Срок обжалования торгов. Как оспаривать результаты закупок госкомпаний Обжалование торгов в фас

Содержание
  1. Срок обжалования результатов торгов в банкротстве: основания для оспаривания, незаконная приостановка, образец жалобы в ФАС на организатора
  2. Основания и причины для отмены результатов аукциона
  3. Как обжаловать незаконный аукцион в УФАС
  4. Образец жалобы в ФАС на организатора
  5. Отстранение участника
  6. Суд
  7. Срок обжалования
  8. Судебная практика
  9. Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
  10. Сроки подачи жалобы
  11. Порядок подачи жалобы в контрольный орган
  12. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика
  13. Судебный порядок обжалования действий заказчика
  14. Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения
  15. Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ
  16. Куда можно подать жалобу
  17. На что можно жаловаться
  18. Регламент подачи жалобы
  19. Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней
  20. Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения
  21. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество
  22. Обжалование результатов тендера по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  23. Сроки рассмотрения жалоб по результатам тендера
  24. Бланк заявления для обращения в ФАС
  25. Обжалование торгов ФАС
  26. Обжалование результатов торгов в ФАС – их виды
  27. Сроки обжалования результатов торгов в ФАС
  28. Образец заявления

Срок обжалования результатов торгов в банкротстве: основания для оспаривания, незаконная приостановка, образец жалобы в ФАС на организатора

Срок обжалования торгов. Как оспаривать результаты закупок госкомпаний Обжалование торгов в фас

Как не пропустить срок обжалования результатов торгов в банкротстве и сколько он вообще составляет в рамках дела по одному аукциону? От грамотного составления жалобы и своевременной ее подачи зависит конечный успех тендера. Ведь если права были нарушены, обязательно следует добиваться их восстановления.

Основания и причины для отмены результатов аукциона

Существует несколько оснований, по которым можно обжаловать как действия организатора или арбитражного управляющего, так и конечный исход торгов в целом. Причины признать торги несостоявшимися либо недействительными, были описаны в пункте 71 Постановления Пленума ВС № 50 от 2015 года. Все эти ситуации стоит разобрать подробнее:

  1. Недопущение организатором некоторых или всех граждан к участию в аукционе. Сюда относятся ситуации, когда организатор сознательно допускает ошибки в предоставляемой информации, например, публикует неактуальные банковские реквизиты, из-за чего никто не может внести задаток. Если потенциальный участник считает, кто организатор специально опубликовал неверные данные либо ввёл в заблуждение, и это привело к недопуску к участию в аукционе, то это повод обратиться в ФАС или суд.
  2. Незаконное отстранение от участия в аукционе. Например, когда лицо выполнило все установленные законом требования, но организатор всё равно не позволил участвовать в торгах.
  3. Договор купли-продажи заключается заранее, до прекращения тендера, иногда в обход других участников.
  4. Существенное отклонение от максимальной стоимости объекта, а также любые причины, из-за которых цена продажи объекта была определено неправильной.
  5. Ненадлежащее уведомление о будущих торгах, в том числе случаи, когда информация о них была опубликована в неподходящем издании, либо если опубликованные данные были неполными. Или же если организатор нарушил установленный срок публикации.
  6. Злоупотребление правом. Например, в том случае, когда один из участников подает фиктивные заявки, чтобы создать видимость конкуренции. Иногда подобное происходит и в результате сговора с организатором. Такие аукционы другие заинтересованные участники легко могут оспорить в суде, поскольку нарушены их права.

Как обжаловать незаконный аукцион в УФАС

Ранее существовал только один способ оспаривания торгов – судебный. Однако с 2014 года существует возможность подать жалобу в ФАС. Внесудебный порядок возможен только в том случае, если организатор ещё не успел заключить договор купли-продажи с победителем. Если это произошло, значит, спор нужно рассматривать в суде.

После подачи жалобы происходит приостановка тендера. Его проведение возобновится только после того, как рассмотрят обращение. Конечно, в том случае, когда нет оснований для его отмены. Заключать договор в этот момент организатор не имеет права, так как он сразу будет признан недействительным.

Решение ФАС обязательно для исполнения. Если организатор проигнорирует его, участник торгов вправе приложить текст обращения, а также предписание, если оно было выдано, к перечню документов, подаваемых с иском. Это станет отличным официальным доказательством и может значительно повлиять на позицию суда.

После принятия в работу жалобы, УФАС вправе наложить ограничение на публикацию информации об аукционе, то есть, по сути приостановить его.

Образец жалобы в ФАС на организатора

Составить жалобу можно в карточке лота на официальном сайте торгов – torgi.gov.ru. Доступны электронные способы подачи документа при помощи сайта ФАС, а также Портала госуслуг. Обращение, посланные таким способом, рассматриваются в тот же срок, что и направленные заказным письмом. Ответ на обращение направят по электронной почте.

Перед тем как направить жалобу, необходимо заполнить обязательные поля. Первым делом необходимо отметить подразделение УФАС, которое будет рассматривать его. Следует выбирать отделение по месту нахождения реализуемого имущества.

Далее указываются личные данные. Если обращение направляется от юридического лица либо фирмы, следует указать полное наименование. Установленного образца документа не существует, однако есть рекомендации по изложению сути жалобы.

После заполнения личных данных на сайте УФАС появится форма «», где необходимо изложить суть своих претензий. Для подтверждения доводов к жалобе можно прикрепить различные файлы. Далее останется пройти капчу и оставить согласие для обработки данных.

В тексте обращения можно сослаться на законы и НПА, способные подтвердить позицию, а также те положения, которые, по мнению участника, были нарушены.

Важно очень точно изложить суть жалобы, поскольку в противном случае могут оставить без рассмотрения.

Отстранение участника

Если потенциальный участник считает, что организатор нарушил его права и отстранил его от аукциона неправомерно, значит необходимо подать обращение в территориальный орган ФАС. Правила оформления жалобы общие. В самом тексте необходимо понятно изложить суть своих претензий, а также обосновать их, ссылаясь на ФЗ «О банкротстве», ГК или иные акты.

В случае если организатор принял заявку от третьего лица, поданную с нарушениями, то обращаться следует в ФАС, если аукцион не завершился. В таком случае тендер приостановится. А если по результатам проверки информация подтвердится, то такого участника отстранят. Торги в дальнейшем будут проходить без него.

Суд

В судебном порядке можно оспорить оконченный аукцион, по которому уже были заключены договора купли-продажи. То есть существует 2 главных правила, согласно которым результат торгов аннулируется через судебную инстанцию:

  • подача искового заявления заинтересованным лицом;
  • факт проведения тендера (он окончен, несмотря на нарушения).

Само по себе наличие нарушений не является законной причиной для оспаривания результата торгов через суд. Аннуляция возможна в рамках статьи 449 ГК. Здесь четко сказано, что недействительным можно признать аукцион только при подаче заинтересованным лицом иска. То есть если сторонний наблюдатель, который не принимал участия в тендере, заметит нарушение, аннулировать результат невозможно.

В п. 1 абз. 1 ст. 449 ГК не указан точный перечень заинтересованных лиц. Однако по судебной практике, а также по толкованию нормативных актов, можно выделить их самостоятельно. И к ним относятся не только граждане, непосредственно подававшие заявки. К заинтересованным лицам можно отнести:

  • приставов-исполнителей;
  • граждан, которые не имели возможности принять участие вследствие допущенных организатором нарушений;
  • стороны, которые принимали участие в исполнительном производстве;
  • кредиторы;
  • должник;
  • приобретатели имущества;
  • другие граждане, которые обосновали свои интересы в участии в аукционе.

Определить статус заинтересованного лица можно по трём критериям:

  1. Интересы либо права были нарушены в результате данного тендера.
  2. Оспаривание результатов аукциона приведет к восстановлению нарушенных прав.
  3. Заинтересованное лицо может вернуть незаконно отобранные права либо имущество, если торги аннулируют.

Срок обжалования

Стандартный срок исковой давности составляет 3 года. Однако для торгов по банкротству действуют специальные сроки.

Если участник аукциона считает результат противоречащим закону, он может опротестовать его в суде в течение одного лишь года. Отсчет даты начинается с момента завершения торгов.

Когда договор купли-продажи уже был заключён с другим лицом и требуется его оспорить, то отсчитывается давность с момента его заключения.

Если указанный период будет пропущен, изменить решение будет невозможно. Суд попросту не примет исковое заявление.

Что касается подачи жалобы в ФАС, то сделать это возможно на любом этапе тендера, пока он не завершен. Если гражданин не согласен с полученным ответом, то в течение 3 месяцев у него есть возможность оспорить его через суд.

Судебная практика

Согласно сложившейся практике, большая часть споров возникает со ссылкой на нарушения в правилах публикации информации о торгах либо из-за указания неполных данных в извещении. По закону организатор обязан опубликовать данные о предстоящих торгах за 30 дней или раньше. Если этот срок нарушен, то можно считать, что произошло необоснованное ограничение круга покупателей.

Второй случай, часто встречающийся в арбитражной практике по делам об оспаривании аукционов по банкротству – жалобы на нарушения при внесении задатка, а также случаев принятия заявок не по правилам, установленным в ФЗ «О банкротстве».

Например, при открытом аукционе он не может быть признан состоявшимся, если была подана только одна заявка. Однако в судебной практике бывали дела, в которых для признания торгов действительными участвовали супруги. В результате договор аннулировали из-за недобросовестной конкуренции.

Поэтому не стоит пользоваться подобным способом.

При оспаривании результатов тендера можно ссылаться на уже рассмотренные дела, чтобы повысить шансы выиграть дело. Вот несколько важных тезисов, которые можно выделить, изучив судебную практику:

  1. Организатор обнаружил ошибки в предоставленной заявке и принял ее, не сообщив о них и не дав возможности устранить. А после отказался подписывать договор купли-продажи с победителем, ссылаясь на неправильно оформленную заявку. На основании данного факта можно аннулировать аукцион, согласно постановлению Президиума ВАС РФ № 18346/13 от 2014 года.
  2. Согласованные действия нескольких лиц в аукционе с целью не допустить иных лиц к участию признается недобросовестным манипулированием стоимостью. Заключённый в таком случае договор купли-продажи можно отменить. Этот факт закреплен в постановлении Президиума ВАС РФ № 3894/14 от 2014 года.
  3. Если один из участников превысил установленный шаг аукциона, это не является поводом к тому, чтобы признать его недействительным (То же постановление).
  4. Если земля под зданием находилась в собственности должника, а дом построен либо куплен в ипотеку, то сооружение реализуется вместе с участком. Причём даже в том случае, когда сама земля не является предметом залога. Установлено в определении ВС РФ № 306-ЭС14-60 от 2014 года.
  5. Когда собрание кредиторов было признано недействительным, существует возможность оспорить и тендер.
  6. Слишком высокая сумма задатка, как и необоснованно резкое снижение стоимости на этапе публичного предложения, является возможностью признать недействительными торги. Решение вынесено определением ВС РФ № 306-ЭС14-3497 от 15 года.
  7. Если организатор допускает произвольное снижение стоимости на этапе публичного предложения, игнорируя установленный график снижения цен, это является прямым основанием для оспаривания заключённого договора и признания результатов недействительными. Установлено определением ВС РФ № 308-ЭС14-9028 от 16 года.
  8. Размер задатка не может составлять полную начальную стоимость, а должен определяться в проценте от назначенной цены (определение ВС РФ № 305-ЭС16-3457 от 2016 года).

Судебная практика постоянно пополняется новыми делами, поэтому перед тем как составлять иск, обязательно стоит изучить новые категории дел об оспаривании результатов аукционов по банкротству.

Ссылаться на них можно в тексте искового заявления.

Если права действительно были нарушены, стоит обратиться к юристу, чтобы грамотно обосновать свои требования и добиться положительного решения по делу.

И самое главное, не всегда аннулирование торгов одним участником означает его победу. Если они будут признаны недействительными, то в таком случае имущество может вернуться к должнику (в случае если были нарушения со стороны пристава при аресте, оценке или изъятии) или по объекту будут назначены повторные торги.

Источник: https://drygoi.ru/torgi/obzhalovaniya-rezultatov-torgov.html

Где и как обжаловать результаты электронного аукциона

Срок обжалования торгов. Как оспаривать результаты закупок госкомпаний Обжалование торгов в фас

Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.

Существует два способа обжалования:

  1. в контрольный орган в сфере закупок;
  2. в арбитражный суд.

Жалобы рассматривают:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
  2. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. уполномоченные органы местного самоуправления.

Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:

Контрольный орган Сфера контроля
ФАС России и её территориальные органыВсе закупки любых заказчиков
Орган исполнительной власти субъекта РФЗакупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона
Муниципальный контрольный органЗакупки для нужд муниципального образования

Сроки подачи жалобы

Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.

Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:

  • жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  • обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
  •  обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.

Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.

Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования.

В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15).

Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.

Порядок подачи жалобы в контрольный орган

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.

fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:

  • контракт уже заключен;
  • по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.

Требования к содержанию жалобы указаны в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В контрольный орган жалоба подаетсяв письменной форме.

В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.

Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.

Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.

Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:

  • Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
  • Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии. 

Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.

Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования действий заказчика

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).

Подать заявление можно:

  • на бумажном носителе
  • в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.

Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.

Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1547

Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Срок обжалования торгов. Как оспаривать результаты закупок госкомпаний Обжалование торгов в фас

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6.  Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Когда обжалуемые действия совершены после вскрытия конвертов, то перечень лиц, которые могут направить жалобу, сужается. Это может быть участник конкурса, запроса котировок, предложений или аукциона, который подал заявку на участие в закупке.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной документации установленным требованиям.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный  этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения –  3 дня после оглашения результативной части.

Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке. Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК).

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам.

Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции.

При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaloba-v-fas.html

Порядок обращения взыскания на заложенное имущество

Срок обжалования торгов. Как оспаривать результаты закупок госкомпаний Обжалование торгов в фас

Участник торгов, столкнувшийся с нарушением его прав, может подать в суд. Но прежде чем оформлять иск, вы можете обратиться с жалобой в ФАС РФ, которая рассматривает нарушение законодательства РФ отдельными участниками тендера, электронной площадкой проведения торгов, комиссией, составителями протоколов и др.

Рассмотрение и принятие решения займет 5 дней. Потерпевшим может выступать как заказчик, так и подрядчик. Многие электронные торговые площадки (ЭТП) оказывают услугу обжалования и ведут дело с клиентом до окончания вердикта.

Противоправный поступок или, наоборот, несоблюдение договоренностей в срок можно обжаловать параллельно: как в антимонопольном органе, так и в суде.

Федеральные заказы направляются непосредственно в центральный ФАС РФ. Туда же обращаются с нарушениями от торговых площадок. Жалобы, возникшие в муниципальных торгах, рассматриваются в региональном управлении ФАС России. Проблемы с торгами для обеспечения обороны и страны, так называемые оборонные заказы, решает Рособоронзаказ.

Обжалование результатов тендера по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Жалобу по результатам тендера № 44-ФЗ нужно успеть подать до процесса окончания подачи заявок. Рассматриваемые случаи – это несоответствия в документации, согласно 44-ФЗ, а также противоправные действия заказчика во время проведения торгов.

Вскрытие конвертов с заявками ранее установленного срока, несвоевременное оповещение о проведении тендеров или подачи заявок на торги, а также открытие информации о других участниках тендера также рассматриваются как случаи обращения в антимонопольную службу.

Подать жалобу нужно не позже 7–10 дней со времени разглашения результатов тендера. Жалобы на противоправные ошибки операторов ЭТП также рассматриваются в течение этого времени. Срок может быть увеличен до 30 дней, если выявлены проблемы, связанные с процессом аккредитации участника на ЭТП.

Что может стать причиной подачи жалобы в ФАС по 223-ФЗ:

  • не установленные в документации тендера требования от участников дополнительных документов и информации;
  • размещение заказчиком неправильных нормативных документов и поправок в них;
  • заказчик игнорирует положения из 44-ФЗ;
  • заказчик не оповещает ЕИС о закупке;
  • отсутствие у подрядчика данных за год о закупках, в том числе малого объема (ЗМО).

Если вышеуказанные причины вам не подходят, вы можете подать жалобу согласно закону № 135-ФЗ. С момента нарушения и до подачи должно пройти не более 7–10 дней. Основания следующие:

  • противоправные действия или их отсутствие со стороны заказчика, ЭТП, комиссии при проведении результатов и подписании контракта для закупок;
  • признание закупок несостоявшимися;
  • проведение тендера вне законодательства, когда требовалось обратное;
  • нарушения со стороны подрядчиков, оказывающих услуги по водоснабжению, снабжению электроэнергией, газораспределению, строительным работам, теплоснабжению либо осуществление иных процедур.

Важно знать: ФАС рассматривает в частном порядке жалобы в срок до 3 месяцев. Для этого закупка должна быть официально признана сорвавшейся.

Если сроки подачи в антимонопольный орган вышли, вы можете подать исковое заявление в суд.

Сроки рассмотрения жалоб по результатам тендера

Закон № 44-ФЗ допускает проведение обжалования результатов как во время размещения заказа, так и в период аккредитации участника на ЭТП.

Какие протоколы подлежат обжалованию:

  • оценки и соответствие заявок для участия в конкурсе;
  • запросы от участников для поставщиков;
  • проведение аукциона и его результаты;
  • проводимые котировки.

Если обжалование проводится в рамках конкурса или аукциона закрытого типа, срок рассмотрения заявки продлится не более 7–10 дней со дня создания протокола.

Некоторые нюансы при обжаловании в разное время тендера:

  1. Если правонарушение обнаружено в процессе рассмотрения заявок в тендере открытого формата, пожаловаться может только участник размещения заказа.
  2. Противоправное действие или его отсутствие найдено при рассмотрении заявок второго захода или уже при заключении контракта. Процесс рассмотрения и решения в ФАС может продлиться вплоть до заключения контракта. Если сроки вышли, жалобу рассмотрит только суд.
  3. Жалобы на ЭТП при совершении противоправных действий во время аккредитации участника могут быть поданы в течение 30 дней с момента совершения нарушения, согласно с п. 5 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

Процесс обжалования решения результатов тендера в ФАС очень нервный для заявителя, потому как от принятого решения будет зависеть доход компании.

Чтобы сохранить время и деньги, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам-посредникам. Наши юристы с 10-летним опытом работы возьмутся за решение любой жалобы по 223-ФЗ или 44-ФЗ.

Для этого нужно отправить заявку, предварительно заполнив форму, или позвонить по указанным контактам.

Бланк заявления для обращения в ФАС

Для подачи заявления необходимо заполнить бланк. Скачайте Образец жалобы на результаты торгов по 223-ФЗ.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/obzhalovanie/obzhalovanie-torgov-fas/

Обжалование торгов ФАС

Срок обжалования торгов. Как оспаривать результаты закупок госкомпаний Обжалование торгов в фас

Закупочная деятельность осуществляется в рамках Федерального закона 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), а при выявлении любых нарушений своих прав и интересов участники тендера имеют возможность подать заявление. Обжалование торгов в ФАС может осуществляться на любом этапе закупки.

Обжалование результатов торгов в ФАС – их виды

Закон № 44-ФЗ детально регламентирует все виды закупочных процедур, порядок действий всех участников тендера, сроки проведения отдельных этапов и требования к оформлению документации.

Принципы тендерной деятельности направлены на обеспечение прозрачности и открытости каждой процедуры, за исключением случаев проведения закрытых закупок.

Обеспечение указанных принципов происходит с учетом следующих нюансов:

  • право принимать участие имеет любой субъект предпринимательской деятельности, ограничение состава участников может осуществляться только по основаниям, предусмотренным в законе;
  • сведения о проведении конкурсных закупок подлежат размещению в открытом доступе;
  • итоги каждого этапа формируются в протокольном виде и размещаются в открытом доступе.

Контроль за соблюдением требований Закона № 44-ФЗ осуществляет территориальный орган ФАС, которые имеет право самостоятельно осуществлять проверки по любой закупке, либо проверять жалобы участников тендеров.

Юридическое лицо или предприниматель, которые принимают участие в государственных закупках, имеют право знакомиться с полным комплектом конкурсной документации, а также с любым процессуальным документом – техническим заданием, протоколами, решениями, контрактами и т.д. Все закупки, за исключением неконкурентных процедур, сопровождаются размещением детализированной информации на специальном электронном ресурсе – портале ЕИС.

В перечне типичных действий и процессуальных решений, которые могут выступать предметом жалобы, можно выделить:

  • конкурсная или аукционная документация, размещенная на ЕИС для общего доступа, которая содержит неправомерные требования к составу участников или необоснованные ограничения в описании закупаемой продукции;
  • неправомерные действия оператора электронной площадки (действие или бездействие), по вине которого участники тендера не имеют возможности своевременно подать или разместить документы в сети Интернет;
  • отказ в предоставлении информации по надлежащего запросу, в том числе о разъяснении конкурсной документации;
  • нарушение сроков оформления протоколов о рассмотрении заявок, о вскрытии первых и вторых частей, об отказе в допуске для участия в закупке, о подведении итогов конкурсной или аукционной процедур и т.д.;
  • нарушение требований к составу аукционной или конкурсной комиссии;
  • бездействие заказчика по рассмотрению законных обращений и требований участника;
  • нарушения при подведении итогов конкурса;
  • нарушения сроков при подписании государственных и муниципальных контрактов, а также при исполнении их условий.

Все действия и решения организатора закупки должны быть зафиксированы в документальной форме, и, прежде всего, в виде электронного документа, размещенного в сети Интернет. Это позволяет участникам своевременно получать нужную информацию и подавать жалобы в электронной форме.

При выявлении нарушения, которое препятствует участию, организация или предприниматель могут подать жалобу даже при отсутствии статуса участника торгов. В этом случае итогом рассмотрения жалобы в ФАС может стать отмена проведения закупки или вынесение предписания о допуске заявителя к аукциону или конкурсу.

Жалобы на любые действия организатора торгов подаются непосредственно в территориальный орган ФАС. Для этого доступны следующие варианты оспаривания:

  • в письменной форме в учреждение ФАС;
  • оформляется в виде электронного документа, который направляется по каналам электронной связи или через портал ЕИС.

Обжалование результатов торгов происходит после проведения закупки и подведения ее итогов. Определение победителя осуществляется путем оформления протокола, его должна составлять аукционная или конкурсная комиссия, созданная организаторов торгов.

По итогам могут составляться следующие виды протоколов заказчика:

  • о признании аукциона или конкурса несостоявшимися, в том числе для заключения контракта с единственным участником;
  • о рассмотрении и оценки котировочных заявок;
  • об оценке и рассмотрении заявок на участие в конкурсе;
  • о проведении аукциона.

Указанные протоколы о проведении конкурса и аукциона должны быть составлены и размещены представителем заказчика на электронной площадке и портале ЕИС. Срок для размещения составляет от одного до трех дней.

Предметом обжалования будет являться как срок размещения протокола в электронной форме, так и нарушения при определении победителя – предоставление необоснованных преференции одному из участников, неправильное применение критериев по конкурсам и т.д. Также распространенным случаем подачи претензии выступают включение в конкурсную документацию необоснованных требований к заявкам и участникам, что позволяет выбрать «нужного» победителя при подведении итогов торгов.

При выявлении любого нарушения участник закупки должен своевременно составить и подать жалобу в адрес указанного органа. Любые действия по обжалованию действий и решений заказчика целесообразно осуществлять при поддержке опытного юриста, это позволит соблюсти процессуальные сроки и требования нормативных правовых актов.

Сроки обжалования результатов торгов в ФАС

Любые жалобы в антимонопольную службу должны подаваться в пределах сроков, регламентированных Законом № 44-ФЗ. Срок обжалования результатов торгов в ФАС напрямую связан с видом итогового протокола, а также способом его размещения на электронной площадке.

Далеко не всегда нарушителем будет выступать представитель заказчика, множество оснований для подачи жалобы возникает по причине ненадлежащих действий оператора электронной площадки.

Как правильно подать жалобу в ФАС на действие или бездействие заказчика или оператора электронной площадки? Порядок действий участника конкурсной или аукционной процедуры при обжаловании регламентирован в ст. 105 Закона № 44-ФЗ. Помимо прочего, в данной статье установлен срок, в течение которого могут быть поданы жалобы на торгах – не позднее 10 дней с даты размещения в сети Интернет оспариваемого протокола.

Жалобу на оператора площадки можно подать в пределах 30 дней с момента совершения действий или наступления момента, когда выявлено бездействие. Сроки на обжалование начинают исчисляться со дня, когда протокол был фактически размещен на официальном портале государственных закупок, либо со дня, когда такой документ должен быть размещен.

Если срок для подачи жалоб на действия и решения заказчика, предусмотренный ст. 105 Закона № 44-ФЗ истек, то заявление можно подать не в ФАС, а в арбитражный суд. При этом к участию в судебном процессе также могут привлекаться представители антимонопольного органа.

Для рассмотрения жалобы предусмотрен срок – не более пяти дней. За это время антимонопольный орган должен вынести решения по существу:

  • оставить ее без удовлетворения;
  • удовлетворить жалобу и отменить результаты торгов;
  • обязать заказчика подписать государственный или муниципальный контракт с надлежащим победителем торгов;
  • привлечь заказчика к ответственности в виде штрафа на должностных лиц или членов конкурсной и аукционной комиссии.

По итогам рассмотрения заявитель получит уведомление в письменной или электронной форме.

Если у вас возникли вопросы по составлению жалобы на результаты торгов в ФАС, или вам нужно быстро и профессионально составить все нужные документы, советуем обратиться за помощью к нашим юристам в Санкт-Петербурге.

Мы обеспечим полное юридическое сопровождение участника закупки и поможем подать жалобы в ФАС с соблюдением процессуальных сроков.

Позвоните по телефонам, указанным на сайте, и проконсультируйтесь по любым интересующим вопросам в сфере обжалования итогов конкурса или аукциона.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец жалобы на проведение торгов в ФАС (.docx)

Источник: https://law21century.com/articles/obzhalovanie/obzhalovanie-torgov-fas/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: