Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Содержание
  1. Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта
  2. Самоизоляция и режим повышенной готовности
  3. Самоизоляция, Конституция и чрезвычайное положение
  4. Поправки в законодательство
  5. Законодательство РФ об административных правонарушениях: состав | Правоведус
  6. Источники административного права РФ
  7. Законодательство РФ об административных правонарушениях
  8. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  9. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  10. Иерархия законов по юридической силе
  11. Иерархия подзаконных актов
  12. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  13. Соотношение общих и специальных норм права
  14. Нормативный правовой акт (НПА)
  15. Виды НПА
  16. Важно!Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.
  17. Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации
  18. Нормативные акты Президента Российской Федерации
  19. Указы Президента РФ
  20. Распоряжения Президента РФ
  21. Нормативные акты Правительства РФ
  22. Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации
  23. Действующее законодательство, регламентирующее работу с персональными данными
  24. Работа с «персональными данными» регламентируется следующими основными документами:
  25. Техническая защита персональных данных регламентируется следующими основными документами:
  26. Нормативно-правовая база по смежным направлениям:
  27. Ответственность за нарушение требований в части защиты персональных данных отражена в следующих документах:

Правовая основа режима самоизоляции: комментарии эксперта

Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Самоизоляция или ЧП: кто заплатит по счетам?

Режим всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами, введенный в Москве и ряде регионов России, не вполне соответствует нормам законодательства.

При этом меры, принятые в Татарстане и Башкирии, имеют под собой юридическую основу, считает политолог Карина Горбачева. Ситуация способствовала быстрому принятию ряда законопроектов в Госдуме.

В колонке, написанной специально для «Реального времени», Горбачева рассуждает, чем государству выгодна «самоизоляция» и почему в стране не вводят режим чрезвычайного положения.

30 и 31 марта регионы ввели у себя режим самоизоляции. Локомотивом стали Москва и Московская область, которые первыми ввели режим повышенной готовности, а спустя время его ужесточили ограничениями, охватившими всех его жителей.

Напомним, что еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения в указ Сергея Собянина, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью.

В понедельник глава правительства Михаил Мишустин призвал всех губернаторов последовать примеру Москвы и Московской области, и вот уже ко вторнику почти половина субъектов ввела у себя аналогичные меры.

Попутно во всех регионах разрабатывается система пропусков для работников предприятий, которые продолжают ходить на работу, и система контроля за перемещением граждан (первая подобная система была запущена 1 апреля в Татарстане).

Однако столь быстрое развитие событий не помешало юристам и аналитикам успеть заметить, что правовая основа данных мер достаточно неопределенна.

Фото Максима Платонова Еще 26 марта в Москве не покидать свои жилища предписывалось только пожилым людям в возрасте от 65 лет. А уже 29 марта были введены изменения, которые обязывают всех граждан не покидать место проживания и дистанцироваться в местах, где граждане пребывают совместно в связи с их деятельностью

Самоизоляция и режим повышенной готовности

Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», принятый в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, стал основой для аналогичных указов глав регионов в остальных регионах России. Однако на момент его подписания и многочисленных редакций он был отнюдь не бесспорным с юридической точки зрения.

Так, с одной стороны, он опирается на ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в соответствии с ним устанавливает режим повышенной готовности. При этом п. «а» ч. 10 ст.

4 данного закона допускает при введении такого режима ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с этим меры по ограничению передвижения по территории, вводимые Указом Собянина, как и нормативными правовыми актами, например, в Башкортостане и Татарстане, имеют юридическую основу.

Заметим, что меры эти разнятся — так, в Москве продолжает работать общественный транспорт, тогда как в Татарстане межмуниципальные перевозки остановлены, а в Башкирии и вовсе введен запрет на въезд личного транспорта, не зарегистрированного на территории муниципальных районов и городских округов. Однако есть и точка зрения, что в законе подразумевается не запрет на передвижение внутри города, а закрытие въездов и выездов на территорию ЧС.

С другой — ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагает также режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако Указ мэра Москвы, а также указы глав регионов и постановления региональных правительств вводят именно режим повышенной готовности.

И хотя многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является правовой основой только для осуществления мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина.

Многие граждане сочли меры, принятые органами власти, допустимыми при режиме чрезвычайной ситуации и высказываются о неправильном наименовании введенного режима

Таким образом, закон, на который ссылается принятый в Москве Указ, ставший образцом для подписания аналогичных документов в регионах, не содержит в себе оснований для введения полного спектра мер по ограничению прав людей. И хотя введение этих ограничений считается оправданным, следует понимать, какие же нормативные правовые акты могут действительно стать правовым основанием для них.

Самоизоляция, Конституция и чрезвычайное положение

Статья 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, а статья 56 ч. 1 уточняет, что эти ограничения могут быть установлены в условиях чрезвычайного положения.

понятия «чрезвычайное положение» раскрыто в ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении», который устанавливает, что это есть особый правовой режим деятельности, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

В качестве обстоятельств, при которых может быть введен режим чрезвычайного положения, указываются, например, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии.

Особенность режима чрезвычайного положения в том, что он вводится президентом РФ и затем утверждается Советом Федерации. Однако этот режим имеет и некоторые другие важные особенности. Одной из важнейших особенностей этого режима является то, что в соответствии с ч. 2 ст. 29.

2 ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Фото Ильи Репина Текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги

Именно эту особенность режима чрезвычайного положения, а именно обязанность государства возмещать материальный ущерб от обстоятельств введения данного режима, называют в качестве причины, почему возникла путаница с правовой основой вводимых ограничений прав граждан.

Учитывая, что текущие указы глав регионов приостанавливают хозяйственную деятельность огромного множества экономических субъектов, при этом малый и средний бизнес не был избавлен от обязанности выплачивать зарплаты и налоги, можно представить, какая нагрузка ляжет на бюджет государства в случае введения чрезвычайного положения. При этом уже введенный режим повышенной готовности, или по-простому «режим самоизоляции», не гарантирует возмещение материального ущерба вследствие введения мер по предотвращению чрезвычайной ситуации.

Поправки в законодательство

Стоит обратить внимание, что параллельно развитию ситуации с коронавирусом COVID-19 в течение двух дней были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом поправки в законы.

Принятые изменения, в частности, изменения в ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняют, что чрезвычайная ситуация — это также «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» (раньше максимально подходящим понятием в ст. 1 этого закона было словосочетание «иные бедствия»).

Кроме того, поправки дают полномочия правительству напрямую вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на федеральном уровне.

Также правительство наделяется правом, в случае чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для окружающих, устанавливать ограничения (но не более чем на 90 дней) на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями. Таким образом, принятые изменения создали возможность для юридического обоснования некоторых ограничений, которые уже введены на территории страны.

Пока общество пытается осознать происходящее и надеется на введение режима чрезвычайного положения, которое, по его мысли, узаконит принятые ограничения и даст какую-никакую компенсацию населению, государство работает над законодательством, создавая себе правовые возможности для обоснования вводимых мер. Мер, которые являются новшествами в юридической реальности страны, во всех ее регионах.

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/170518-samoizolyaciya-i-zakonodatelstvo-rossii

Законодательство РФ об административных правонарушениях: состав | Правоведус

Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства.

В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть.

Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права: 

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права. 

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить: 

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ. 

Исходя из вышесказанного следует – на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть: 

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Кодекс Томской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях.
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. “О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, которые вступили в силу 14 августа 2018 г. 

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/zakonodatelstvo-rf-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah/

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Нормативный правовой акт (НПА)

Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Для НПА характерны следующие признаки:

  • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
  • это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
  • это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
  • подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Виды НПА

Поскольку Российская Федерация (РФ) является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (РФ) и субъектов РФ, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

Таким образом, виды НПА в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления.

Виды НПА в зависимости от срока действия:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

По юридической силе все НПА подразделяются на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный правовой акт – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

♦ Конституция РФ. ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ);

♦ Федеральные законы:

    • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
    • Федеральные конституционные законы; 
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
    • Постановления Правительства России;
    • Акты федеральных органов исполнительной власти – министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д. (приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);

♦ Законы субъектов федерации.

♦ Подзаконные правовые акты субъектов федерации:

    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Важно! Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/npa/

Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации

Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Нормативные акты Президента Российской Федерации

К нормативным актам Президента РФ относятся:

Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то  есть могут быть отменены законом.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Своеобразие указов и распоряжений Президента  Российской  Федерации  связано  с  его компетенцией. Они не  могут  противоречить  федеральным  законам,  но  имеют  приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Виды указов президента:

1) В  зависимости  от   характера   полномочий   Президента:

    • указы в границах собственных полномочий;
    • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
    • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о  введении  военного  положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на  должность  судей  Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

2) По юридической значимости:

    • нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни,  имеют  общеобязательный  характер);
    • правоприменительные (носят  индивидуально-разовый  характер  и  принимаются  по конкретным вопросам управления – о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).

Распоряжения Президента РФ

Распоряжения Президента также нормативны  и  принимаются  по  оперативным  вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение  регионам  средств  из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов  несколько  условно и  может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому  конкретному  случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже  издают  правовые акты в форме указов и распоряжений.

Нормативные акты Правительства РФ

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

    • постановления;
    • распоряжения.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются коллегиально, как правило, нормативны и общеобязательны к исполнению в Российской Федерации, подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Распоряжения Правительства РФ, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются  Председателем  или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ  можно  подразделить  на 

    • акты,  издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и  нормативных актов Президента,  и 
    • акты  по  вопросам  собственной компетенции.   

Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Принимаемые Правительством акты:

    1. оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
    2. устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
    3. вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система”.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/normativnie-akti-prezidenta-i-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii

Действующее законодательство, регламентирующее работу с персональными данными

Нормой правительства рф регламентировано правила. Законодательная база российской федерации

Первое письмо Рособразования от 28.04.2008 г.

Второе письмо Рособразования от 29.07.2009 г.

Третье письмо Рособразования от 22.10.2009 г.

Работа с «персональными данными» регламентируется следующими основными документами:

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.93 г.;

Указ Президента РФ № 188 от 06.03.97 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.06 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.01 г. «Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.06 г. «О персональных данных»;

Постановление Правительства РФ № 781 от 17.11.07 г. «Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

Приказ Россвязьохранкультуры № 154 от 28.03.08 г. «Об утверждении положения о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных»;

Приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13.02.08 г. «Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных»;

Указ Президента РФ № 351 от 17.03.08 г. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;

Указ Президента РФ № 609 от 30.05.05 г. «Об утверждении положения о персональных данных государственного гражданского служащего российской Федерации и ведении его личного дела»;

Постановление Правительства РФ № 1233 от 03.11.94 г. «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных

Техническая защита персональных данных регламентируется следующими основными документами:

Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Постановление Правительства РФ № 45 от 26.01.06 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

Постановление Правительства РФ № 504 от 15.08.06 г. «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»;

«Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации», решение Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации № 10 от 27.04.94 г.;

«Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации», утверждено Председателем Государственной технической комиссии при Президенте РФ 25.11.94 г.;

Постановление Правительства РФ № 608 от 26.06.95 г. «О сертификации средств защиты информации»;

«Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации», приказ Председателя Гостехкомиссии России № 199 от 27.10.95 г.;

Указ Президента РФ № 334 от 03.04.95 г. «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации»;

Указ Президента РФ № 1085 от 16.08.04 г. «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю»;

документы ФСБ и ФСТЭК России по обеспечению безопасности конфиденциальной (персональные данные) информации;

другие законодательные акты.

Нормативно-правовая база по смежным направлениям:

Закон № 5341-1 от 07.07.93 г. «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах»;

Федеральный закон № 25-ФЗ от 02.03.07 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии № 454-ст от 06.11.01 г. «О принятии и введении в действие ОКВЭД»;

Материалы Минэкономразвития России «О создании системы персонального учета населения Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 748-р от 09.06.05 г. «Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации»;

Указ Президента РФ № 320 от 12.03.07 г. «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия»;

Постановление Правительства РФ № 419 от 02.06.08 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций»;

Приказ Федеральной Службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия № 128 от 19.03.08 г.

«Об утверждении административного регламента Федеральной Службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решений и выдаче предписаний в соответствии с федеральным законом»;

Федеральный закон № 40-ФЗ от 03.04.95 г. «О федеральной службе безопасности»;

Руководящий нормативный документ МВД России, утвержденный Заместителем Министра внутренних дел России «РД 78.143-92. Системы и комплексы охранной сигнализации, элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования»;

Руководящий документ ГУВО МВД России «Р 78.36.007-99. Выбор и применение средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности для оборудования объектов. Рекомендации»;

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ № 28 от 27.02.98 г.;

«Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 г.;

«Правила устройства электроустановок», утвержденные приказом Минпромэнерго России;

другие законодательные акты.

Ответственность за нарушение требований в части защиты персональных данных отражена в следующих документах:

Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.01 г. (с изменениями) «Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.96 г. (с изменениями) «Уголовный кодекс Российской Федерации»;

Федеральный закон № 195-ФЗ от 30.12.01 г. (с изменениями) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Источник: https://mai.ru/pd/law.php

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: