Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы. Правовое регулирование. Стадии механизма правового регулирования

Административно-правовое регулирование: понятие и элементы механизма, стадии и способы, принципы

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы. Правовое регулирование. Стадии механизма правового регулирования

Определение 1

Механизм административно-правового регулирования – это структура административно-правовых средств, которые оказывают влияние на управленческие отношения, тем самым опосредуют их с задачами государства и общества.

Общее значение механизма административно-правового регулирования является правовым инструментом. Характер используемых методов – административно-правовой. Механизм имеет влияние над руководящими отношениями.

Его основной целью является решение проблем государства, также он стимулирует субъекты руководящих отношений, увеличивает рост правосознания и политической культуры субъектов управленческих отношений.

Эта система административно-правовых средств заручилась необходимой поддержкой государства.

Устройство структуры административно-правовых средств – это основа организационной власти и организационно-правовых норм. Порядок осуществления – через эти же нормы и управленческие отношения.

Стадии и способы административно-правового регулирования

К стадиям относятся:

  • упорядочение руководящих аспектов (публикация нормативно-правовых актов, содержащих систему административного права);
  • создание, уточнение и осуществление персональных прав и административных обязанностей;
  • охрана персональных прав и обеспечение юридических обязательств при ущемлении прав и свобод в сфере управления, в случае возникновения спора по вопросу права.

Способы регулирования можно разделить на четыре вида:

  • требовательный (императивный, влиятельный) – метод влияния, не терпящий каких-либо отступлений от правил правовых предписаний;
  • самостоятельный (диспозитивный) – метод влияния, позволяющий участникам управленческих отношений регламентировать совместную жизнедеятельность в рамках, которые определены законом;
  • рекомендательный – метод влияния, рекомендующий участникам, осуществляющим управление, наиболее подходящий тип поведения с точки зрения действующего законодательства;
  • поощрительный – метод влияния, который обещая и ободряя определенный образ действий, стимулирует субъекты управленческих отношений. При наличии факта определенных заслуг производит поощрение.

Замечание 1

Основные замыслы и руководящие начала, лежащие у истоков управленческого права и характеризующие его суть, образуют основу публичного права, которая определяет юридическую сущность административной власти и фиксируется в нормах административного права. При создании очередных норм, публичного права, она служит методом устранения пробелов в последнем, а также является целью для конституции. Принципы административного права определяются уровнем становления общества и государства.

Опиши задание

Принципы административного права

К ним относятся следующие:

  • принцип демократии (народовластия) проявляется в сфере правотворчества и правореализации. В первом случае его проявления можно наблюдать в широкой возможности участия граждан в создании административных правовых норм. Участие может быть как прямым (референдум), так и опосредствованным (через органы государственной и муниципальной власти). В варианте правореализационной деятельности данный принцип находится под контролем и в подчинении правоприменительных органов для общественного управления;
  • принцип законности. Участники, осуществляющие управление обязаны беспрекословно и четко придерживаться норм Конституции, законов и основанных на них предписаний субъектов правотворчества, содержащих юридические нормы. А также должны точно соблюдать основы сходства правовых актов, содержащих правовые нормы Конституции с основами и нормами международного права и международным договорам РФ;
  • принцип обоюдной ответственности государства и личности заключается в том, что лицо, нарушившее правила поведения (которые регулируют отношения в отрасли госуправления), привлекается к юридической ответственности, а также может быть подвержен другим мерам государственного принуждения. В случае подобного правонарушения со стороны органов государства, применяется тот же принцип. И должностные лица привлекаются к юридической ответственности;
  • принцип федерализма используется федеральными и региональными органами исполнительной власти посредством закрепления определенных норм, а также с целью создания их совместного ведения;
  • принцип гуманизма. Проявляется в юридическом признании преимущества общественных идеалов. Качество управленческих отношений оценивается степенью закрепления и обеспечения прав и свобод человека;
  • принцип справедливости. Обязательное соответствие поведения участника, осуществляющего управление и результата, являющийся исходом этого поведения;
  • принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. В гражданском населении РФ, вне зависимости от происхождения, положения в обществе, религии представителя, все одинаково равны перед законом и правоприменителем. Никакие обстоятельства, связанные с признаками принадлежности, не могут являться причиной ущемления прав человека.

Замечание 2

Существует два способа фиксирования принципов административного права в законодательстве: текстуальный и смысловой. Первый закрепляется в определенной статье нормативно-правового акта. А второй (смысловой) выделяется из подтекста нормативно-правового акта.

Значение всех вышеперечисленных принципов заключаются в следующем:

  • выявляют суть административного права;
  • являются целью субъектов правотворческой деятельности;
  • выступают опосредованием корректировки недочетов в праве;
  • благодаря им повышается результативность реализации норм административного права.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovoe-regulirovanie/

Механизм правового регулирования и его элементы

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы. Правовое регулирование. Стадии механизма правового регулирования

Определение 1

Механизм правового воздействия — это особая система правовых средств, включающая специальные юридические и общесоциальные средства воздействия (экономические, информационно-психологические, политические, воспитательные, социальные), обеспечивающие правовое поведение субъектов, регулирующие общественные отношения для обеспечения достижения общественно полезных целей. Правовое воздействие направлено на правовые явления, правовые отношения, социальные явления и общество в целом.

Правовое воздействие направлено на:

  • общественные отношения;
  • поведение людей;
  • внутренний духовный и сознание человека.

Для этого применяется арсенал различных способов и средств правового воздействия, которое образует единый механизм, включающий механизм правого регулирования, а также механизм правового воздействия.

Характерные признаки механизма правового регулирования:

  • предмет более узкий, охватывает только регулирование поведения людей в рамках правовых отношений; не влияет на процесс формирования воли субъектов, не регулирует мыслительные процессы;
  • использует только правовые средства и инструменты, носит комплексный характер, при котором все виды этих средств обуславливают системное воздействие на поведение правовых субъектов;
  • в основе лежат нормы права, обуславливающие поведение людей посредством заложенных в них юридических обязанностей и субъективных прав, нормы права трансформируют общественные отношения в правовые.
  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Элементы механизма правового регулирования

Элементы механизма правового регулирования включают общественные отношения (объект правового регулирования), цели, способы и методы, используемые для правового влияния на общественные отношения, правовые средства, непосредственно через которые и осуществляется правовое регулирование. Сферы правового регулирования включают конкретные типы общественных отношений, которые зависят от исторического развития страны, ее национально-культурных особенностей, политического режима и формы государственного правления.

В сферу правового регулирования в большинстве государств входят 3 группы общественных отношений, имеющих основное значение в деятельности и функционировании общества и государственного аппарата:

  • экономические, имущественные отношения, определяющие материальные основы общественной жизни;
  • властные, политические отношения, взаимосвязанные с управлением социальными, общественными процессами;
  • отношения по обеспечению законности и правопорядка в обществе, призванные обеспечить разрешение конфликтов, соблюдение установленных правил поведения.

Цели обусловлены потребностями общества определенном конкретно-историческом этапе развития.

Это находит внешнюю объективацию и свое выражение через политические процессы, что обусловлено результатами политической борьбы и политическими событиями.

Цели механизма правового регулирования зафиксированы в правовой политике государства, обеспечивающей приоритетность определенных целей, их конкретизацию, определяет пути их достижения.

Методы правового регулирования обусловлены характером общественных отношений, подпадающих под правовое регулирование, деятельностью законодательства.

Основные методы правового регулирования:

  1. Метод децентрализованного регулирования, который основан на координации интересов и целей сторон взаимоотношений. Этот метод используется для регулирования отношений, обеспечивающих частные интересы, в сфере отраслей частноправовой природы (семейное, гражданское право и др.), где действия субъектов определены их собственными интересами и волей.
  2. Метод императивного, централизованного регулирования, предполагающий наличие между участниками правовых отношений субординацию. Данный метод используется в целях защиты интересов государства и общества, на его основе происходит централизованное управление разными социальными процессами. Эти методы применяют в публично-правовых отраслях (административном, конституционном, уголовном праве).

Способы правового регулирования обуславливают разные приемы воздействия на поведение людей.

Основные способы правового регулирования — управомочивание (предоставление субъекту правовых отношений субъективных прав, дозволений на определенные действия); обязывание (возложение необходимости совершить определенные действия); запрет (требование воздержаться от определенных действий). Дополнительными способами правового воздействия: меры стимулирования, принуждения, ограничения и др.

Определение 2

Правовые средства — это правовые инструменты и явления, с помощью удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, оказывается воздействие на юридически обусловленное и значимое поведение, гарантируется достижение социально полезных целей.

Основные правовые средства: правоприменительные юридические факты, договоры, нормы права, юридические обязанности и субъективные права, поощрения, запреты, наказания и др.

Признаки правовых средств регулирования:

  • выражают юридические способы обеспечения и гарантирования интересов субъектов права;
  • выступают главными «работающими частями» действия права, правовых режимов, правового регулирования;
  • поддерживаются государством и имеют юридическую силу.

Механизм правового регулирования — это важнейший элемент системы государственного управления, который позволяет обеспечить достижение социальных, конкретных, определенных целей правовыми средствами.

Стадии механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования — это долговременный процесс, включающий несколько стадий:

  1. Стадия нормативной регламентации, или стадия создания государством юридических норм. Определяются социально полезные цели, средства, способные обеспечить достижение этих целей, выстраивается последовательность предстоящего регулирования конкретных общественных отношений. Норма права формулирует правило поведения, ориентирует субъектов на конкретные задачи и цели, реализуемые в границах формируемого механизма правового регулирования.
  2. Стадия возникновения правовых отношений. Осуществляется индивидуальная регламентация общей нормы права. Субъекты переводят нормы права в практическую сферу, определяют свое поведение в установленных нормой границах абстрактных прав и обязанностей. Правовые отношения устанавливают юридическую связь между субъектами через определение субъективных прав и юридических обязанностей, определяются особенности отношений сторон в будущем, способы и пути достижения определенных благ.
  3. Стадия реализации прав и обязанностей. Осуществление сформированных правовых отношений в юридически значимом поведении субъектов права. Цели правового регулирования достигаются посредством правореализационных действий в форме исполнения, соблюдения, использования, применения, обеспечивается удовлетворение интересов и достижение социально полезных целей субъектов права.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mehanizm_pravovogo_regulirovaniya_i_ego_elementy/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: