Предмет проверок по охране труда: требования и особенности. Проверка состояния охраны труда Контроль работодателя за соблюдением охраны труда

Содержание
  1. Проверка организации по охране труда
  2. Какие бывают проверки
  3. Плановые проверки
  4. Внеплановые проверки
  5. Правила проведения проверки
  6. Ограничение прав инспектора труда
  7. Обжалование предписания инспектора
  8. Что требуют от работодателя
  9. Перечень документов, запрашиваемых при проверке
  10. Как подготовиться к проверке
  11. Обучение сотрудников
  12. Контроль за соблюдением требований охраны труда – Компания «Охрана. Безопасность»
  13. Уровни контроля
  14. Государственный контроль
  15. Санкции, налагаемые по результатам государственного контроля
  16. Ведомственный контроль
  17. Общественный контроль за соблюдением охраны труда
  18. Контроль за условиями труда на рабочих местах
  19. Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
  20. Кто осуществляет контроль?
  21. Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
  22. Административно-общественный контроль
  23. Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля
  24. Общественный контроль
  25. Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
  26. Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах
  27. Проверка состояния охраны труда на предприятии
  28. Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?
  29. Виды контроля
  30. Существует 3 формы проведения проверок состояния охраны труда в организации:
  31. Методика проведения проверки состояния охраны труда
  32. Результат проверки состояния охраны труда

Проверка организации по охране труда

Предмет проверок по охране труда: требования и особенности. Проверка состояния охраны труда Контроль работодателя за соблюдением охраны труда

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе и требований охраны труда (ОТ) – важная составляющая в процессе обеспечения работодателем достойных и безопасных условий труда.

Осуществляет этот надзор Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы – Государственные инспекции труда (далее – ГИТ).

Права и обязанности госинспекции, а также порядок проведения проверок по ОТ организаций изложены в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012г. № 875.

Рассмотрим подробно процесс проведения проверки государственной инспекцией труда требований, предъявляемые к работодателю.

Какие бывают проверки

Проверки могут быть, как узконаправленными, так и комплексными, при которых проверяется соблюдение требований законодательства в нескольких областях. К таким проверкам привлекаются несколько государственных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля, например: МЧС, Налоговая инспекция и т.д.

Проверки организации по соблюдению законодательства о труде также могут проходить с привлечением таких госорганов, как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Генпрокуратура РФ.

Проверки могут быть выездные и документарные. При документарных проверках руководитель или уполномоченное им лицо предоставляет запрашиваемый пакет документов непосредственно в надзорный орган, при выездных проверяющие посещают саму организацию.

Проверки предприятий могут плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Внеплановые проверки

Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:

  • окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
  • обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
  • поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.

Правила проведения проверки

Проверки соблюдения ТК РФ, ратифицированных конвенций Международной организации труда и других нормативных актов по охране труда проводятся на основании вышеупомянутого Положения и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ.

Нюансы, о которых необходимо знать при проверке по ОТ:

  • основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) руководителя ГИТ;
  • срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней (для малых предприятий – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов), но в особых условиях (при проведении сложных исследований и экспертиз) может быть продлён на этот же срок;
  • при проверке обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель работодателя;
  • во время проведения проверки инспектору должен быть предоставлен беспрепятственный доступ на территорию, в помещения предприятия, к оборудованию и запрашиваемой документации в рамках предмета проверки.

По результат проверки составляется акт о выявленных нарушениях со ссылками на нормативные требования.

Акт составляется в двух или более экземплярах и подписывается представителем каждой стороны, участвующей в проверке: работодателем, ГИТ и другими надзорными органами. Каждая из сторон получает свой экземпляр акта.

На его основании составляется предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков. Возможна подача в суд представления о приостановке деятельности на срок до 90 дней.

Ограничение прав инспектора труда

При проведении проверки по ОТ на ГИТ налагаются и некоторые ограничения. Инспектор не вправе:

  • приступать к проверке без предъявления приказа (распоряжения) руководителя ГИТ;
  • проводить проверку соблюдения требований ОТ вне предмета проверки, указанного в сводном графике проверок, извещении и (или) приказе руководителя ГИТ;
  • проводить проверку выполнения требований нормативных документов СССР и РСФСР, также документов, не являющихся обязательными к исполнению.

Следует отметить, что при расследовании несчастных случаем с участием в комиссии госинспектора, проверка может проводиться только в аспектах, связанных с обстоятельствами именного этого несчастного случая.

Обжалование предписания инспектора

Если работодатель или его представитель не согласен с результатами проверки он в праве обжаловать это решение в суде.

Основанием для признания результатов недействительными является проведение проверки с нарушениями законодательства.

Как правило, такими нарушениями являются непредоставление распорядительного документа ГИТ и (или) проведение проверки с несоблюдением условий, указанных в этом документе (предмет проверки, срок и т.д.).

Что требуют от работодателя

Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:

  • оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
  • организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
  • проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
  • организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
  • организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
  • обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение безопасных условий труда работников;
  • контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
  • разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
  • наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
  • соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое обеспечение;
  • недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.

Перечень документов, запрашиваемых при проверке

Как правило, госинспектор проверяет наличие и правильность следующих документов:

  • коллективный договор;
  • документы, подтверждающие прохождение требуемого обучения (протоколы и удостоверения, журналы при необходимости; при внутреннем обучении рабочих ещё и программы обучения);
  • инструкции по ОТ, журнал учёта инструкций и журнал выдачи инструкций по ОТ;
  • программы проведения инструктажей и журналы регистрации проведения инструктажей (вводного и на рабочем месте);
  • приказы о назначении ответственных за ОТ, положения (о службе ОТ, об организации работ повышенной опасности и т.д.), порядок производства работа, технологические карты, наряды-допуски и другая локальная документация;
  • документы установленной формы, подтверждающие прохождение МО и психиатрических освидетельствований;
  • документы по учёту выдачи СИЗ и сертификаты соответствия на них;
  • документация по проведению СОУТ;
  • акты о результатах внутренних проверок по ОТ;
  • документы, подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ (в соответствии с профстандартом);
  • документация по проверкам и испытаниям оборудования, инструмента и средств защиты.

Стоит отметить, что перечень запрашиваемых документов в зависимости от целей проверки может быть расширен кадровыми и бухгалтерскими, такими как: трудовые договора с сотрудниками, должностные инструкции, табели учёта рабочего времени и ведомости по оплате труда, документы, подтверждающие их квалификацию (дипломы, свидетельства) и т.д.

Как подготовиться к проверке

Чтобы проверка пришла с минимум замечаний необходимо организовать выше перечисленные работы по ОТ и привести в надлежащий вид необходимую документацию. Основными направлениями работы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание (за непроведение которых самые большие штрафы):

  • специальная оценка условий труда;
  • медосмотры и психосвидетельствования;
  • обеспечение спецодеждой и другими СИЗ;
  • обучение и инструктажи.

Для этого необходимо:

  • заключить договор с организаций, проводящей СОУТ, составить график и начать работы в этом направлении;
  • определить перечень должностей, подлежащих МО, заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, и отправить сотрудников на осмотр;
  • закупить и выдать необходимые СИЗ;
  • организовать проведение инструктажей с регистрацией в соответствующем журнале, обучения рабочих по ОТ (при необходимости обратиться в учебный центр);
  • организовать обучение руководителей и специалистов в учебном центре.

Обучение сотрудников

Отсутствие необходимого обучения у сотрудников (допуск к работе необученных) – одно из самых распространённых нарушений, а с учётом суммирования штрафом за каждого сотрудника ещё и самое «дорогостоящее». Для того, чтобы прикрыться с этой стороны стоит обратиться в учебный центр по следующим основным направлениям:

  • охрана труда для руководителей и специалистов;
  • охрана труда для членов аттестационных комиссий (при реализации внутреннего обучения рабочих по ОТ);
  • профессиональная переподготовка специалиста по ОТ (при отсутствии соответствующего образования);
  • пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных;
  • электробезопасность (для руководителей и рабочих);
  • работа на высоте (для руководителей и рабочих);
  • рабочие специальности (по профессиям и по видам выполняемых работ);
  • другие виды обучения, необходимые для организации и проведения определённых видов работ.

Источник: https://guic.ru/statii/proverka-organizatsii-po-okhrane-truda/

Контроль за соблюдением требований охраны труда – Компания «Охрана. Безопасность»

Предмет проверок по охране труда: требования и особенности. Проверка состояния охраны труда Контроль работодателя за соблюдением охраны труда

Требования охраны труда – это важные принципы, соблюдение которых обеспечивает безопасность работников в ходе выполнения ими должностных обязанностей.

Но такое воздействие указанных принципов возможно только в том случае, если они действительно неукоснительно соблюдаются на каждом этапе трудового процесса.

Для этого в России организована многоуровневая система контроля за выполнением правил ОТ.

Уровни контроля

Классическая система контроля, которая сейчас действует и в нашей стране, включает в себя три уровня:

  • государственный, то есть реализуемый сотрудниками уполномоченных государственных органов в соответствии с установленными правилами;
  • ведомственный, то есть выполняемые по инициативе работодателя в соответствии с внутренним распорядком, утвержденным соответствующим локальным актом;
  • общественный, то есть осуществляемый силами самих работников, на которых распространяются требования охраны труда, и заинтересованных лиц.

При этом надзор и контроль за соблюдением охраны труда должен осуществляться с соблюдением принципов действующего трудового законодательства. Это обеспечивает взаимную согласованность мер, реализуемых на каждом уровне, и создает синергетический эффект для их применения.

Государственный контроль

Основным государственным органом, на который возложены функции по осуществлению контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда, выступает Государственная инспекция труда (ГИТ).

Помимо основного нормативного документа, которым она руководствуется в своей работе, то есть Трудового кодекса, она подчиняется положениям регламента, утвержденного приказом Минтруда от 13 июня 2019 года N 160.

Территориальные подразделения Государственных инспекций труда подчиняются федеральной службе – Роструду, который, в свою очередь, является подведомственным Министерству труда и занятости РФ.

Основной формой осуществления контрольно-надзорной деятельности ГИТ является проведение проверок. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Проведение плановых проверок производится по заранее утвержденному графику, который формируется сразу на целый календарный год в конце предыдущего года.

Указанный график подлежит согласованию с Прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте контролирующего ведомства в открытом доступе. Таким образом, все заинтересованные лица, включая подконтрольные компании, могут заранее ознакомиться с планами ГИТ и подготовиться к проведению проверки.

Внеплановые проверки проводятся при выявлении серьезных оснований для такого контроля – например, несчастном случае на предприятии или поступлении жалобы от работника на неоднократные или грубые нарушения правил охраны труда. В этом случае ведомство оперативно организует на предприятии проверку, о проведении которой оно уведомляется в срок за одни сутки.

При этом в особенно опасных случаях, если налицо реальная угроза жизни и здоровью работников, предварительное уведомление не производится. Во всех ситуациях порядок выполнения проверочных мероприятий должен отвечать правилам федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, который защищает права предпринимателей и юрлиц при взаимодействии с контролирующими органами.

Санкции, налагаемые по результатам государственного контроля

Государственный контроль за соблюдением охраны труда предполагает возможность наложения санкций на нарушителей по итогам его выполнения. Основной объем санкций за такое нарушение прописан в статье 5.27.1 КоАП РФ. Они дифференцируются в зависимости от того, кто именно допустил такое нарушение, а также зависят от того, является ли оно первичным или повторным:

  • должностные лица, ответственные за выполнение правил ОТ на предприятии, при обнаружении первичного нарушения наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. При выявлении повторного нарушения, допущенного тем де лицом, штраф может быть увеличен до 30-40 тысяч рублей либо заменен дисквалификацией на период 1-3 года;
  • индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения требований ОТ, в первый раз наказываются штрафом в размере 2-5 тысяч рублей. За повторное нарушение этот штраф увеличивается до 30-40 тысяч или заменяется остановкой работы на срок до 90 дней;
  • юридические лица за такие нарушения наказываются строже всего. Уже за первое нарушение на них налагается штраф размером 50-80 тысяч рублей, а за повторное нарушение штраф увеличивается до 100-200 тысяч или заменяется остановкой деятельности компании на период до 90 дней.

В случае, если невыполнение требований охраны труда повлекло за собой тяжелые последствия, например, причинение вреда здоровью или даже жизни работника, такое деяние квалифицируется с применением положений ст. 143 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье составляет пять лет лишения свободы, причем оно может быть дополнено лишением права занимать определенные должностные позиции на срок до трех лет.

Ведомственный контроль

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда должен проводиться не только на государственном уровне, но и внутри компании. Только такой комплексный подход может дать долгосрочные стабильные результаты в виде низкого уровня аварийности и травмирования на производстве, а также возникновения профессиональных заболеваний у работников.

Правила организации такого контроля определяются работодателем и фиксируются в локальном нормативном документе. Но необходимо учитывать, что в действующем трудовом законодательстве содержатся конкретные минимальные требования, которые должны гарантировать достаточный уровень активности работодателя в этом вопросе.

Так, в статье 217 Трудового кодекса РФ указано, что на предприятиях, где численность персонала превышает 50 человек, обязательным является условие о введении штатной единицы специалиста по ОТ или формировании соответствующей службы.

На предприятиях с меньшей численностью сотрудников такое решение работодатель принимает самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=lMzo_a6SDDQ

Как правило, работодатели, которые заботятся о соблюдении требований охраны труда в своей организации, действительно выделяют отдельного сотрудника, который следит за их выполнением и контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными документами. Такой подход на практике доказал свою эффективность и активно применяется в российской экономике.

Общественный контроль за соблюдением охраны труда

Еще недавно понятие общественного контроля за выполнением требований ОТ было закреплено на законодательном уровне. Ранее оно фигурировало в федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ, который касался основ ОТ в РФ. Однако сейчас этот закон уже упразднен, а в новом Трудовом кодексе и сопутствующих нормативных актах пока не появилось законодательного определения этого термина.

Тем не менее, нужно понимать, что в ТК оно фактически присутствует в форме описания правил работы профсоюзных и иных организаций работников, которые действуют на предприятии.

В статье 370 ТК РФ прописано право профсоюзов на проведение контроля за выполнением требований ОТ на предприятии. При этом конкретный механизм его реализации раскрывается в отдельном нормативном документе — федеральном законе от 12.01.

1996 N 10-ФЗ, посвященном деятельности профсоюзных организаций.

Указанная статья ТК РФ также содержит описание весьма широких полномочий представителей профсоюзов. Они включают права на:

  • выполнение проверок соблюдения требования ОТ на предприятии;
  • проведение независимой экспертизы условий труда и соблюдения требований безопасности;
  • получение сведений о состоянии условий труда в компании и несчастных случаях на предприятии непосредственно от работодателя;
  • участие в расследовании происшествий и несчастных случаев на производстве;
  • защиту прав членов профсоюзной организации на выплату страхового возмещения при несчастном случае на производстве или обнаружении профессионального заболевания;
  • требовать остановки работы компании в случае выявления серьезных нарушений;
  • другие права.

Источник: https://oxrana-bez.ru/stati/kontrol-za-soblyudeniem-trebovanij-ohrany-truda/

Контроль за условиями труда на рабочих местах

Предмет проверок по охране труда: требования и особенности. Проверка состояния охраны труда Контроль работодателя за соблюдением охраны труда

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

  • 2-х ступенчатый контроль;
  • 3-х ступенчатый (в отдельных случая 4-х или 5-и).
СтупеньКто проводит?Частота проведенияЧто проверяетсяРезультаты
1-яНепосредственный руководитель работЕжедневно перед началом смены и в течение смены— состояние рабочих мест;— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;— работа вентиляционных установок;— состояние санитарно-бытовых помещений;— наличие инструкций и плакатов по охране труда;— обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.При обнаружении нарушений принимаются меры к их устранению, производится запись в журнале.
2-яРуководитель структурного подразделения с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны трудаНе реже 1 раза в месяц,в соответствии с графиком проведения проверок— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при I ступени контроля;— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;— своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;— выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;— выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;Обнаруженные недостатки устраняются, производится запись в журнале.
3-яКомиссия по охране трудаНе реже одного раза в квартал— выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;— выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;— организация медосмотров и других лечебно-профилактических мероприятий.Результаты обследования (проверки) оформляются соответствующим актом

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма журнала 1-ой ступени контроляФорма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

Форма графика контроля состояния и условий охраны труда

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Несоблюдение сотрудником правил охраны труда часто приводит к производственному травматизму. Поэтому своевременное и правильное оказание первой помощи при несчастном случае […]

статьи:1 COVID-19. Общая информация2 Обязанности работодателя в период вспышки коронавирусной инфекции3 Профилактические мероприятия распространения COVID-19 в организации4 Действия специалиста […]

Как на вашем предприятии обстоят дела с порядком в документах? На сколько баллов из 10 вы оцениваете свою готовность к […]

Источник: https://vsr63.ru/blog/kontrol-za-usloviyami-truda-na-rabochih-mestah/manager-kontent

Проверка состояния охраны труда на предприятии

Предмет проверок по охране труда: требования и особенности. Проверка состояния охраны труда Контроль работодателя за соблюдением охраны труда

Аудит охраны труда считается важнейшей составляющей системы управления безопасностью на любом предприятии. Проведение данного мероприятия является обязательным для любого производства.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ каждый работодатель обязан обеспечить проведение проверок состояния условий труда на рабочих местах в своей компании.

От того, насколько грамотно проводится контроль на производстве, насколько эффективны меры корректировки существующих недочетов, зависит в целом репутация организации и общая удовлетворенность своей работой участников трудового процесса.

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами.

    Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.

  3. Систематичным.

    Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.

  4. Своевременным.

    Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

Существует 3 формы проведения проверок состояния охраны труда в организации:

  1. Постоянный контроль. Предусматривает ежедневную проверку работником организации состояния охраны труда. Он прежде всего проверяет исправность техники, грамотность применения защитных ограждений и установок на травмоопасных производствах, состояние спецодежды, чистоту рабочего места, наличие средств тушения пожара.
  2. Оперативный контроль.

    Периодическая проверка состояния охраны труда, которая проводится руководителями подразделений предприятия вместе с членами профсоюзов или трудовых коллективов.

    Эти уполномоченные лица проверяют правильность проведения мероприятий по контролю производства, соответствие проводимых работ действующим инструкциям, безопасность аппаратуры и инструментов, соблюдение правил безопасности жизнедеятельности при работе со взрыво- и пожароопасными материалами, санитарное состояние всех помещений предприятия.

  3. Выборочный контроль.

    Проверка на предприятии проводится 1 раз в месяц (или чаще) специальной комиссией, в которую входят инженер по охране труда и представитель вышестоящей организации.

    В данном случае проверяется наличие и грамотное применение средств защиты работниками, соблюдение всех законов и нормативов ТК РФ работодателями, выполнение всех мероприятий, контролирующих безопасность рабочих, выполнение планов по совершенствованию условий труда, проведение аттестации рабочих мест, эффективность проведения обучающих курсов для работников, санитарно-гигиеническое состояние помещений и спецодежды и т. д.

Методика проведения проверки состояния охраны труда

Одна из самых эффективных форм проверки состояния охраны труда на предприятиях — трехступенчатый контроль.

1 ступень. Проверка проводится руководителем данного вида работ (бригадиром, мастером, начальником участка) ежедневно или ежесменно в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и в течение всей смены.

Проверяется состояние рабочих мест, исправность технического оснащения, вентиляции, освещения, состояние помещения, наличие средств тушения пожара и других средств безопасности.

При выявлении каких-либо недостатков намечаются мероприятия по их устранению.

Если устранить все неполадки собственными силами невозможно, руководитель отдела сообщает о существующих проблемах вышестоящему начальнику и просит принять должные меры.

2 ступень. Проверка осуществляется руководителем подразделения (начальником цеха, старшим мастером, инженером) не реже 1 – 2 раз в месяц при участии уполномоченных лиц по охране труда.

В ходе проверки выявляется, выполняются ли мероприятия по устранению неполадок, которые были найдены во время контроля «первой ступени».

Также проверяется исправность оборудования, автомобилей, выявляется наличие несчастных случаев и проверяется работа по их предотвращению.

3 ступень. Проверка проводится не реже 1 раза в квартал специальной комиссией, в которую входят руководитель предприятия и представители вышестоящих организаций.

Также в этом мероприятии могут принимать участие заместители директора, главный инженер, представители профсоюза, технологи и другие ответственные за охрану труда лица. Проверка «третьей ступени» касается всех производственных подразделений предприятия.

Комиссия проверяет выполнение мероприятий, намеченных во время контроля 1 и 2 уровня, соблюдение всех законов ТК РФ и прочих нормативов, состояние зданий и помещений, в которых работают люди, планы по совершенствованию условий труда и т. д.

Результат проверки состояния охраны труда

По окончании контрольных мероприятий на предприятии все замечания заносятся в «Журнал проверки» и составляется специальный акт. В нем указываются наименование учреждения, члены проверяющей комиссии, все выявленные нарушения (если есть). Затем этот акт с результатами проверки передается руководителю организации.

Результаты обсуждаются в недельный срок на совещании у директора предприятия при участии всех руководителей отделов, а также представителей профсоюзов.

Здесь анализируются все выявленные недочеты и нарушения, намечаются методы и сроки исправления этих ошибок, назначаются ответственные за данные мероприятия лица.

После устранения всех погрешностей в «Журнал проверки» вносятся данные руководителей подразделений, которые при проведении следующих мероприятий по контролю охраны труда назначаются ответственными за корректировку недостатков на производстве.

by HyperComments

Источник: https://www.unitalm.ru/blog/proverka-sostojanija-ohrany-truda/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: