Предвидится ли декриминализация ст 228 ук рф. Проблемы совершенствования уголовного законодательства. Кого судят за наркопреступления в России

Предвидится ли декриминализация ст 228 ук рф. Проблемы совершенствования уголовного законодательства. Кого судят за наркопреступления в России

Предвидится ли декриминализация ст 228 ук рф. Проблемы совершенствования уголовного законодательства. Кого судят за наркопреступления в России

На данный момент изменений по статьям, касающихся наркотиков, а именно 228 и 228.1 нет. Последние изменения были в 2010-2012 годах, но есть вероятность, что в этом или следующем году будут изменения в законе. Политика уголовных статей, касающихся наркотиков пойдет в сторону гуманизации. Сейчас разберем, какой проект существует на сегодняшний день.

Изменение законодательства по наркотикам

Итак, Федеральный закон с поправками предполагает внесение изменений в статьи 228 и 398. Итак, слова «частью первой статьи 228», поменяется на «части первые и вторые 228». По сути эти изменения охватывает теперь не одну часть, а две, изменения, конечно же, кардинальные, так как квалификация предусматривает уже ни одно деяние, а несколько.

Серьезные изменения настигли санкцию статьи. Если за крупный размер сейчас предусмотрена от 3 до 10 лет, делая по сути деяния тяжким преступлением, то в проекте есть реальные процесс гуманизации, предусматривающий срок от 2 до 5 лет. Таким образом, деяние, предусмотренное статьей 228 частью 2 будет теперь не тяжким преступлением, а средним.

Не обошла стороной гуманизация и особо квалифицированного состава, который ранее был от 10 до 15 лет, а теперь, согласно проекту закона, будет от 5 до 15 лет.

По сути максимальный срок не изменился, но зато теперь судья может дать 5 лет, как, например, за крупный размер, так и 15.

Квалификация, конечно же, будет завесить от обстоятельств и усмотрения судьи, но по сути можно сделать вывод, что это реально меняет ситуацию. В чем это заключается?

Логика проглядывается на самом деле предельно простая. Ранее за крупный размер максимальный срок был 10 лет. А минимальный срок за особо крупный тоже 10 лет. Таким образом, если разница всего лишь в несколько граммов, то суд мог прийти к выводу, что преступления по степени тяжести на самую малость выше и дать минимальный срок, предусмотренный в санкции.

Получается, что если максимальный срок изменился до 5 лет, то нужно как минимум сместить минимальный в части 3, так как при несущественной разнице в размерах может измениться состав преступления с квалифицированного, на особо квалифицированный, а человек может получить за практически такое же деяние минимум на 5 лет больше, что не совсем справедливо.

Затронем вопрос, касающихся других изменений. Так как закон несет единый проект изменений, то необходимо затронуть и изменения в статье 398, которые касаются ссылок на статью 228. Теперь в этой статье, тоже заменили слова, где теперь добавиться к части первой, вторая статьи 228.

Заключительной статьей данного акта стала статья 3, которая гласит о том, что закон после его опубликования вступит в силу через 3 месяца.

Какие предусмотрены изменения статей по наркотикам

К проекту данного закона есть отдельная пояснительная записка, которая подсказывает нам, какие предусмотрены изменения статей по наркотикам. Этот проект закона подготавливался во исполнения поручений президента, и в реальное изменение коснулась санкций, остальные же скорее вытекающие из этого изменения.

Что мы видим на сегодняшний день? Сейчас хранение по сути является той же категорией преступления, что и сбыт. Если посудить, то это не совсем правильно. Хранение без сбыта по сути несет намного меньшую общественную опасность, нежели сбыт.

Хранение подразумевает, что лицо, скорее всего употребит, эти наркотические вещества (или сбудет, но по сути уголовное право и уголовный процесс говорит о том, что, если это не доказано, значит этого не было).

Сбыт же сам по себе намного серьезнее, так как наноситься общественная опасность более широким слоям населения, а после сбыта возможно совершаются новые преступления этими лицами, так как они после этого еще и осуществляет хранение и употребление, хотя употребление – это статья вообще из Кодекса об административных правонарушениях.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России).

Таким образом, можно сказать, что преступление, касающееся хранения некротических веществ без целей его последующего сбыта, требует особого внимания и пересмотра, так как вроде бы общественная опасность меньше, а категории преступления одинаковые с теми, которые являются более серьезными. Мы уже определились, что для общества от хранения вреда намного меньше, чем от того же сбыта.

Гуманизация статей по наркотикам

Продолжим мысль той пояснительной записки. Отмечается, что лица, которые были осуждены по статье 228 и 228.1 являются наркоманами.

Здесь стоит затронуть тот аспект, что хранят они эти наркотические вещества для употребления в связи с тем, что они являются больными, а именно зависимыми от наркотических веществ.

Здесь само собой напрашивается вывод о том, что преступление совершается вследствие того, что человек болен.

Если смотреть в данном ключе, то закон должен смотреть на эту позиции со стороны того, что лицо должно быть побуждено отказаться на употребления наркотических веществ для того, чтобы лицо из наркозависимого образа жизни смог вернуться к обычному жизненному ритму.

Стоит отметить, что и многие суды идут по применению закона в гуманистической форме.

Так в минимальном количестве случаев срок был в пределах санкций, а случае с назначением максимального срока и вовсе можно легко посчитать.

В подавляющем числе случаев же судьи назначали наказания ниже низкого предела срока, то есть меньше 5 лет, используя специальные механизмы, предусмотренные в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Смотря с этой стороны, тоже нельзя сказать, что такая практика правильная. Исключительный механизм обычно предусматривается для того, чтобы действительно работать в исключительных случаях.

А на практике все сложилось прямо, напротив. Данное обстоятельство тоже послужило серьезным обстоятельством для разработки нового закона.

Таким образом, можно сказать, что перевод преступления на более низкую ступень тяжести вызвано просто необходимостью.

Смягчение статей 228 и 228.1 УК РФ

Данные изменения по идее законодателя должны не только привести в логический порядок нормы Уголовного Кодекса, но и осуществить практику, которая предполагает излечение лиц от наркотической зависимости.

Государство намного выгоднее, если человек не сядет в исправительное учреждение, а будет жить обычной жизнью.

В исправительной учреждение государству приходиться тратить на него деньги, а живя нормальной жизнью будет все наоборот, лицо будет платить налоги в пользу государства.

Получается, что новые нормы, предполагаемые в Уголовном Кодекса должны теоретически выполнить задачи по борьбе с наркозависимостью и преступности в этой сфере.

Выполнение такой стратегии требует времени ресурсов, именно поэтому в законопроекте было уточнено, что закон вступит в силу только через 3 месяца после его опубликования.

Тем не менее, как отмечается, даже ресурсы по факту будут не нужны, так как не требуется ни постройка дополнительных институтов, ни финансирование проекта, так как по сути изменились только санкции, которые будут выносить судьи.

С другой стороны, это даже пойдет на прибыль государству, так как придется содержать намного меньше наркопреступников, так как, сидеть теперь они будут намного меньше.

Политика Уголовного Права должна работать не на устрашения сроками, иначе бы все преступления были особо тяжкими, а исправление осужденного.

Если же осужденный действительно будет исправляться, то это пойдет на пользу не только для самого осужденного, но и для общества, которому наносится вред от преступников, в том числе и совершающих преступления по статье 228 и 228.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Важно! По всем вопросам смягчения наказания по наркотикам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Мой кандидат в президенты 2018 должен пообещать декриминализовать, а лучше полностью легализовать марихуану. Я хочу, чтобы трава продавалась в аптеках, чтобы за траву перестали сажать людей.

Если легален алкоголь, то почему за траву, от которой вреда меньше, сажают в тюрьму? Сколько судеб сломано? Мой президент прогрессивный, он обязательно включит этот пункт в свою программу и получит мой голос.

Сразу отвечу, что я сам не курю, меня от травы в жуткий сон клонит, так что никакого кайфа в ней я не нахожу. Я больше по алкоголю в умеренных количествах. Никого курить не призываю, лучше даже не пробуйте, ведите здоровый образ жизни. Но если кто хочет, я не против. Я за легалайз.

Я уже много говорил, почему надо легализовать траву. Мой друг как-то раз у себе в «Фейсбуке» написал очень важный пост. Важный, потому что проблема есть, а говорить на эту тему у нас не принято совсем. Хорошо, что еще есть ЖЖ и мы можем свободно обсуждать любые актуальные для общества вопросы. Итак, крик широкой души Антонио:

Эй, проснувшееся гражданское общество! К вам обращаюсь.

А давайте траву легализуем?

Вот даже пошаговый план (в общих чертах):

1. Декриминализация обсуждения
Первая проблема на сегодняшний день — даже обсуждение тех или иных вопросов связанных с марихуаной несет для обсуждающих не самые приятные последствия. От социальных проблем, до уголовного преследования. Большинство людей которые потенциально могли бы принять участие в общественной дискуссии не без оснований опасаются это делать.

2. Создание общественных движений
Если решить проблему номер один, то можно смело идти в публичное поле. Как индивидуально, так и массово. Один человек. И даже одно НКО не решит вопроса. Их нужно много, разной степени направленности и разной степени радикальности. Весь шум, который произведут эти движения должен привести к следующему пункту.

3. Разработка законодательной базы
Тут все сложнее. Легализация — это не просто перевод марихуаны из одной категории в другую. Это хренова туча законов, подзаконных актов и прочих там инициатив. Количество бумажек – адовое. Количество цепочек – адовое в корне.

4. Поэтапный процесс
Известно что нельзя просто так взять и разрешить. Это сначала декриминализация в рамках 228, потом в рамках 231, потом какая-то неебическая в моем представлении медицинская история.

Учитывая состояние и условия российской науки и медицины — это пожалуй главная точка в которой я впадаю в ступор.

С другой стороны, есть и бонусы: если ВВП скажет что дуть — ок, тут же вся Академия Наук выступит дружным хором и подтвердит его слова соответствующими исследованиями. Елена Малышева кстати тоже.

5. Создание инфраструктуры
Аптеки, особые марихуанные зоны, да что угодно — Россия идет таким сложным путем, что копировать опыт других стран не реально. В этой точке, как именно это должно выглядеть в России есть тоже масса работы.

6. Профит
Выйти накуренным в полное сралово из кофешопа на любом из бульваров, пройтись по пешеходной зоне имени Капкова, дойти до Парка культуры и задумчиво смотреть, как солнце садится за горизонт, покидая этот город, что бы завтра опять сделать его светлым.

(Ну и сотни тысяч спасенных от тюрьмы людей, сотни тысяч тем кому это поможет по медицинским соображениями, миллионы тем кому просто будет хорошо.)

Я такую идею поддерживаю. Вообще, вопрос это сложный, и он требует соблюдения многих условий. Например, ни в коем случае нельзя рекламировать марихуану, покупка ее должна быть возможна строго с определенного возраста и в определенных местах.

Можно ограничить употребление только в медицинских целях, как в некоторых штатах США. Самое главное — нужна декриминализация марихуаны. Я много путешествую и почти в каждой стране, даже где марихуана запрещена, ее продают на улицах, в клубах и барах.

Я не знаю человека, кто хотел бы покурить и не мог бы этого сделать. Это огромный черный рынок, который государство должно контролировать.

Источник: https://uristol.ru/frames/predviditsya-li-dekriminalizaciya-st-228-uk-rf-problemy/

Социолог Алексей Кнорре — о том, кого в России судят за наркопреступления. Проблемы совершенствования уголовного законодательства Даркнет и его влияние на наркорынок

Предвидится ли декриминализация ст 228 ук рф. Проблемы совершенствования уголовного законодательства. Кого судят за наркопреступления в России

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории России представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, а также правопорядку и безопасности государства.

В большей степени транспортировка наркотиков в Россию осуществляется по «северному маршруту» – через страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Туркмению, Казахстан.

Такой маршрут дает до 35% от общего количества опиатов, производимых в Афганистане.

На ряду с ослабленным режимом границ, сильнейшим фактором ухудшения наркоситуации в России является неадекватность законодательного и правового обеспечения существующей политики.

Ярким примером неадекватности законодательства является то, что контрабанда наркотиков в настоящее время преследуется так же, как и контрабанда куриных окороков или культурных ценностей, несмотря на то, что социальные последствия этих преступлений абсолютно несопоставимы.

Другая проблема заключается в размерах, а точнее масштабах, перевозимых через границу веществ. Ответственность за хранение наркотика возникает с половины грамма.

Однако весьма удивительно, что законодательно не урегулирован вопрос оптового оборота наркотиков, когда партии контрабанды исчисляются не в граммах, а в десятках и сотнях килограммов. В результате те, кто занимаются оптовым наркооборотом, приравниваются к относительно мелким распространителям.

Таким образом, видится целесообразным ужесточение санкции за преступления, связанные с оптовым сбытом наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере.

Для улучшения наркоситуации в России представляется целесообразным введение системы альтернативного лечения, широко распространенную и одобренную во многих демократических странах.

Согласно этой системы, наркозависимому преступнику предоставляется возможность выбрать вместо тюремного заключения необходимое лечение.

Наркозависимость признана болезнью и потому необходимо уменьшать карательность по отношению к больным людям, тем самым стимулируя их стремление к излечению.

Применение норм, закрепленных в примечании к ст. 228 УК

Основная цель преступления, предусмотренного ст. 228 УК – потребление наркотических средств, психотропных веществ. Практика свидетельствует о том, что уголовное наказание в этом случае не всегда достигает цели исправления и перевоспитания потребителей, а также превенции новых преступлений.

Как раз с целью такого исправления в законодательстве введены поощрительные нормы. Они призваны стимулировать общественно полезное поведение в целях прекращения начатого противоправного действия, уменьшения вредных последствий преступления или правонарушения, а также устранения причиненного ими ущерба.

К таковым нормам можно отнести закрепленное в примечании к ст.

228 УК правило, согласно которому лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

От лица в данном случае требуется прекращение преступной деятельности по собственной воле, а также действительное содействие раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Однако остается открытым вопрос возможно ли освобождение от ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотических средств в виду отсутствия у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, изобличению виновных лиц, обнаружению имущества, добытого преступным путем. Ни ст. 228, ни примечание к ней не дают ответа на этот вопрос.

Однако в постановлении пленума Верховного суда от 15 июня 2006 г.

№14 указано, что закон (статья 75 УК РФ) не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности за впервые совершенное преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228 УК РФ, тех лиц, которые хотя и не сдавали наркотические средства или психотропные вещества ввиду отсутствия у них таковых, но явились с повинной, активно способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Таким образом Верховный суд прямо указал на необходимость прямого применения принципов уголовного права к случаям добровольной сдачи наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В административном праве также закреплено правило освобождения от ответственности, предусмотренные примечаниями к ст. 6.8 и 6.9

Таким образом, повышение эффективности борьбы с распространением наркотиков возможно не только за счет жестких карательных мер, но и за счет поощрения должного поведения. Установленный в законодательстве достаточно эффективный стимул к оказанию содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений, связанных с наркотиками.

Однако не решенным остается один вопрос: возможно ли повторное применение мер, установленных примечанием к ст. 228 УК и ст.6.8-6.9 КоАП? Никаких разъяснений по данной проблеме не дается, что свидетельствует о непродуманности такой нормы.

Декриминализация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта

На законодательном уровне правовые основы российской антинаркотической политики закреплены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «о наркотических средствах и психотропных веществах».

Этим законом установлено,что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В связи с возникновением некоторых проблем, связанных с квалификацией преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, некоторые ученые высказывают предложение о декриминализации состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК.

Обосновывается это тем, что незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков без цели сбыта совершается в большей степени с целью собственного потребления, а значит и вред причиняется не обществу, а непосредственно человеку.

Таким образом, отпадает важный признак общественной опасности деяния, что неминуемо приводит к декриминализации деяния.

Такая позиция кажется правильной, ведь совершая предусмотренные диспозицией ст. 228 УК деяния, преступник, не преследуя цель сбыта, наносит вред лишь своему здоровью. Уголовным законом же защищаются лишь общественные отношения, т.е.

интересы других лиц.

Если посягательство лица на собственное здоровье путем употребления наркотиков считать преступным, то в таком случае логично ввести уголовную ответственность за причинение лицом вреда собственному здоровью, что кажется абсурдным.

Мой кандидат в президенты 2018 должен пообещать декриминализовать, а лучше полностью легализовать марихуану. Я хочу, чтобы трава продавалась в аптеках, чтобы за траву перестали сажать людей.

Если легален алкоголь, то почему за траву, от которой вреда меньше, сажают в тюрьму? Сколько судеб сломано? Мой президент прогрессивный, он обязательно включит этот пункт в свою программу и получит мой голос.

Сразу отвечу, что я сам не курю, меня от травы в жуткий сон клонит, так что никакого кайфа в ней я не нахожу. Я больше по алкоголю в умеренных количествах. Никого курить не призываю, лучше даже не пробуйте, ведите здоровый образ жизни. Но если кто хочет, я не против. Я за легалайз.

Я уже много говорил, почему надо легализовать траву. Мой друг как-то раз у себе в «Фейсбуке» написал очень важный пост. Важный, потому что проблема есть, а говорить на эту тему у нас не принято совсем. Хорошо, что еще есть ЖЖ и мы можем свободно обсуждать любые актуальные для общества вопросы. Итак, крик широкой души Антонио:

Эй, проснувшееся гражданское общество! К вам обращаюсь.

А давайте траву легализуем?

Вот даже пошаговый план (в общих чертах):

1. Декриминализация обсуждения
Первая проблема на сегодняшний день — даже обсуждение тех или иных вопросов связанных с марихуаной несет для обсуждающих не самые приятные последствия. От социальных проблем, до уголовного преследования. Большинство людей которые потенциально могли бы принять участие в общественной дискуссии не без оснований опасаются это делать.

2. Создание общественных движений
Если решить проблему номер один, то можно смело идти в публичное поле. Как индивидуально, так и массово. Один человек. И даже одно НКО не решит вопроса. Их нужно много, разной степени направленности и разной степени радикальности. Весь шум, который произведут эти движения должен привести к следующему пункту.

3. Разработка законодательной базы
Тут все сложнее. Легализация — это не просто перевод марихуаны из одной категории в другую. Это хренова туча законов, подзаконных актов и прочих там инициатив. Количество бумажек – адовое. Количество цепочек – адовое в корне.

4. Поэтапный процесс
Известно что нельзя просто так взять и разрешить. Это сначала декриминализация в рамках 228, потом в рамках 231, потом какая-то неебическая в моем представлении медицинская история.

Учитывая состояние и условия российской науки и медицины — это пожалуй главная точка в которой я впадаю в ступор.

С другой стороны, есть и бонусы: если ВВП скажет что дуть — ок, тут же вся Академия Наук выступит дружным хором и подтвердит его слова соответствующими исследованиями. Елена Малышева кстати тоже.

5. Создание инфраструктуры
Аптеки, особые марихуанные зоны, да что угодно — Россия идет таким сложным путем, что копировать опыт других стран не реально. В этой точке, как именно это должно выглядеть в России есть тоже масса работы.

6. Профит
Выйти накуренным в полное сралово из кофешопа на любом из бульваров, пройтись по пешеходной зоне имени Капкова, дойти до Парка культуры и задумчиво смотреть, как солнце садится за горизонт, покидая этот город, что бы завтра опять сделать его светлым.

(Ну и сотни тысяч спасенных от тюрьмы людей, сотни тысяч тем кому это поможет по медицинским соображениями, миллионы тем кому просто будет хорошо.)

Я такую идею поддерживаю. Вообще, вопрос это сложный, и он требует соблюдения многих условий. Например, ни в коем случае нельзя рекламировать марихуану, покупка ее должна быть возможна строго с определенного возраста и в определенных местах.

Можно ограничить употребление только в медицинских целях, как в некоторых штатах США. Самое главное — нужна декриминализация марихуаны. Я много путешествую и почти в каждой стране, даже где марихуана запрещена, ее продают на улицах, в клубах и барах.

Я не знаю человека, кто хотел бы покурить и не мог бы этого сделать. Это огромный черный рынок, который государство должно контролировать.

Источник: https://www.admiralcafe.ru/sociolog-aleksei-knorre-o-tom-kogo-v-rossii-sudyat-za-narkoprestupleniya-problemy-sovershenstvovani.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: