Национальный режим и преференции в госзакупках. Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг Ограничения на закупку товаров иностранного производства

Содержание
  1. Нацрежим в вопросах и ответах
  2. На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?
  3. Какие товары не попадают под нацрежим?
  4. Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?
  5. Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?
  6. Как работает правило «третий лишний»?
  7. В каких случаях запреты не действуют?
  8. Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?
  9. Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?
  10. Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?
  11. Как соотнести утверждение об отсутствии у поставщика необходимости иметь на момент подачи заявки товар, предлагаемый к поставке, с необходимостью обязательно указывать в той же заявке страну происхождения товара? Это затруднительно без фактического наличия самого товара
  12. Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях:
  13. Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?
  14. В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?
  15. Преференции участникам закупки. Национальный режим и преференции в госзакупках Преференции 15 процентов
  16. Как действует приоритет?
  17. Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется
  18. Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию
  19. Национальный режим в госзакупках: практика применения | Контур.Закупки
  20. Суть национального режима
  21. Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках
  22. Правовое регулирование
  23. Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках
  24. Применение запрета
  25. Применение ограничения
  26. Применение условий допуска
  27. Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом
  28. Национальный режим в 44-ФЗ и применение преференций товарам российского происхождения
  29. Запреты на участие в государственных закупках
  30. Ограничения в закупках
  31. Предоставление преференций
  32. Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ
  33. Преференции в 223-ФЗ
  34. Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Нацрежим в вопросах и ответах

Национальный режим и преференции в госзакупках. Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг Ограничения на закупку товаров иностранного производства

Нацрежим — нормативно закрепленная система правил для поддержки отечественных поставщиков ТРУ и поставщиков стран ЕАЭС. Национальный режим в закупках выражается в запретах, ограничениях и условиях допуска.

Главное преимущество нацрежима в том, что он позволяет не зависеть от зарубежных поставок и развивать собственную экономику.

На этом фоне очевидно, что одним из главных критериев, необходимых при рассмотрении и оценке заявок, становится страна происхождения товара.

Другими словами, больше шансов получить контракт у тех, кто производит, предлагает и закупает российскую продукцию или продукцию стран ЕАЭС.

В 2020 году указывать страну происхождения товара необходимо при совершении любой закупки товара (работ/услуг с одновременной поставкой товара): в извещении, документации, контракте, реестре контракта, приемочных документах, товарной накладной и прочих информационных документах это указание обязательно должно быть. Информацию о наличии страны происхождения товара на всех этапах закупки контролирует Казначейство РФ.

На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?

Общий подход к требованиям национального режима содержит ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ.

Правительство РФ оставляет за собой право принимать решения, связанные с ограничением и запретом на допуск товаров иностранного производства, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.

Какие товары не попадают под нацрежим?

Список товаров, происходящих из иностранных государств, на закупку которых установлен запрет в условиях национального режима указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Данный нормативный акт содержит 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками.

Топ списка остался прежним: нацрежим не распространяется на закупку товаров машиностроения, легкой промышленности, программного обеспечения, товаров для нужд обороны и безопасности, станкоинструментальной промышленности, систем хранения данных.

Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?

Условие допуска иностранных товаров, работ и услуг содержит Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н.

Ограничения на поставку иностранных товаров действуют для отдельных позиций, среди которых медицинские изделия, лекарства, продукты, радиоэлектроника. В конце апреля появился новый нормативный документ — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. Он содержит около 200 новых позиций, которые попали под ограничения.

Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?

Запреты носят абсолютный характер: есть товарные позиции, которые в случае происхождения из иностранных государств по общему правилу приобретать нельзя. Список таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения.

Возможность провести такую закупку есть, но с учетом соблюдения определенных условий. Предусмотрены преференции для товаров из России, а также стран ЕАЭС, которые позволяют закупочной комиссии поставить заявкам более высокий балл и таким образом создать преимущества при участии в закупке, повысив тем самым их шансы победить.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Как работает правило «третий лишний»?

Согласно правилу «третий лишний» разрешается приобретать товары иностранного производства только в том случае, когда предложения на закупку прислали менее двух российских поставщиков. Причем это должны быть предложения от разных российских производителей или их представителей.

В каких случаях запреты не действуют?

Запреты на закупку товара иностранного производства не действуют в нескольких случаях:

  • Товар не производится на территории РФ. При этом закупка должна сопровождаться разрешением Минпромторга.
  • Стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость единиц товара не превышает 1 млн руб.
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные части к иностранным товарам, оборудованию, которое уже использует заказчик: в соответствии с технической документацией он имеет право приобретать оригинальные комплектующие у производителя или того, кто способен их поставить.

Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?

Указание на такую закупку должно содержаться в документации заказчика: вся информация о национальном режиме прописывается в извещении о закупке, в документации, а также сам заказчик должен описать, как работают правила нацрежима.

Участники же, в свою очередь, обязаны предоставлять документы и сведения, указанные в нормативных актах, подтверждающие страну происхождения товара.

Это указание служит доказательством для заказчика, что товар соответствует всем заявленным требованиям по нацрежиму.

В условиях пандемии вступил в силу принцип срочной закупки у единственного поставщика. На основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ Заказчик вправе приобрести товар любого происхождения, если это необходимо для ликвидации последствий или предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Исключение — запреты по национальному режиму: даже в этом случае их необходимо соблюдать!

Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик заранее, еще в документации, должен указать ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим. Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат происхождения СТ-1;
  • копия специального инвестиционного контракта.

Другими словами, вид документа может варьироваться в зависимости от вида товара. Это регулируется документами правительства.

Применение Нацрежима

Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ

Программа курса

Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?

При подаче заявки, как правило, факт того, что товар отечественного производства, лишь декларируется. Далее, в зависимости от требований нормативных актов по национальному режиму, если закупка попадает под соответствующие постановления, может потребоваться:

  • сертификат СТ-1, выдаваемый ТПП; или
  • выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей; или
  • информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

Как соотнести утверждение об отсутствии у поставщика необходимости иметь на момент подачи заявки товар, предлагаемый к поставке, с необходимостью обязательно указывать в той же заявке страну происхождения товара? Это затруднительно без фактического наличия самого товара

В настоящее время существует обязанность указывать страну происхождения товара в первой части заявки. При этом документы, подтверждающие информацию о стране происхождения, не требуются. По сути, нововведения не требуют иметь в наличии товар, но маневр в выборе поставляемого товара теперь ограничен.

Рассмотрим возможность замены страны происхождения товара на стадии исполнения контракта.

По мнению ФАС России, Законом № 44-ФЗ установлены однозначные запреты на изменение страны происхождения поставляемого товара в определенных случаях:

  • если участник получил преференции за то, что предложил товар определенной страны происхождения;
  • если применен нацрежим;
  • если указание страны происхождения повлияло на присвоение баллов при определении победителя;
  • если технические и функциональные характеристики предлагаемого товара другой страны происхождения хуже, чем характеристики, указанные в контракте.

Исходя из этого, заменить страну происхождения товара в иных случаях можно при исполнении контракта в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако стоит учесть вероятность, что заказчик откажется вносить изменения в контракт или принимать товар с иной страной происхождения товара, что приведет к риску расторжения контракта и РНП.

Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях:

  1. российский на иностранный. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  2. иностранный на российский. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  3. иностранный на российский, но с улучшенными характеристиками.

    При этом в заявке победителя весь товар иностранный;

  4. иностранный на российский, и наоборот (если заявка была единственная);
  5. российский на иностранный, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар российский. Вторая заявка — весь товар российский, но другого производителя.

    Третья заявка — весь товар иностранный?

Есть ли на этот счет какие-либо разъяснения официальных органов?

Постановление № 102 регулирует закупки:

  • отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1,
  • медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2.

Указанным Постановлением предусмотрено следующее:

  • п. 3.1: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
  • п. 3.2: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС или процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

Применение Нацрежима

Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 223-ФЗ

Программа курса

Таким образом, в случае если были применены ограничения, предусмотренные Постановлением № 102, замена российского (ЕАЭС) товара на иностранный запрещена, равно как и замена производителя. В ситуации, описанной в вопросе №4, в случае если закупка была признана несостоявшейся в силу единственной заявки, указанные ограничения не действуют.

Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?

Заказчику необходимо придерживаться следующего списка действий:

  • определить объект закупки и проверить его в перечне ПП №878;
  • если товар включен в реестр, то в закупочной документации установить ограничение на приобретение иностранной продукции;
  • если товара в реестре нет, составить обоснование невозможности соблюдения ограничения и подать заявку на приобретение иностранного товара — опубликовать обоснование в ЕИС вместе с извещением о закупках.

В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?

Рассмотрим на примере. Подана заявка на закупку с условиями допуска товаров иностранного происхождения и еще две заявки с товарами из стран ЕАЭС, соответствующие требованиям: то есть заявки с разными товарами от разных производителей. В этом случае заказчик должен использовать правило «третий лишний» и отклонить заявку.

Например, первая заявка содержит по большей части товар производства РФ, но 40% позиций из Китая. Вторая заявка содержит товары только российского производства. Третья заявка предлагает товары РФ и Беларуси.

Ознакомившись с тремя заявками, заказчик отклоняет первую, так как в его распоряжении есть еще две с товарами, которые полностью соответствуют условиям национального режима.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1445

Преференции участникам закупки. Национальный режим и преференции в госзакупках Преференции 15 процентов

Национальный режим и преференции в госзакупках. Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг Ограничения на закупку товаров иностранного производства

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение -15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение -15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей.

Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000).

Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях , форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Национальный режим– это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

Источник: https://nauet.ru/preferencii-uchastnikam-zakupki-nacionalnyi-rezhim-i/

Национальный режим в госзакупках: практика применения | Контур.Закупки

Национальный режим и преференции в госзакупках. Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг Ограничения на закупку товаров иностранного производства

Закон 44-ФЗ не слишком подробно поясняет вопросы национального режима. Вместе с тем для заказчиков существует много правил, установленных подзаконными нормативными актами. Сегодня рассмотрим, как работать с требования нацрежима.

Суть национального режима

Национальный режим в закупках представляет собой набор мер:

  • заперт на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран;
  • ограничение на закупку иностранных товаров;
  • условия их допуска на рынок госзакупок.

Правительство РФ утвердило перечни объектов иностранного производства, которым запрещено участвовать в закупках. А также списки объектов, которые могут участвовать при определенных ограничениях. Что касается условий допуска на рынок госзакупок, то они устанавливаются регулятором.

На следующей схеме показано, как работают меры нацрежима.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках

ЗапретОграничениеУсловия допуска
Если участник предложил иностранный товар, закачк его заявку отклоняет.Исключение: в РФ или странах Таможенного союза объект закупки не производитсяПравило «Третий лишний»: заказчик должен отклонить иностранную заявку, если поданы 2 заявки из РФ или ЕАЭС с товаром от разных производителей.Есть исключения, например, закупка по постановлению № 1469 (стены) – достаточно одной заявки с российским товаромЗаявка с иностранным товарам не отклоняется, но предложение с российским товарам имеет 15%-ную ценовую преференцию.Особенности: при реализации каждого метода закупки преференция предоставляется по-своему (См. Схема 2)
Примеры: иностранное ПО, товары машиностроенияПримеры: медизделия и препараты, радиоэлектроникаСамые разные товарные группы

Правовое регулирование

Нормативная база по нацрежиму обширна. Мы собрали все НПА в одной таблице. Заказчику следует изучить все нормативные акты, поскольку в каждом из них установлены собственные правила применения. Ну и, конечно, перечни товаров, на которые сей нормативный акт распространяет.

Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках

Название (ПП — постановление Правительства)Сфера регулирования
Запрет на допуск к закупкам
1ПП от 14.01.2017 № 9Общее
2ПП от 14.07.2014 № 656Отдельные виды товаров машиностроения
3ПП от 16.11.2015 № 1236Программное обеспечение
4ПП от 11.08.2014 № 791Товары легкой промышленности и услуги по их прокату
5ПП от 05.09.2017 № 1072Отдельные виды товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Ограничения на допуск к закупкам
1ПП от 26.09.2016 № 968Отдельные виды радиоэлектронной продукции
2ПП от 04.12.2017 № 1469Медицинские изделия — стенаты для коронарных артерий, катетеры для ангиопластики и эмболэктомии
3ПП от 05.02.2015 № 102Отдельные виды медицинских изделий
4ПП от 30.11.2015 № 1289Лекарственные препараты из списка жизненно важных
5ПП от 22.08.2016 № 832Отдельные виды пищевых продуктов
Условия допуска
1Приказ Минэкономразвития 25.03.2014 № 155.Общее

При планировании закупок заказчик должен знать, какими из вышеупомянутых актов регулируются правила нацрежима для того либо иного объекта.

Информацию об этом необходимо указать в плане-графике в столбце 27.

Чтобы ссылки на нормативные акты там отразились, в ЕИС нужно перейти во вкладку «Условия закупки» и прописать НПА в разделе «Преимущества и требования к участникам закупки»:

Нужно прописать регулирующие НПА в этом разделе, и тогда они отразятся в плане-графике

Применение запрета

Допустим, заказчику нужно закупить автотранспортные средства — автобусы (ОКПД 29.10.30.111). Они входят в перечень из постановления № 656. В этом документе объекты закупки разделены на две группы. И для каждой из них установлены перечни документов, при предоставлении которых запрет применяться не будет.

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Заказчик получил 3 заявки. Вторые их части содержались следующие документы:

  1. Участник 1. Копия специнвестконтракта.
  2. Участник 2. Сертификат СТ-1.
  3. Участник 3. Сертификат СТ-1, не удостоверяющий требованиям постановления 14.07.2014 № 656. Заявка отклонена.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний».

Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

Заявки подали 4 участника:

  1. Участник 1. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  2. Участник 2. Предложил препарат, произведенные в Европе.
  3. Участник 3. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  4. Участник 4. Предложил препарат, произведенный в России, не приложил сертификат СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью.

Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему.

Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Виды закупок
Конкурс, Запрос котировокЗапрос предложенийАукцион
Заявка участникаОкончательное предложениеПобедитель
Заявка (окончательное предложение) содержит иностранный товарЗаявка (окончательное предложение) содержит товар из РФ или ЕАЭСЗаявка содержит предложение иностранного товараЗаявка содержит предложение товара из РФ или ЕАЭС
Преференции нетПри оценке контракта учитывается цена на 15% нижеС победителем заключается контракт по цене на 15% ниже предложеннойПреференции нет
Преференции нет
Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложенийАукцион
В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155Закупка признана несостоявшейсяВсе заявки содержат предложения поставки иностранного товара
Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет менее 50%Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет более 50%

В частности, если заказчик проводит запрос котировок или конкурс, то оценивает заявки с российским товаром по критерию «цена контракта», как будто они содержат цену на 15% дешевле. Если же проводится аукцион, то в случае победы заявки с иностранным товаром контракт будет заключаться по цене, на 15% ниже предложения поставщика.

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Пример 1. Были поданы 5 заявок, все они допущены к аукциону. По итогам аукциона получилось вот что:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Ценового предложения не подано.
  4. Участник 4. Продукция китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Итак, участники № 3 и № 5 не стали участвовать в торгах. Таким образом, единственное предложение российского товара из аукционного выбрало. Следовательно, 15%-ное снижение цены контракта не применяется. Заказчик заключил контракт по цене 76 000 рублей.

Пример 2. На аукцион были поданы следующие заявки:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  4. Участник 4. Продукция российского и китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Как видно, участник № 4 предложил товары, смешанные по происхождению. Однако он не продекларировал соотношение долей изделий китайского и российского производства.

В процессе расчета доли по цене единицы за товар при обосновании НМЦК вышло, что товара российского происхождения менее половины. Это значит, что включается правило 15%-ного снижения цены.

Заказчик заключил контракт с участником № 4 по цене 64 600 рублей.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/nacionalnyj-rezhim-v-goszakupkax-praktika-primeneniya/

Национальный режим в 44-ФЗ и применение преференций товарам российского происхождения

Национальный режим и преференции в госзакупках. Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг Ограничения на закупку товаров иностранного производства

Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:

  1. запреты

  2. ограничения

  3. условия допуска (преференции)

Запреты на участие в государственных закупках

Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

Их список определяется Постановлениями Правительства:

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н “Об условиях допуска товаров, происходящихиз иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд” четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.

Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.

При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.

Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.

При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.

Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ

Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

  1. В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.

  2. Закупочная процедура признана несостоявшейся.

  3. В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.

  4. В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.

  5. В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

Преференции в 223-ФЗ

В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.

Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.

Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта – заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.

Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.

Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.

Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.

А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается  поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е.

каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе.

Участник, который предложит самую большую стоимость – выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров – при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.

Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.

Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

  • требование о декларировании страны производства товаров в заявке;

  • положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;

  • сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);

  • и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

  1. Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

  2. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

  3. В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

  4. В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства – приоритет для них не предоставляется.

  5. В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Закупки у субъектов малого предпринимательства

НДС в контракте

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/nacionalnyj-rezhim

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: