Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

Содержание
  1. Штрафы за нарушение экологического законодательства – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ
  2. Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства
  3. Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
  4. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
  5. Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы
  6. Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы
  7. Статья 8.5.Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации   
  8. Статья 8.13. часть 1Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
  9. Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования
  10. Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов
  11. Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
  12. Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
  13. Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
  14. Статья 8.21. часть 2  Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
  15. Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры
  16. Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду  
  17. Нарушение природоохранного законодательства
  18. Нарушения и санкции за них
  19. Необходимая природоохранная документация
  20. В каких случаях возникает штраф
  21. Отчет для субъектов МСП
  22. Формы и виды экологической ответственности
  23. Административная и гражданско-правовая экологическая ответственность
  24. Уголовная ответственность в сфере защиты экологии
  25. Экологические правонарушения: понятие, виды и структура, юридическая ответственность и составы нарушений
  26. Понятие, виды и структура экологических правонарушений
  27. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения
  28. Составы экологических правонарушений
  29. Бесплатная консультация по экологическим правонарушениям
  30. Виды ответственности за экологические правонарушения
  31. Определение
  32. Какие существуют виды экологических правонарушений
  33. Классификация
  34. Состав преступления
  35. Ответственность
  36. Виды ответственности за совершение экологических правонарушений
  37. Экспертиза

Штрафы за нарушение экологического законодательства – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.    

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.

В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность  предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации.

Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1.

Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:   

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5.Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации    

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:  

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2  Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду  

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.  

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Источник: https://ecobez.ru/shtrafy-za-narushenie-jekologicheskogo-zakonodatelstva/

Нарушение природоохранного законодательства

Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

В соответствие с действующим законодательством ежегодно на сайте Генеральной прокуратуры РФ публикуется план проверок контролирующими органами на текущий год. Используя онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» можно узнать, предстоит ли в ближайшее время вашей организации пройти проверку.

Если природопользователь находит себя в списке проверок на текущий год, то не лишнем будет знать какие требования необходимо соблюдать и какие санкции могут быть применены, в случае обнаружения несоответствий законодательству.

Нарушения и санкции за них

За несоблюдение действующего природоохранного законодательства, как правило, наступает административная ответственность. В этом случае могут быть применены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельности.

КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.

Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям.

В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду.

Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.

В каких случаях возникает штраф

На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствует необходимая природоохранная документация;
  • лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
  • соответствующее обучение;
  • не ведутся журналы;
  • нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
  • предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
  • среду;
  • выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
  • почвы, водоемов;
  • и т. д.

Законодательно предусмотрены и другие меры воздействия на природопользователя, организация может понести экономические потери при оплате экологических платежей. Если фактическое количество образующихся отходов превышает полученные ранее лимиты, либо не соответствует поданной декларации, либо выявлен факт размещения отходов сверх отчетной документации, то в данном случае будет применено пятикратное увеличение платежа, а с 2020 года платеж будет увеличиваться в 25 раз. Придется оплачивать платежи в 25-ти кратном размере и в случае, если фактические выбросы либо сбросы загрязняющих веществ, превышают установленные ранее в КЭР или декларации.

Отчет для субъектов МСП

До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:

  • наименование всех образующихся отходов;
  • количество каждого отхода;
  • сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.

Источник: https://guic.ru/statii/narushenie-prirodookhrannogo-zakonodatelstva/

Формы и виды экологической ответственности

Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

Понятие «ответственность» рассматривается в качестве обязанности выполнять установленные поведенческие нормы, претерпевая неблагоприятные последствия в случае их нарушения.

С этой позиции экологическая ответственность представляет собой разновидность социальной ответственности, которая может наступить в случае совершения экологических нарушений, которые выражаются несогласованными с интересами охраны экологической среды действиями человека, которые основаны на удовлетворении экономических потребностей и причиняют вред природе. Экологическая ответственность представлена двумя формами: экономической и юридической. Экономическая ответственность (эколого-экономическая) имеет в основе правомерную деятельность. Ее регулирование происходит за счет экономических методов, что является следствием причинной связи и вреда экономической деятельности, которая ведет к нарушению состояния природной среды. Действующее законодательство содержит виды экологической ответственности с точки зрения экономики:

  • обязательные платежи, осуществляемые хозяйствующими субъектами за выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх положенных нормативов и по определенным нормативам:
  • возмещение потерь лесного производства;
  • плата за использование вод в промышленном производстве, захоронение вредных отходов и др.

В сфере защиты экологии экономическая ответственность проявляется по причине причинения вреда, который выходит за рамки правонарушений. Для нее не характерны категории права в виде вины, противоправного поведения.

Юридическая ответственность основана на неправомерных деяниях, которые проявляются при совершении экологических правонарушений. Подобная ответственность подлежит регулированию с помощью административно-правовых методов.

Экологическое правонарушение представляет собой виновное деяние, представляющее опасность для общества.

Оно посягает на правопорядок, установленный в государстве, а также затрагивает безопасность экологии и способно причинить вред окружающей природной среде, здоровью людей (в том числе создание реальной угрозы этого причинения).

В соответствии с характером и степенью опасности для общества экологические нарушения права классифицируются на проступки, деликты (административные, дисциплинарные, гражданские) и преступления. Физические и юридические лица, совершившие их, подлежат ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена для сотрудников предприятий за совершение ими экологических нарушений в ходе выполнения должностных и трудовых обязанностей.

Пример 1

Механик, работающий на автопредприятии, привлекается к дисциплинарной ответственности за то, что выпустил в эксплуатацию автомобиль, у которого превышены установленные нормативы выброса загрязняющих атмосферу веществ (СО).

Подобный тип ответственности применяет администрация организации, где трудится виновный сотрудник.

Административная и гражданско-правовая экологическая ответственность

Административная ответственность может наступать только за экологическое правонарушение, образующее состав определенного административного правонарушения. Данные нарушения рассматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях, действующая редакция которого включает 40 норм.

Замечание 1

С помощью этих норм устанавливается ответственность за административные правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Опиши задание

Административное наказание может назначать суд или специально уполномоченный орган государства (должностное лицо). Также за подобные нарушения предусмотрены штрафы, конфискация орудия правонарушения или изделий незаконного природопользования, лишение специальных прав и др.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения также может являться эффективным инструментом для того, чтобы обеспечить экологическую безопасность.

Рассматривая гражданские дела этого типа основная задача состоит в обеспечении принципа полного возмещения причиненного вреда, включающего упущенную выгоду, ущерб, а также учет экологического вреда, причиненного жизни и здоровью людей, природе, взыскание вреда, который причинен посредством правомерных действий и деликтного вреда.

Замечание 2

Гражданское судопроизводство рассматривает дела, касающиеся экологических правонарушений, прекращения, приостановления вредной для экологии деятельности. Здесь одной из сторон является гражданин, который чаще всего потерпел определенный вред.

Споры, возникающие по поводу возмещения ущерба, причиненного окружающей природе, обеспечения безопасности экологии, природопользования предприятиями и гражданами в качестве участников предпринимательской деятельности, рассматривают арбитражные суды. Особенность подобных споров состоит в их направленности не на защиту экономических интересов пользователей ресурсов, а на охрану и возмещение общественных интересов в здоровой, продуктивной и чистой экологии и природной среде.

Уголовная ответственность в сфере защиты экологии

За совершение некоторых видов экологических правонарушений, которые представляют наивысшую опасность для общества, предусматривают наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 26, ст. 246-262).

Замечание 3

Законодатель посвятил подобным преступлениям отдельную главу, подчеркнув, что они способны затрагивать не только юридические или экономические интересы, но и объективные, естественные условия жизни и деятельности отдельных граждан и общества в целом.

Если следовать общепринятой классификации природы живую (растения, животный мир) и неживую (климат, вода, воздух, земля и ее недра), то законодательно рассматриваются несколько групп экологических преступлений:

  • посягательства, которые нарушают правила безопасности в сфере экологии в процессе осуществления специальных типов деятельности. Это может быть обращение веществ и отходов, опасных для экологии, обращение с микробиологическими и прочими биологическими токсинами или веществами, нарушенные ветеринарные правила и правила борьбы с болезнями и др.
  • посягательства, посредством которых происходят нарушения правил охраны неживой природы. Включают загрязнение воды, морской среды, атмосферы, порчу земли и др.
  • преступления, которые способны нарушить правила охраны живой природы. Они включают незаконную добычу растений и животных из воды, незаконную охоту, нарушенные правила охраны запаса рыбы, незаконную вырубку деревьев и кустарников. Также к подобным деяниям часто приравнивают нарушенный режим особо охраняемых территорий и объектов природного характера.

Загрязнение окружающей среды (например водоема, воздуха), не имеющее указанных законодательно последствий, а также незаконно осуществляемая охота, которая совершается в первый раз (без наличия отягчающих обстоятельств), могут повлечь использование административных мер наказания в виде штрафа или предупреждения.

Незаконная охота, посредством которой был причинен крупный ущерб, а также выброс в атмосферу загрязняющего вещества, которые ведут к причинению вреда человеческому здоровью или по неосторожности к его смерти, должны быть признаны преступлениями.

Наказание за них осуществляется посредством лишения свободы на соответствующий срок (ст. 251 и 258 УК РФ). Действующее законодательство в сфере экологии также предусматривает определенные основания, в соответствии с которыми возможно освобождение от экологической правовой ответственности.

Это обусловлено тем, что она состоит в защите условий существования общества, не являясь самоцелью.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/formy-i-vidy-ekologicheskoj-otvetstvennosti/

Экологические правонарушения: понятие, виды и структура, юридическая ответственность и составы нарушений

Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

В отечественной правовой системе экологическое право, в качестве самостоятельной отрасли, появилось сравнительно недавно. Общая тенденция на расширение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и природного мира, неизбежно привела к систематизации и структуризации нормативно-правовых актов в области экологического права.

Помимо непосредственного регулирования мер по охране объектов природного мира, законодательство Российской Федерации устанавливает конкретные нормы ответственности за совершение правонарушений в области экологического права.

Понятие, виды и структура экологических правонарушений

Исходя из общего определения отечественного законодательства, экологическое правонарушение заключается в противоправном деянии, совершенном с определенной формой вины, причиняющее вред экологической среде либо создающее угрозу причинения такого вреда в будущем. Также под это определение подпадают действия, нарушающие права и законные интересы субъектов в области экологического права.

Если рассмотреть теоретическую основу правонарушения в сфере экологического права, то можно выделить стандартные для любой правовой системы признаки:

  • противоправность. Лицо, совершающее правонарушение в сфере экологического права, нарушает установленные законодательством запреты поведения в отношении объектов природного мира. В случае совершения какого-либо действия в отсутствие установленного законодательством запрета, формальный состав правонарушения отсутствует;
  • виновность. В действиях лица, совершившего правонарушение в сфере экологического права, должна присутствовать вина в одной из форм, определенных законодательством (прямой, косвенный умысел, неосторожность и т.д.);
  • наказуемость. За нарушение конкретного запрета законодательством должна быть предусмотрена санкция в виде определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение в отношении объектов природного мира. В случае отсутствия установленной законодательством санкции за нарушение запрета в действии или бездействии лица отсутствует состав правонарушения;
  • объективный состав – деяние в сфере действия экологического и смежных с ним отраслей права. Правонарушение не может быть совершено в отношении объектов, не являющихся предметом регулирования экологического права;
  • субъективный состав правонарушения. Законодательством определен четкий круг субъектов, чьи права и интересы могут быть нарушены совершением правонарушений в сфере действия экологического права;
  • общественная опасность. Как и любой другой вид противоправного поведения, правонарушение в отношении объектов природного мира должно представлять общественную опасность, т.е. представлять угрозу как для неограниченного круга лица, так и конкретных субъектов и объектов в области экологического права.

Экологические правонарушения можно структурировать по нескольким категориям:

  • по виду ответственности, наступаемой за совершение правонарушения. В этой категории можно выделить преступления в области экологического права (привлечение к ответственности происходит в рамках уголовного законодательства), административные и дисциплинарные проступки (лицо привлекается в рамках КоАП РФ) и гражданско-правовое правонарушение (ответственность наступает в рамках гражданского права и смежных с ним отраслей). Каждый из перечисленных видов правонарушений обладает отдельным специальным составом признаков;
  • по объекту правонарушения. Комплекс норм экологического права содержит ряд подотраслей и отдельных категорий – земельное право, лесное право, система нормативных актов об охране природного мира и т.д. В зависимости от вида объекта наступают разные виды ответственности за совершение экологических правонарушений, а привлечение к ответственности осуществляют органы, обладающие контрольными и надзорными функциями в данной сфере деятельности.
  • по субъекту правонарушения. Отечественное законодательство определяет три основных группы субъектов, которые несут ответственность за совершение данной категории нарушений: должностные лица, юридические лица, граждане.
  • по объективной стороне правонарушения. Деяние виновного лица должно быть направлено на причинение вреда объектам природного мира и заключается как в конкретном ухудшении качеств и свойств таких объектов, так и в нарушении установленных правил пользования ими.
  • по субъективной стороне. Экологическое правонарушение может быть совершено в форме умысла или по неосторожности, что влечет разные правовые последствия для нарушителя. Форма умысла (прямой или косвенный) также влияет на общую квалификацию правонарушения в области экологического права.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Как указывалось выше, по виду ответственности экологические правонарушения подразделяются на три категории:

  • преступления в области экологии. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд специальных составов преступлений в области экологического права, объектом которых является природная среда либо субъекты в области экологического права. Данная категория правонарушений предусматривает санкции не только в виде возмещения вреда природной среде, но и наступление для виновного лица особых последствий – судимости. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции, а расследование уголовного правонарушения в области экологического права проходит по общим правилам, предусмотренным УПК РФ.
  • административные и дисциплинарные правонарушения. КоАП РФ также содержит определенный перечень составов правонарушений в области экологического права. В отличие от уголовной ответственности, в данном случае речь идет о совершении правонарушений, не повлекших столь тяжелого вреда объектам природного мира. Дело об административном правонарушении рассматривают суды, либо уполномоченные органы.
  • гражданско-правовые правонарушения. За совершение указанных правонарушений предусмотрена гражданская ответственность, которая может заключаться либо в обязании виновного лица возместить причиненный ущерб с уплатой определенных штрафных санкций, либо в обязательстве совершить определенных действия (воздержаться от совершения действий). В отношении виновного лица с исковым заявлением имеет право обратиться уполномоченный государственный орган. Привлечение к ответственности виновного лица производится судами общей юрисдикции либо арбитражным судом, как в виде имущественной ответственности, так и в виде обязательства к совершению определенных действий, либо воздержаний от действий.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что большая часть виновных лиц привлекается к ответственности за совершение экологических правонарушений в рамках КоАП РФ.

Составы экологических правонарушений

Наибольшая часть составов правонарушений в области экологического права содержится в КоАП РФ, глава 8 которого прямо называется «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Отдельные составы правонарушений содержатся и в других главах КоАП.

Число конкретных составов нарушений в сфере экологического права по КоАП постоянно меняется как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от степени общественной опасности противоправного деяния.

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит перечень составов преступлений за совершение правонарушений против природного мира и экологии. По степени тяжести допущенного нарушения правовых актов данные составы превосходят аналогичные нормы административного права, так как наносят несоизмеримо больший вред объектам природного мира.

Ряд составов экологических правонарушений имеют смежный характер между уголовным, административным и гражданским правом.

Выбор вида ответственности (уголовной, административно-дисциплинарной или гражданской) в данном случае будет зависеть от тяжести вреда, фактически причиненного окружающей среде, а также от степени негативных последствий, который могут наступить ввиду совершения противоправного деяния.

Бесплатная консультация по экологическим правонарушениям

Если у вас возник индивидуальный вопрос по экологическим правонарушениям, напишите ниже — в специальной форме под статьей. В течение нескольких минут вам проведут абсолютно бесплатную юридическую консультацию.

Источник: https://uhelp.pro/info/grazhdanskoe-pravo/ekologicheskie-pravonarusheniya/

Виды ответственности за экологические правонарушения

Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

На сегодняшний день в законодательстве имеется несколько видов ответственности за совершаемые экологические преступления в сфере использования резервов природы и сохранения окружающей среды. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое экологические правонарушения, виды ответственности за них в соответствии с законами.

Экологическими преступлениями или правонарушениями называются действия или бездействия, противоречащие требованиям экологических правовых норм.

На деле это выражается как противоправное экологически вредное или небезопасное действие, посягающее на установленные порядки в области экологической безопасности.

Определение

Экологические правонарушения — это нанесение экологического вреда при совершении противоправных действий.

СПРАВКА! Отражение сути понятия состоит в том, что нарушителями могли быть предприняты какие-то действия или бездействия, повлекшие ухудшение состояния окружающей среды или же они могли совершить правонарушения, которые определены законами.

В понятие правонарушения в сфере экологии входят некоторые противоправные действия, за совершение которых должны следовать наказания

. В соответствии с законом, за нарушения такого рода предусмотрено несколько видов ответственности:

— уголовная;

— административная;

— гражданско-правовая;

— дисциплинарная.

Какие существуют виды экологических правонарушений

Существует три вида нарушений:

  1. Которые совершены владельцами природных ресурсов по закону.
  2. Которые совершены природопользователями.
  3. Которые совершены лицами, не относящимися ни к одной из вышеперечисленных категорий.

Также экологические правонарушения различаются по состоянию объектов природы на следующие виды:

  1. Нанесение ущерба
  2. Уничтожение
  3. Порча.

Ещё одно разделение экологических правонарушений происходит по объекту посягательства:

  1. Лесные
  2. Водные
  3. Земельные
  4. Горные.

Классификация

При наличии в составе правонарушения объектов посягательства из одной группы правонарушений, то применяется следующая классификация:

  1. Нанесение повреждений и уничтожение природных ресурсов, что является противоправным.

СПРАВКА! Сюда относится засорение, загрязнение вод, сильный ущерб, нанесенный сельскохозяйственным угодьям, истребление площадей лесов.

  1. Игнорирование или нарушение правил передачи в собственность природных ресурсов, которые связаны с вероятностью нанесения ущерба окружающей среде. Сюда относят внедрение в работу предприятий и технических конструкций, которые наносят ущерб окружающей среде.
  2. Неисполнение определенных правил сохранения окружающей среды или бездействие.
  3. Умышленное применение природных ресурсов в своих корыстных целях. К примеру, сбор редкий растений, растущих в дикой природе.

Состав преступления

Экологические правонарушения могут состоят из следующих действий:

  1. Засорение или истощение источников и подземных вод, причинение им вреда, которое влечет за собой изменение их природных свойств. В особенности, когда оно представляет опасность для растительного и животного окружения.
  2. Превышение норм возможных выбросов в атмосферу разных вредных веществ или неверная работа технических устройств, которая повлекла за собой ухудшение свойств воздуха или его загрязнение.
  3. Сброс вредных веществ и материалов в моря и других водные источники, вследствие чего происходит их загрязнение, что вредит здоровью людей и других живых организмов.
  4. Неправильное применение ядохимикатов или удобрений, вследствие чего происходит загрязнение или отравление земельных площадей.

СПРАВКА! Сюда же относят неправильную транспортировку вредоносных продуктов.

  1. Неаккуратное или неправильное обращение с огнем и другими опасными источниками, в результате чего наносится ущерб или уничтожается лесной фонд.
  2. Вырубка леса или кустарников, являющееся незаконным, совершенные в больших размерах, которые нарушают общий баланс окружающей среды.
  3. Истребление или незаконная охота на животных, причинение крупного ущерба. Кроме того, сюда относится использование в отношении фауны заповедников и лесов транспорта, взрывчатки, отравляющих газов.
  4. Нанесение крупного ущерба вследствие незаконного вылова рыбы, растительности, морских млекопитающих с помощью самоходных транспортных средств, взрывчатых или химических веществ.
  5. Незаконное строительство конструкций (мостов, дамб), производство лесоповала, повлекшее массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  6. Изготовление отходов, вредных для окружающей среды, их неправильное хранение и транспортировка. Кроме того, сюда относят утилизацию — выброс в окружающую среду.
  7. Неаккуратное или незаконное обращение с радиоактивными материалами.
  8. Нарушение санитарных правил и норм безопасности.

Ответственность

Установленные действующим законодательством правила в области пресечения, выявления, предотвращения нарушений в отношении природы и ее сохранения, являются методом контроля.

СПРАВКА! Вид ответственности за эти правонарушения назначаются в процессе судебного заседания или определяется контролирующими органами.

Экологический контроль ведётся не только государством, а также делится на следующие виды:

— общий;

— муниципальный;

— общественный;

— производственный;

— государственный.

Любой из этих видов контроля ведётся в следующих целях:

  1. Наблюдение за следованием физическими и юридическими лицами экологическому законодательству.
  2. Соблюдение всех требований и нормативных документов, которые предоставляются.
  3. Обеспечение безопасности природного окружения и экологической сохранности.

Итак, получается, что экологический надзор является одним из средств управления охраной природы и:

— ведётся специальными органами и представителями государственной экологической инспекции;

— имеет вне- и надведомственный характер;

— связан с использованием разнообразных административных мер.

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений

Государственный контроль ведётся специальными органами на основе правовой базы, которые имеют полномочия и должны обеспечивать постоянный экологический надзор.

Производственный контроль ведётся с целью исполнения, обеспечения хозяйственных процессов или деятельности производства и разнообразных мероприятий, которые направлены на охрану природы и рациональное использование ее ресурсов.

Субъекты хозяйствования дают информацию о предложениях органам исполнительной власти, которые регулярно проверяют их в порядке, установленном законодательством.

СПРАВКА! Муниципальный контроль ведётся на территории, которая вверена им местными органами самоуправления в порядке, установленном законом.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

За экологические правонарушения предусмотрены следующие виды ответственности:

— административная;

— дисциплинарная;

— уголовная ответственность за экологические правонарушения.

При привлечении к любому из видов ответственности, человек также не освобождается он возмещения причиненного вреда и остальных видов компенсаций и денежных взысканий.

Физические лица могут привлекаться к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Юридические, а также физические лица могут привлекаться и к административной ответственности.

Согласно законодательству, привлекаться к ответственности могут люди старше 16 лет. Согласно гражданскому судопроизводству, несовершеннолетние лица в возрасте с 15 до 18 лет несут ограниченную ответственность, при наступлении совершеннолетия — полную.

Уголовную ответственность могут назначать людям за совершение оконченного преступления.

СПРАВКА! За попытку совершения преступления или его подготовку, а также за покушение на преступление данная мера пресечения не может быть назначена.

Административная ответственность

За экологические правонарушения предусмотрена административная ответственность, когда происходят противоправные деяний, совершенные преднамеренно или по неосторожности.

К нарушителям такого рода применяются наказания штрафами, предупреждения, конфискации, изъятие орудия и лишение специальных прав физических лиц на применение конкретного вида деятельности, из-за которого был нанесен ущерб.

Административные экологические правонарушения не наносят вреда состоянию здоровья людей и не приводят к уничтожению животных и растительных ресурсов, однако нанесли серьезный ущерб или были направлены на достижение некоторых уголовных нарушений, но не осуществились полностью.

Экспертиза

Чтобы выявить и установить преступления и нарушения, формируется экологическая экспертиза, направленная на выявление и предупреждение неблагоприятного влияния на окружающую среду. По результатам этой экспертизы наступает юридическая ответственность.

СПРАВКА! Проводить государственную экспертизу можно только федеральная исполнительная власть.

Любые виды проектной документации, независимо от назначения объектов, обязаны проходить экологическую экспертизу. Если в процессе выявляются несоответствия, то наступает правовая ответственность.

Экспертиза основывается на следующих принципах:

— выявление возможных опасностей для окружающей среды от любых намечаемых видов деятельности;

— проводится экспертиза исключительно до принятия решения о строительстве и реализации проекта;

— оценка наступивших последствий для природы происходит в комплексе;

— требования, предоставляемые во время проведения экологической экспертизы, учитываются в обязательном порядке;

— полнота и правдивость предоставляемых данных;

— экспертное мнение экологической экспертизы должно быть независимым;

— сделанные выводы должны быть точными и обоснованными с научной точки зрения;

— заключения по результатам экспертизы должны быть законны;

— результаты экспертизы подлежат гласности;

— участники экспертизы несут ответственность за ее качественное проведение и организацию.

Юридическая ответственность может наступать по факту заключения экспертизы, если она выявит нарушения существующим норм и правил.

СПРАВКА! Вид и способ присуждаемой ответственности зависит от того, какие конкретно нарушения были допущены.

Дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения строго выговора. Кроме того, работник организации или должностное лицо могут быть уволены.

Сохранение окружающей среды должны в обязательном порядке являться заботой абсолютно каждого человека. В особенности это касается предприятий и хозяйственных объектов. Нужно всегда помнить о том, что проявляя заботу об окружающей среде и сохраняя ее, мы обеспечиваем будущее следующим поколениям.

Источник: https://onlineserviceip.ru/pravovye-aspekty/ekologicheskie-pravonarusheniya-vidy-otvetstvennosti.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: