Общие положения. Право на труд и право на образование Что мы узнали

Право на Образование

Общие положения. Право на труд и право на образование Что мы узнали

Право на образование гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”.

Конституция РФ как источник права на образование

В ч.1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование:

  • в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и
  • Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Право на образование — это право человека на получение:

  • определенной суммы знаний,
  • культурных навыков,
  • профессиональной ориентации,
  • необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Под образованием в Конституции РФ понимается:

  • целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
  • сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность:

  • дошкольного,
  • основного общего и
  • среднего профессионального образования
  • в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого.

В ч.3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует:

  • получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
  • гражданам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени;
  • послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. 

В ч.4 статьи 43 устанавливается:

  • что основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными;
  • основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы;
  • в 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию;
  • конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих.

Частью 5 статьи 43 предусматривается:

  • что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;
  • государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом;
  • федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
  • применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации;
  • федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план;
  • при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. 

Статья 43 Конституции РФ

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование и Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии:

  • с законодательством Российской Федерации и
  • нормами международного права.

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie

Права и свободы человека и гражданина

Общие положения. Право на труд и право на образование Что мы узнали

Статьи

Линия УМК Никитина. Обществознание (5-9)

Обществознание

Право

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

27 августа 2019

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы.

Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока.

Купить

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания. Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.

Включает схемы, таблицы, иллюстрации.

Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий.

Купить

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире.

При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин».

Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina/

История образовательного права

Общие положения. Право на труд и право на образование Что мы узнали

Право на образование прошло длинный путь формирования, становления, развития, но при этом стало частью системы прав человека не так давно. Следует понимать, что само понятие «образование» стало употреблять лишь в 18 веке, для более ранних времен были наиболее характерны понятия «воспитание», «обучение».

Потребность повышения уровней грамотности и образованности существовала уже с времен Древней Руси, власть в то время одобрительно относилась к данной потребности, даже предпринимала попытки к ее реализации. Князь Владимир создавал христианские школы, учителями в которых были священники.

На Стоглавом Соборе в 1551 году были утверждены нормы, посвященные развитию образования, они были направлены на укрепление позиции церкви, развитие церковного образования и школ, в связи с тем, что люди, которые хотели занять церковные должности, были недостаточно грамотными.

Образовательное право в Российской империи

Следующий важный этап произошел в начале 18 века, при правлении Петра I, он считал, что главной причиной отставания страны во всех сферах является низкий уровень образования.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Он считал, что необходимо закрепить обязанность получения знаний на государственном уровне. Были созданы провинциальные школы, доступ к образованию получили все слоя населения, но дети дворян и бояр имели возможность получать более высокий уровень образования, некоторые обучались даже в иностранных государствах.

Замечание 1

Такое положение усугубилось при правлении Екатерины II, которая считала, что низшие слоя не достойны получения образования.

И всё же в конце 18 века образование стало доступным широким массам, обуславливалось это тем, что:

  • рос уровень благосостояния государства,
  • развивались производство и торговля,
  • росли крупные поселения.

В 1782 году была создана Комиссия об учреждении народных училищ, которая занялась разработкой школьной реформы. Данный орган создал план с установлению народных училищ, так же для училищ был разработан устав, что и послужило развитием системы общего образования для всех слоев населения, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с этим в государстве появились малые народные училища, которые занимались проведением обучения по образовательным программам 3-го и 4-го классов главных училищ, таким образом была создана система «ступеней» начального образования. Такие учреждения появлялись в губерниях и уездах, так же в крупных поселениях. В этот период образование было бесплатным, совместно обучались мальчики и девочки.

Замечание 2

Становлением системы образования в России можно назвать период появления Министерства народного просвещения в 1802 году.

Одновременно с увеличением объема прав и свобод людей, отмечается активность философов и юристов в проявлении идей по развертыванию системы образования.

Сперанский М.М. полагал, что существует прямая связь между уровнем образованности и происхождением человека, только обученные дворяне могут верно распоряжаться собственностью.

Грановский Т.Н. полагал, что цель исторического развития- создание нравственной и образованной личности, в своих трудах он яро выступал против сословного крепостнического строя в стране, противоречащего равенству и естественным правам.

В 1870 году в нашей стране так и не было специального законодательства в области образования.

Замечание 3

Во времена Российской Империи возможность получать образование была ограничена не только в силу его сословной ориентированности, но по половым, национальным, религиозным признакам. Несмотря на данные недостатки, к 1917 году проблема по поводу прав граждан на образование была достаточно разработана теоретически.

Развитие образовательного права в России в 20 веке

Необходимость в развитии массовости образования находилась в отражении сочинений Ленина В.И., который активно критиковал позицию властей по отношению к организации системы образования.

В 1917году был издан Декрет СНК «Об учреждении Государственной комиссии по народному образованию», кᴏᴛᴏрая занималась руководством просвещения в государстве.

15 декабря 1917году издано постановление, кᴏᴛᴏрое передает дело воспитания и образования из церкви ϶ᴛᴏму Комиссариату.

Декретом СНК от 21 января 1918года религиозные организации были отделены от государства и образование от церкви, отменены различные привилегии и ограничения, связанные с религиозным вероисповеданием.

События, произошедшие в 1917 году были точкой развития следующего этапа развития права на образование в стране. Новая власть стремилась перестроить весь общественный уклад, в котором важная роль отводилась образованию народа.

Задачей власти того времени была трансформация образования из инструмента власти в идеологический инструмент перевоспитания нового поколения с использованием идей коммунизма, именно это и проявляло необходимость создания новой неповторимой системы образования.

Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, не обеспечила возможности реализации демократических принципов управления, лишала прав некоторых лиц, которые использовали их не в интересах социализма, так же и отраслевое законодательство ограничивало отдельные группы граждан в получении образования; выпускники вузов и техникумов были обязаны отработать в местах, которые были указаны при распределении.

Особенностям развития образовательных прав в современное время являются существенные изменения, сложившиеся после распада СССР и принятия нового основного закона страны- Конституции Российской Федерации, которая признает и защищает права и свободы человека и гражданина.

Согласно ч.2 ст. 17 и ст. 42 Право на образование неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.

Принципы государственной политики в образовательной сфере закреплены в статье 3 ФЗ «Об образовании в РФ».

Характеристика современного права на образование в России отмечает преодоление большого количества недостатков советской системы образования. Но обнаруживаются другие проблемы, такие как:

  • недостаточное финансирование в сфере образования,
  • невероятно высокий уровень коррупции и бюрократии,
  • пробелы в системе права в области образования,
  • недостаточное количество нормативно-правовых актов, которые бы позволили образованию развиваться и выйти на новый уровень.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obrazovatelnoe_pravo_i_ego_zaschita/istoriya_obrazovatelnogo_prava/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: