателями;

3) Лишение его полномочий представительным органом;

4) Лишение его депутатской неприкосновенности представительным органом;

5) Импичмент Президенту рФ;

6) Вотум недоверия и отказ в доверии Правительству РФ;

7) Увольнение Председателя Правительства или отд.министров;

8) Отрешение от должности и временное приостановление исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ и главы мун.образования (если издадут н.а., противоречащие КРФ).

Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, объекты, субъекты.

Конституционно-правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой КП и содержанием которого явл. юридическая связь м/у субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусм. данной правовой нормой.

Особенности:

1. Имеют свое собственное – основополагающее содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП РФ.

2. Им свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений

3. Характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи м/у субъектами, часто устанавливаемые ч/з цепочку взаимосвязанных м/у собой правоотношений.

Возникновению конст-прав. отношений предшествует ЮФ. ЮФ – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение, прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением субъекта. Действия делятся на юр.акты и юр.поступки.

Юридические акты — это действия, представляющие собой открытое выражение правовой воли их участников.

Юридический поступок – действие, приводящее к юридическим последствиям,независимо от намерения лица, совершившего это действие.

Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким ЮФ, как рождение гражданина.

Источник: https://studopedia.ru/7_68202_ponyatie-predmet-i-metod-konstitutsionnogo-prava-rf.html

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Методы науки конституционного. Понятие, предмет, методология, функции конституционного права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.

    Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой.

Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей.

Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр.

, правовой статус личности), в других – предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

https://www.youtube.com/watch?v=BwUItgxDYxQ\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.).

Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды.

В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству.

Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею.

Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека.

Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества.

Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям.

Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними.

Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  1. императивного;
  2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст.

13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

https://www.youtube.com/watch?v=h2DzYw7exSw\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право. 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-predmet-i-metod-konstitutsionnogo-prava-rf-kak-otrasli-prava

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: