Проблемы законодательства по опеке и попечительству. Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития. Кто сможет выступить в роли опекающего лица

Содержание
  1. Опекун и попечитель: в чем разница, права и обязанности
  2. Кто такой опекун
  3. Права и обязанности опекуна
  4. Кто такой попечитель
  5. Права и обязанности попечителя
  6. Опекун и попечитель. В чем разница?
  7. Законодательное регулирование
  8. Опека и попечительство ребенка. Права и полномочия органов опеки
  9. Функции органов опеки и попечительства (ООП)
  10. Опека и попечительство — главная задача
  11. Обязанности органов опеки
  12. Особенности работы органов опеки
  13. Полномочия ООП
  14. Кто же контролирует ООП
  15. Опека и попечительство в гражданском праве (общ. Характеристика.) — Студопедия
  16. Права и обязанности опекунов и попечителей, пределы их осуществления.
  17. Опека и попечительство
  18. Опека
  19. Попечительство
  20. Органы опеки и попечительства
  21. Опекуны и попечители
  22. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей
  23. Распоряжение имуществом подопечного
  24. Сфера опеки и попечительства: проблемы и перспективы
  25. Анатолий Крючков, председатель комитета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями:
  26. Валерий Савин, председатель комитета по местному самоуправлению и Регламенту:

Опекун и попечитель: в чем разница, права и обязанности

Проблемы законодательства по опеке и попечительству. Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития. Кто сможет выступить в роли опекающего лица

Разница понятий опека и попечительство регламентирована законодательно в ФЗ «Об опеке и попечительстве». Понятия опекун и попечитель схожие, но не одинаковые.

И опека, и попечительство являются формами устройства детей в семьи, а также взрослых граждан, которые ввиду своей недееспособности или не полной дееспособности не могут выполнять самостоятельно минимальные бытовые потребности.

Опека и попечительство над ребенком устанавливаются, если:

  • родителей нет в живых или они безвестно пропали,
  • родители не могут выполнять свои обязанности из-за состояния своего здоровья,
  • они лишены или ограничены в род. правах,
  • родители добровольно просят о назначении опекуна или попечителя при необходимости (например, ребенок уезжает в другой город на обучение).

Цель опеки и попечительства — осуществление ухода за подопечным, помощь в становлении, нравственное и культурное воспитание детей, развитие способностей, другими словами опекуны и попечители должны для детей заменять их родителей, а в случае с недееспособными гражданами помогать осуществлять их права и обязанности.

Государство не предусматривает получение оплаты за такую работу, однако по желанию сторон может заключаться возмездный договор, тогда опекун или попечитель сможет получать определенные суммы или пользоваться имуществом. Также государство предлагает помощь опекунам и попечителям в виде пособий и льгот, суммы которых зависят от многих факторов, таких как, например, кто является субъектом, состояние его здоровья.

Всеми организационными вопросами занимаются органы опеки и попечительства. Они принимают окончательное решение, подписывают разрешения, выносят соответствующие акты, также являются контролирующими органами и проводят периодические выезды в опекунские семьи для исключения нарушения прав граждан и маленьких детей.

Кто такой опекун

Опекун назначается над лицами:

  • ребенок, которому еще нет 14 лет,
  • взрослый человек, страдающий психическими заболеваниями (недееспособный) или физическим недугом, не позволяющим ему совершать даже мелкую бытовую деятельность, например, инвалиды.

Кандидатами на опекунство преимущественно являются самые близкие родные люди. Отказ от опекунства не несет никаких последствий, ведь это не обязанность, а только добровольное соглашение.

Если родственников не находится, органы опеки в течение месяца подыскивают кандидата из перечня лиц, которые готовы взяться за уход и проживают в одном регионе или населенном пункте.

Три основных критерия, чтобы стать кандидатом:

  • возраст старше 18 лет,
  • полная дееспособность,
  • отсутствие судимости и преследования.

Также дополнительно будут рассматривать кандидатов по критериям:

  • собственная жилплощадь, отвечающая всем требованиям,
  • работа с достойным заработком,
  • нравственные и моральные качества,
  • хорошие отзывы от коллег и соседей,
  • состояние здоровья, позволяющее осуществлять уход (подтверждается медицинскими справками).

Права и обязанности опекуна

Опекуны имеют право представлять интересы детей в различных организациях и перед государством, совершать от их имени некоторые сделки (при разрешении ООП).

опекаемого происходит на суммы, которые выплачивает государство. Это всевозможные пособия, выплаты по потере кормильца, алименты от живых родителей, лишенных прав и прочее.

Подопечным инвалидам положены еще дополнительные выплаты, потому что на них траты обычно больше, включают себя покупку лекарств, специально питания, посещения определенных занятий и т.д.

Все поступающие суммы не должны тратиться на нужды опекуна, а только на воспитание, лечение, образование подопечных.

Он должен бережно относиться к имуществу опекаемого, стараться его сохранить или, если такое возможно, извлекать прибыль, которая должна быть направлена только на подопечного. Пользование имуществом будет считаться незаконным, если на то нет разрешения от органов опеки.

Опекун является законным представителем подопечных во всех инстанциях, включая суд. Все необходимые сделки совершаются опекуном в интересах подопечных и от их имени.

Законодатель не дал полную свободу опекунам касательно распоряжений с недвижимым имуществом, таким как квартиры, дома и дачи, принадлежащие подопечному. С разрешения опеки можно только пользоваться таким имуществом, не причиняя ему никакого вреда.

Если извлекается прибыль, например, сдача в аренду недвижимости, все полученные средства должны быть приобщены к общему имуществу подопечного, например, поступать на его счет в банк. По договору с органами опеки опекун может получать от этой суммы не более 5%.

  При нарушении закона это может повлечь за собой административное или уголовное наказание.

Опекун должен совместно проживать с ребенком до 16 лет в обязательном порядке. По общему правилу на территории опекуна, но в интересах ребенка это может происходить и в его доме.

Опекун ежегодно должен сдавать отчет о всех финансовых движениях, расходах и фактическом пользовании имуществом подопечного.

Кто такой попечитель

Попечительство осуществляется над подопечными:

  • подростками с 14 до 18 лет, лишившимися родительской опеки или по заявлению самих родителей,
  • ограниченно дееспособными гражданами, которые из-за употребления горячительных напитков или наркотиков не могут полностью контролировать свои действия.

Если над малолетним ребенком опекун осуществлял опеку, потом ребенку исполнилось 14 лет, статус автоматически меняется на попечителя.

Права и обязанности попечителя

Основная задача попечителя — не позволить своим подопечным совершать глупые и необдуманные поступки, защитить их от посягательств со стороны третьих лиц, дать хорошее воспитание и позволить получить достойное образование.

Подопечные могут сами совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать продукты питания, предметы гигиены и т.д. Могут самостоятельно устроиться на работу, тратить на определенные нужны свою зарплату или стипендию.

Однако на более крупные соглашения потребуется разрешения попечителя, и сделку совершать надо будет вместе с ним. При необходимости подопечный будет представлять интересы вышеуказанных граждан.

Государство создало такую форму как попечительство для защиты лиц, которые в силу юного возврата или одурманивания сознания не всегда дают точную оценку своим действиям.

Попечительство можно оформить и по уходу за пожилым человеком по его инициативе, если гражданин по состоянию здоровья ограничен. Это форма больше приобретает форму патроната.

С 14 до 16 лет проживание с подопечным обязательное. А после 16 лет возможно и раздельно после получения разрешения от органов опеки, если это отвечает интересам ребенка, например, поступление в колледж в городе.

По аналогии с опекой требуется заполнять и сдавать ежегодный отчет.

Опекун и попечитель. В чем разница?

Рассмотрим основные отличия между опекуном и попечителем, опекой и попечительством:

  • Во-первых, разница в названиях субъектов. В случае опеки — это опекун и опекаемый, а в случае с попечительством – попечитель и подопечный.
  • Во-вторых, отличие в самих субъектах, т.е. над кем осуществляется уход. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – старше 14 лет и до совершеннолетия. Опекаемый – недееспособный взрослый, подопечный – ограниченно дееспособный.
  • Опекун представляет интересы своего опекаемого полностью, совершает сделки от его имени (кроме крупных сделок и сделок с недвижимостью), а попечитель только дает разрешение на определенные сделки, советует, как поступать в определенных случаях, но не заменяет полностью самого подопечного.
  • Опекун несет полную материальную и имущественную ответственность за действия малолетнего или недееспособного гражданина, а в случае попечительства ответственность солидарная, отвечают оба.
  • Проживание с подопечным обязательно в случае опеки, а в отношениях попечительства после 16 лет в интересах ребенка возможен разъезд при разрешении органа опеки.

На практике опекун заменяет родителя для маленького ребенка, поэтому государство предоставляет ему более широкий круг возможностей, прав, но также и обязанностей больше, нежели чем у попечителя.

Законодательное регулирование

В законодательном плане вопросы отличия опеки от попечительства регулируются:

  • Федеральным законом РФ N 48 «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г.
  • Семейным кодексом РФ (главы 18-20)
  • Гражданским кодексом РФ (статьями 31-40)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/opekun-i-popechitel-v-chem-raznica-prava-i-obiazannosti-5d126ff9723a7d00af0dbafa

Опека и попечительство ребенка. Права и полномочия органов опеки

Проблемы законодательства по опеке и попечительству. Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития. Кто сможет выступить в роли опекающего лица

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д.

Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения. Что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки — это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

А что делают представители этих органов?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей — поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для  жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство — главная задача

задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом  случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества,  долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в  семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций.  Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Опека и попечительство в гражданском праве (общ. Характеристика.) — Студопедия

Проблемы законодательства по опеке и попечительству. Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития. Кто сможет выступить в роли опекающего лица

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.).

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

– при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;

– при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации).

Права и обязанности опекунов и попечителей, пределы их осуществления.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК).

Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но путем своего одобрения осуществляем контроль за сделками, которые последний не вправе совершать самостоятельно.

Особого внимания заслуживает ст. 37, которая устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных, и предусматривает пределы такого контроля, а также определяет ограничения их действий в этой сфере.

Опека устанавливается над малолетними, а также гражданами, признанными недееспособными, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченно дееспособными.

Попечительство, установленное над дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, именуется патронажем (ст. 41 ГК).

Ст. 31 ГК определяет основные цели этого института – защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних – также и обеспечение их воспитания.

Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

2.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

2.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

2.

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно – и желание подопечного.

4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Распоряжение имуществом подопечного

1. Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

2.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.

Источник: https://studopedia.ru/6_147582_opeka-i-popechitelstvo-v-grazhdanskom-prave-obshch-harakteristika.html

Сфера опеки и попечительства: проблемы и перспективы

Проблемы законодательства по опеке и попечительству. Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития. Кто сможет выступить в роли опекающего лица
23 Мая 2018 10:38

22 мая в Новосиле состоялось совместное расширенное заседание комитетов по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями и комитета по местному самоуправлению и Регламенту.

Общими для двух комитетов стали вопросы, включённые в основную повестку дня: о наделении органов местного самоуправления отдельными госполномочиями в сфере опеки и попечительства, и обеспечении деятельности административных комиссий.

С информацией по первому вопросу участников познакомила руководитель Департамента соцзащиты населения, опеки и попечительства Ирина Гаврилина.

В частности, она рассказала, что за первый квартал 2018 года выявлено 65 детей, оставшихся без попечения родителей, 77 (от общего количества) устроены в семьи, 16 из них — в приёмные, 5 детей были усыновлены.

В качестве первоочередных мер господдержки данной категории детей предусмотрены ежемесячное пособие, вознаграждения приёмным родителям. На эти цели в 2017 году было израсходовано более 165 млн рублей.

Данные выплаты с 1 января индексируются.

Для детей-сирот предусмотрены и иные формы выплат, среди которых материальное пособие при поступлении на обучение, при трудоустройстве, а также единовременная выплата на ремонт жилого помещения в размере 50 тысяч рублей.

Анатолий Крючков, председатель комитета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями:

«Все вопросы, так или иначе касающиеся проблем в сфере опеки и попечительства, с учётом их социальной значимости, находятся под особым контролем как облсовета в целом, так и комитета в частности, поэтому практика проведения подобных заседаний комитета по направлению деятельности, несомненно, будет продолжена.

Наша задача — собрать и проанализировать различные точки зрения по данной теме, чтобы к моменту внесения законопроекта иметь сформированную позицию».

Свою точку зрения по вопросу высказали и представители профильных отделов районных администраций Залегощенского, Верховского, Корсаковского муниципальных образований.

Юлия Яблонская, специалист опеки и попечительства администрации Залегощенского района: «Те или иные проблемы есть в каждом районе, это и недостаточное финансирование на приобретение жилых помещений, и низкая заработная плата специалистов».

Елена Змейкова, заместитель главы администрации Новосильского района по соцвопросам: «Среди основных проблем — нехватка средств на соцгарантии нашим специалистам, есть вопросы и к построению структуры».

Подводя итог выступлений, вице-спикер облсовета Михаил Вдовин отметил, что все указанные проблемы имеют место. Для корректировки ситуации необходимо совместными усилиями выстроить понятную систему, не забывая при этом о достойной оплате труда.

Валерий Савин, председатель комитета по местному самоуправлению и Регламенту:

«Добавлю, что внесение изменений требуется и в методику определения объёма бюджетных средств, которые необходимо передавать органам местного самоуправления для реализации полномочий. Как показала практика, выделяемых на сегодня средств явно недостаточно.

Наша задача — коллегиально найти способ эту ситуацию исправить. Думаю, консенсус будет найден и методика расчёта изменится в сторону увеличения. При этом следует учесть, что на многие расходы, например, на транспортные и ГСМ, средства не заложены в принципе».

Среди рекомендаций комитетов — проведение профильным Департаментом анализа поступивших замечаний с внесением предложений в областной Совет по изменению методики расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов городских округов из областного бюджета для осуществления госполномочий. Также предполагается предусмотреть увеличение штатных единиц и увеличение заработной платы работников, осуществляющих переданные полномочия.

В работе комитета приняли участие депутаты: Михаил ВдовинВадим СезинЕлена АстаховаВячеслав МорозовЮлия МальфановаАнатолий КрючковАндрей КуцынЕвгений МельникИрина ПашковаПавел Боринов, а также главы Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов.

Справочно:

На 1 мая 2018 года в области насчитывается 2105 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1680 находится на воспитании в семьях, в том числе в семьях опекунов и попечителей — 997, в приёмных — 683 ребёнка.

По состоянию на 1 апреля 2018 года на учёте на обеспечение жилыми помещениями стоят 1328 человек, из них 881 — совершеннолетние граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями.

Источник: http://oreloblsovet.ru/events/sfera-opeki-i-popechitelstva-problemyi-i-perspektivyi.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: