Схемы простых предложений в русском языке примеры. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Схемы сложных предложений

Синтаксический разбор сложного предложения. Общий план с примерами

Схемы простых предложений в русском языке примеры. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Схемы сложных предложений

Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой. Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.

Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ

В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):

Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор сложного предложения.

Общий план разбора с примерами

  1. Подчеркнуть члены предложения во всех частях сложного предложения. Указать тип сказуемого и типы второстепенных членов (дополнения, определения, обстоятельства) во всех частях сложного предложения.
    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    Я – подлежащее, выраженное местоимением;

    я (что сделал?) выглянул и увидел – однородные простые глагольные сказуемые;

    метель – подлежащее, выраженное существительным;

    метель (что сделала?) разбушевалась – простое глагольное сказуемое;

    выглянул (куда?) в окно – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.
    Утро – подлежащее, выраженное существительным;

    утро (каково? было каким?) было солнечным – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой было и прилагательным солнечным;

    день – подлежащее, выраженное существительным;

    день (каков? должен быть каким?) должен быть жарким –  составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой  быть, кратким прилагательным должен и полным прилагательным в творительном падеже жарким.

    Наступила тишина: он начал петь.

    Тишина – подлежащее, выраженное существительным;

    тишина (что сделала?) наступила – простое глагольное сказуемое;

    он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) начал петь – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начал и инфинитивом петь.

  2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.Каждое предложение из приведённых в №1 имеет две грамматических основы, следовательно, является сложным, состоит из двух частей.
  3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

    Я выглянул в окно и увидел, что метель разбушевалась.

    [ O и O ], (что). Предложение сложное, в первом простом – однородные сказуемые;

    союзное, части соединяются подчинительным союзом что;

    сложноподчинённое;

    первое простое – главное, от него ставится вопрос ко второму предложению: увидел что? Следовательно, второе простое предложение – придаточное изъяснительное.

    Утро было солнечным, и день должен быть жарким.

    [  ], и [  ]. Предложение сложное, связь союзная, простые предложения связаны сочинительным союзом и;

    соединительный союз выражает смысловые отношения последовательности событий;

    предложение сложносочинённое.

    Наступила тишина: он начал петь.

    [  ]:[  ]. Предложение сложное, связь бессоюзная, простые предложения связаны по смыслу и интонационно;

    первое простое объясняет причину того, о чём говорится во втором, поэтому ставится двоеточие.

  4. Охарактеризовать предложение:

    — по цели высказывания;

    — по интонации;

    — по количеству грамматических основ (сложное);

    — указать тип сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное или предложение с разными видами связи (указать какими);

    — если в сложноподчинённом предложении к одному главному относятся несколько придаточных, указать вид подчинения: последовательное, параллельное или однородное.

    Мы вошли в лес, где было много грибов, которые встречались нам на каждом шагу.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое простое Мы вошли в лес – главное, второе где было много грибов  – придаточное определительное (лес какой?), присоединяется к главному с помощью союзного слова где;

    третье  которые встречались нам на каждом шагу  – придаточное определительное (грибов каких?), присоединяется ко второму простому с помощью союзного слова которые;

    последовательное подчинение.

    Я знал, что она права, что придётся извиняться.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое простое Я знал – главное, второе и третье что она права, что придётся извиняться относятся ко всему главному и отвечают на вопрос о чём?;

    присоединяются к главному с помощью союзов что;

    являются придаточными изъяснительными;

    однородное подчинение.

    Если хотите достичь успеха, нужно забыть обо всём, что вас отвлекает от цели.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых;

    союзное, сложноподчинённое;

    первое предложение Если хотите достичь успеха – придаточное обстоятельственное условия, отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному с помощью союза если;

    второе простое нужно забыть обо всём – главное, третье простое что вас отвлекает от цели – придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос о чём?;

    присоединяется к главному с помощью союзного слова что;

    параллельное (неоднородное) подчинение.

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 простых;

    предложение с сочинительной и подчинительной связью;

    сочинительная связь: Он позвонил, и вышла девочка;

    два простых предложения связаны сочинительным союзом и, союз соединительный, выражает смысловые отношения последовательности. Подчинительная связь между предложениями вышла девочка (главное), когда дверь открылась (придаточное обстоятельственное времени, присоединяется союзным словом когда), которую он видел вчера (придаточное определительное, присоединяется союзным словом которую);

    параллельное (неоднородное) подчинение.

  5. охарактеризовать каждую часть:

    — указать роль в сложном предложении (главное или придаточное, вид придаточного), для придаточных назвать средство связи (союз или союзное слово);

    — по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать тип);

    — по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);

    — по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

    — по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

    Продолжим разбор на примере последнего рассмотренного предложения:

    Он позвонил, и, когда дверь открылась, вышла девочка, которую он видел вчера.

    Первое простое  Он позвонил – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;

    второе простое когда дверь открылась – придаточное обстоятельственное времени, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено;

    третье простое вышла девочка – двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено;

    четвёртое простое которую он видел вчера – придаточное определительное, двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

  6. Если предложение содержит прямую речь или вставное предложение, они рассматриваются как самостоятельные предложения.

    Он сказал: «Помоги мне встать!»

    Он – подлежащее, выраженное местоимением;

    он (что сделал?) сказал – простое глагольное сказуемое;

    помоги – простое глагольное сказуемое;

    помоги (в чём?) встать – дополнение, выраженное инфинитивом;

    помоги (кому?) мне – дополнение, выраженное местоимением.

    Предложение представляет из себя прямую речь, первое предложение Он сказал – слова автора, второе Помоги мне встать – собственно прямая речь.

    Первое предложение Он сказал – повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, полное, ничем не осложнено. Второе предложение Помоги мне встать – побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, ничем не осложнено.

    Сергей (ему тогда исполнилось девять лет) тоже поехал вместе с родителями.

    Предложение  Сергей тоже поехал вместе с родителями повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено вставной конструкцией  ему тогда исполнилось девять лет.

    Вставная конструкция ему тогда исполнилось девять лет представляет собой предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное; ничем не осложнено.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-prelozheniya.html

Синтаксический разбор предложения

Схемы простых предложений в русском языке примеры. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Схемы сложных предложений

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5.

Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное.

      Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.

    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.

  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.

    Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.

  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое – какой формой глагола;
    • составное глагольное – из чего оно состоит;
    • составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.

Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.

Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.

И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.

Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.

Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.

Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: