Увольнение с военной службы. Пятна на мундире Судебная практика по

Содержание
  1. Восстановление на военной службе
  2. Восстановление после незаконного увольнения
  3. После увольнения по ОШМ
  4. Восстановление в связи с НУК
  5. После увольнения по состоянию здоровья
  6. Процедура восстановления
  7. Куда обращаться?
  8. Какие нужны документы?
  9. Восстановление офицера запаса
  10. Могут ли не восстановить?
  11. Порядок увольнения военнослужащего с военной службы
  12. Законодательная основа увольнения военнослужащего
  13. Уважительные причины для увольнения
  14. Порядок действий для контрактников
  15. Как срочнику уволиться досрочно
  16. Составление рапорта
  17. В случае окончания контракта
  18. Рапорт на получение выплат
  19. Дело № 205-КГ14-62 от 20.01.2015 – Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация
  20. установила:
  21. определила:
  22. Анализ судебной практики по делам о досрочном увольнении с военной службы за грубый дисциплинарный проступок
  23. Законодательство
  24. Судебная практика
  25. Является ли данный случай грубым дисциплинарным нарушением?
  26. Какие обстоятельства должен учитывать суд при вынесении решения?
  27. Уход военнослужащего из армии в связи с утратой доверия. Ключевые вопросы увольнения
  28. Возможен ли уход с военной службы офицера по данной статье?
  29. Регламент
  30. Как увольняют?
  31. Служебное расследование
  32. Доклад о результатах проверки
  33. Приказ
  34. Сроки

Восстановление на военной службе

Увольнение с военной службы. Пятна на мундире Судебная практика по

Один из самых непростых вопросов в области правовых отношений – увольнение военного. Правовое положение гражданина уже не будет регулироваться военным законодательством.

На данный момент судебная практика по жалобам, связанных с нарушением законодательства неуклонно растет. Если военного необоснованно уволили, он имеет право потребовать возмещение убытка в полном размере.

Военных восстанавливают в должности и они получают определенные довольства, которых были лишены в период увольнения.

Солдата восстанавливают на службу по решению суда, при этом приказ об увольнении служащего отменяется. Данный период включает общую длительность военной службы и срок, определенного присвоения звания.

Военные суды не рассматривают гражданские дела, а так же иски по жалобам солдат, не имеющих статуса военного.

Восстановление после незаконного увольнения

Как происходит процесс?

  • Для начала необходимо выяснить основную причину увольнения. В случае если солдата необоснованно уволили, то процедура возвращения будет начинаться с признания незаконным данное увольнение.
  • Если существуют реальные веские основания, то военный должен защищать права и бороться с необоснованными причинами, которые случат основанием для увольнения.
  • Необходимо добиться не просто восстановления статуса военного, но и вернуть полное обеспечение с компенсациями и льготами.
  • Приказ, который был издан, после вынесения решения суда потеряет свою силу, что позволит восстановиться военного как можно быстрее.
  • На защиту прав гражданина всегда приходят свидетели. Товарищи по службе играют одну из ключевых ролей. В рассмотрении будет учитывать все: взаимодействие с составом, командованием, характер солдата, иные обстоятельства, которые были до увольнения, причины увольнения с занимаемой должности.

После увольнения по ОШМ

Постановление на воинской службе действует несколько лет. Большинство военных увольняют на основании данного постановления. Это означает, что срок контракта не истек и интерпретируется на базе организационно-штатных мероприятий.

В каких случаях можно восстановиться по ОШМ:

  • Понижение звания;
  • Истекло время пребывания в распоряжении командования;
  • Занятая должность попала под сокращение, назначение на аналогичную невозможно.

При увольнении из части вследствие ОШМ у солдата есть определенные гарантии и права. Если их не предоставили, то можно обратиться в суд.

Если удастся доказать неправомерность, то решение суда обязывает выделить компенсацию солдату, за то время, когда он был сокращен.

Восстановление в связи с НУК

Существует неправильное понятие, что для увольнения в связи с нарушениями обязанностей заключенного контракта нужно иметь определенное количество нарушений. Однако некоторые не понимают, что каждое нарушение может быть причиной увольнение по НУК.

Увольнение по НУК (нарушение условий контракта) – часть дисциплинарного взыскания. Командир может применять его как захочет. Если сокращение произошло по НУК, то восстановиться на службу будет очень проблематично, так как судебные инстанции не в силах помочь, однако небольшая толика надежды все равно на них.

Увольнение по НУК трактуется по-разному: это и серьезные проступки, и небольшие нарушения. Однако любой неправильный поступок будет пятном в деле военного.

После увольнения по состоянию здоровья

У военных возникает вопрос: «Как восстановится после увольнения по состоянию здоровья?». В случае если гражданин прошел курс, полностью здоров и трудоспособен он может вернуться на службу. Для этого ему нужно прийти в военный госпиталь по месту учета и заново пройти медицинскую комиссию. Не стоит привлекать иные медицинские учреждения.

Процедура восстановления

Если состояние здоровья улучшилось до нормы и солдат хочет снова пойти на службу ему необходимо пройти комиссию. Если врачи снимут ограничения, то гражданин может вновь заключить контракт.

В случае если офицер уволен незаконно, то сначала нужно обратиться в суд.

Куда обращаться?

Солдату необходимо подать иск о восстановлении на службу и доказать неправомерное увольнение из воинской части. Судебными инстанциями будут установлены нарушения и вынесено решение о восстановлении на службу.

Стоит быть готовым к тому, что суд рассматривает дела достаточно долго. Если гражданин выиграет дело, то ему так же будет выплачена компенсация морального вреда и покрыт материальный ущерб.

Процедура восстановления проводится при личном обращении гражданина. Необходимо предоставить решение комиссариата. Если есть все основания для восстановления, то гражданин снова получит статус военного. Все льготы и компенсации так же будут принадлежать служащему.

Какие нужны документы?

Нормативные акты регулируют действия военного по восстановлению на службу. В первую очередь нужно прийти в военкомат, где солдат числится. С собой нужно взять все документы, которые относятся к службе. Так же стоит взять с собой дипломы, свидетельство о переподготовке.

По образцу нужно составить заявление, указать свои данные, пожеланий к службе. Если есть свободные должности необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать спортивные нормативы. Если солдат соответствует все предъявляемым требованиям, то новый контракт заключает.

Однако стоит быть готовым к длительному ожиданию, так как период принятия окончательного решения будет зависеть от:

  • Наличия вакантного места;
  • Сроков получения документации об отсутствии судимости;
  • Скорости прохождения врачей на медицинской комиссии.

Восстановление офицера запаса

Офицеры запаса могут по разным причинам восстановиться на службе. Восстановление будет зависеть от причин выхода, состояния здоровья, возраста, должности, срока, который прошел после увольнения, наличия свободной должности.

Восстановление невозможно если предельный возраст уже наступил. В каких случаях на восстановление можно рассчитывать?

  • ОШМ;
  • Семейные обстоятельства;
  • Состояние здоровья;

В юридическом аспекте восстановление на службе не производится, солдат должен заключить новый контракт.

Могут ли не восстановить?

Если судебная инстанция приняла решение не в пользу гражданина, то можно передать дело в Верховный суд.

Стоит помнить требования к контрактникам:

  • Отсутствие судимости на настоящий момент.
  • Допустимый возраст.
  • Отсутствие болезней, которые есть расписание заболеваний, запрещающих прохождение службы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/vosstanovlenie-na-voennoi-slujbe-5ca0cb793dd2f700b3b0a829

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Увольнение с военной службы. Пятна на мундире Судебная практика по

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы — это последовательность действий, установленная в законодательстве, итогом которой является освобождение гражданина от несения воинской службы. Опишем основные этапы этой процедуры и правила оформления рапорта.

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе.

И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.

), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 “О воинской обязанности в военной службе”, принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами.

Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами.

Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения.

Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении.

Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

В случае окончания контракта

Вопросы выплат регулирует ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих…”. Кроме того, в соответствии с Приказом Минобороны № 2700, при досрочном расторжении соглашения по собственному желанию заявителя положены следующие выплаты:

  • единовременное пособие, размер которого зависит от срока исполнения соответствующих обязанностей;
  • премия, до 25% от оклада;
  • материальная помощь (в размере до одного оклада).

Окончательная сумма зависит от срока и звания на момент прекращения взаимоотношений.

Если при выполнении воинских обязанностей военнослужащий получил военную травму, ему полагаются выплаты:

  • контрактнику — 2 000 000 рублей;
  • срочнику или призванному на военные сборы — 1 000 000 рублей.

Для получения выплат также нужно составить рапорт.

Рапорт на получение выплат

Источник: https://ppt.ru/forms/voennie/uvolnenie-po-jelaniyu

Дело № 205-КГ14-62 от 20.01.2015 – Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация

Увольнение с военной службы. Пятна на мундире Судебная практика по

г. Москва20 января 2015 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоВоронова А.В.,
судейЗамашнюка А.Н., Сокерина С.Г.
при секретареНосенко Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по кассационной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю (далее – Пограничное управление) и начальника Службы в г. Сочи Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю (далее – Служба) Статовой К.В.

на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля 2014 г.

по заявлению прапорщика запаса Дяковского Александра Григорьевича об оспаривании действий начальника Пограничного управления и начальника Службы, связанных с досрочным увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В., выслушав выступление представителя начальника Пограничного управления и начальника Службы Статовой К.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, объяснения заявителя Дяковского А.Г.

, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Главной военной прокуратуры Соколова СБ.

, полагавшего судебное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Дяковский А.Г. обратился в Сочинский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором оспорил приказы начальника Пограничного управления от 7 октября 2013 г. № 247-лс о досрочном увольнении его с военной службы по собственному желанию и начальника Службы от 23 октября 2013 г.

№ 173-лс об исключении из списков личного состава Службы.

В обоснование заявления Дяковский А.Г. сослался на то, что он был вынужден обратиться с рапортом об увольнении с военной службы по собственному желанию, а также подтвердить его в ходе личной беседы и на заседании аттестационной комиссии под давлением со стороны отдельных должностных лиц, хотя увольняться не желал.

Решением Сочинского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля 2014 г.

решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявления Дяковского А.Г.

Суд апелляционной инстанции признал незаконными и недействующими с момента издания оспариваемые заявителем приказы и обязал начальника Пограничного управления и начальника Службы их отменить, восстановить Дяковского А.Г.

на военной службе и в списках личного состава в прежней (а с его согласия в равной или не ниже) должности, обеспечить его всеми видами довольствия, недополученными в результате необоснованного увольнения, включить этот период в общую продолжительность его военной службы.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 8 августа 2014 г. начальнику Пограничного управления и начальнику Службы отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, представитель начальника Пограничного управления и начальника Службы Статова К.В.

выражает несогласие с апелляционным определением, просит его отменить в связи с нарушениями норм материального права и оставить в силе решение гарнизонного военного суда. Утверждает, что Дяковский А.Г.

уволен с военной службы правомерно, поэтому оснований для его восстановления на военной службе не имелось.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В. от 23 декабря 2014 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрев материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Признав незаконным досрочное увольнение заявителя Дяковского А.Г.

с военной службы по собственному желанию, суд апелляционной инстанции посчитал, что заключение аттестационной комиссии Службы о наличии у Дяковского А.Г.

уважительных причин для увольнения основано на неподтвержденных данных, а поэтому не могло учитываться судом первой инстанции при оценке законности увольнения заявителя с военной службы.

Однако с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.

В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Аналогичное положение содержится в п. 13 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение).

Судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу указанных норм, а также подп. «е» п. 2 ст. 26 и подп. «ж» п. 3 ст.

27 Положения дача заключения о наличии у военнослужащего уважительных причин, которые могут служить основанием для его досрочного увольнения с военной службы по собственному желанию, относится к компетенции аттестационной комиссии, а окончательное решение об увольнении данного военнослужащего принимается командиром (начальником), которому предоставлено такое право.

При этом для увольнения военнослужащего по собственному желанию необходимо, чтобы это желание было выражено ясно и недвусмысленно с приведением уважительных причин увольнения, а аттестационная комиссия, рассматривая направленные ей материалы, должна убедиться в уважительности причин для увольнения у военнослужащего, что и имело место по делу.

Из материалов дела следует, что 16 сентября 2013 г. Дяковский А.Г., проходивший военную службу по контракту в пограничных органах ФСБ России с 17 ноября 2011 г., обратился по команде с рапортом, в котором просил об увольнении с военной службы по собственному желанию в связи с намерением работать в другом ведомстве – МВД России.

25 сентября 2013 г. начальником Службы, его заместителем и юрисконсультом Службы с заявителем проведена беседа в связи с поданным им рапортом об увольнении, в ходе которой тот подтвердил свое желание быть уволенным с военной службы по собственному желанию в связи с наличием у него уважительных причин.

В тот же день с участием Дяковского А.Г. состоялось заседание аттестационной комиссии Службы, где были заслушаны его объяснения по поводу рапорта об увольнении с военной службы и мотивов, послуживших основанием для его решения об увольнении.

Дяковский А.Г., подтвердив неоднократно выраженную им просьбу об увольнении с военной службы, в обоснование уважительности причин для увольнения сослался на имеющуюся у него возможность трудоустройства на офицерской должности в органах внутренних дел по месту прежнего жительства в г. Майкопе, а также на невозможность исполнять обязанности военной службы ввиду высокой служебной нагрузки.

Признав причины для увольнения Дяковского А.Г. уважительными, аттестационная комиссия в соответствии со своей компетенцией приняла решение ходатайствовать об увольнении заявителя с военной службы по основанию, предусмотренному п.

6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по собственному желанию, оформив принятое решение протоколом, который вместе с другими документами был представлен начальнику Пограничного управления.

Приказом начальника Пограничного управления от 7 октября 2013 г.

№ 247-лс заявитель уволен с военной службы в запас по собственному желанию, а приказом начальника Службы от 23 октября 2013 г. № 173-лс исключен из списков личного состава.

Данные обстоятельства подтверждены рапортом Дяковского А.Г. об увольнении с военной службы от 16 сентября 2013 г., листом беседы с Дяковским А.Г. от 25 сентября 2013 г., выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии Службы от 25 сентября 2013 г., показаниями членов аттестационной комиссии Захарова Ю.В. и Лукьяненко П.А., допрошенных в судебном заседании, другими доказательствами.

Все эти доказательства подробно изложены в решении суда первой инстанции, они согласуются между собой, не вызывают сомнений в достоверности, допустимости и достаточности для разрешения дела, в связи с чем были правильно взяты судом за основу при вынесении решения.

Сам Дяковский А.Г. в судебном заседании не отрицал того, что 16 сентября 2013 г.

он подал рапорт об увольнении с военной службы по собственному желанию в связи с намерением продолжить работу в органах внутренних дел, и что 25 сентября 2013 г.

по этому поводу с ним состоялась беседа и проведено заседание аттестационной комиссии, где он подтвердил просьбу об увольнении с военной службы по собственному желанию.

Утверждения Дяковского А.Г. о вынужденном характере его увольнения с военной службы проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.

Из пояснений в судебном заседании председателя аттестационной комиссии Снегирева В.Н., членов комиссии Захарова Ю.В. и Лукьяненко П.А. следует, что на заседании аттестационной комиссии Дяковский А.Г. подтвердил ранее изложенную им в рапорте просьбу о досрочном увольнении с военной службы по собственному желанию.

Свою просьбу об увольнении Дяковский А.Г. высказал самостоятельно, какого-либо давления на него никто не оказывал. С учетом этого аттестационная комиссия решила поддержать данную просьбу Дяковского А.Г.

, признав приведенные им на заседании комиссии обстоятельства уважительными причинами для досрочного увольнения с военной службы.

Из материалов дела, таким образом, следует, что в рапорте, личной беседе и на заседании аттестационной комиссии Дяковский А.Г.

добровольно выразил свое волеизъявление о досрочном увольнении с военной службы по уважительным причинам, наличие которых установлено полномочным органом на основе коллегиальности с учетом всех имеющих значение обстоятельств и с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры.

При таких данных начальник Пограничного управления по результатам рассмотрения заключения аттестационной комиссии был вправе принять решение об увольнении заявителя с военной службы по названному основанию, которое реализовано с соблюдением установленного порядка, в том числе относительно обязанности обеспечения Дяковского А.Г. всеми положенными видами довольствия на день исключения из списков личного состава, что им не оспаривается.

При этом на протяжении всей процедуры увольнения с военной службы вплоть до издания обжалуемых приказов и более месяца после увольнения Дяковский А.Г. не заявлял об изменении своей позиции относительно досрочного увольнения с военной службы по собственному желанию, обжаловав приказы о своем увольнении с военной службы в военный суд лишь 14 января 2014 г.

Таким образом, признавав законными приказ начальника Пограничного управления от 7 октября 2013 г. № 247-лс об увольнении Дяковского А.Г. с военной службы и приказ начальника Службы от 23 октября 2013 г.

№ 173-лс об исключении заявителя из списков личного состава Службы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель правомерно уволен с военной службы досрочно по собственному желанию.

Вывод суда апелляционной инстанции об обратном не основан на законе.

С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление окружного военного суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ это является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля 2014 г.

и оставления в силе решения Сочинского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2014 г. по заявлению Дяковского А.Г. Руководствуясь ст.

386, 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 апреля 2014 г. по заявлению Дяковского А Г отменить.

Оставить в силе решение Сочинского гарнизонного военного суда от 5 февраля 2014 г. по заявлению Дяковского А.Г.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/205-%D0%BA%D0%B314-62/

Анализ судебной практики по делам о досрочном увольнении с военной службы за грубый дисциплинарный проступок

Увольнение с военной службы. Пятна на мундире Судебная практика по

Досрочное увольнение с военной службы за совершение грубого дисциплинарного поступка – важный вопрос.

Однако выявление дисциплинарных проступков и пресечение их в дальнейшем не должно оставаться без внимания со стороны контролирующих органов какой бы сложной не была процедура обнаружения, доказательства и увольнения.

Автор на основе анализа судебной практики Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда РФ, Дальневосточного окружного военного суда и Хабаровского гарнизонного военного суда разъясняет основные положения о досрочном увольнении с военной службы за совершение грубого дисциплинарного проступка.

Военнослужащий по контракту — это профессиональный защитник Родины. Требования к нему отличаются от требований к обычному, гражданскому специалисту.

Военнослужащий должен быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов; выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество; беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы; быть бдительным, строго хранить государственную тайну; поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан; соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Однако человек, принимающий статус «военнослужащего по контракту» помимо обязательств по профессии берет на себя почетный статус защитника Родины.

Досрочное увольнение с военной службы – процесс, возможно, редкий, но необходимый в Вооруженных силах (далее – ВС). Лицо, издающее приказ о досрочном увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части берет на себя большую ответственность – лишает часть боевой единицы.

Именно поэтому при вынесении решения он должен детально изучить характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

Законодательство

Военные суды и военнослужащий в служебной деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В своей деятельности военные суды, при рассмотрении дел руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ.

Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях.

В соответствии со ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных сил военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Одним из примеров дисциплинарного проступка можно считать недисциплинированность военнослужащего, проявленную в прибытии с отпуска в расположение части с опозданием. Такой поступок не влечет за собой уголовную или административную ответственность, однако противоречит требованиям, предъявляемым дисциплинарным уставом ВС к военнослужащим.

Судебная практика

В обзоре судебной практики Судебной коллегии по делам военнослужащих (№208-КГ15-5) рассмотрено аналогичное дело и сформулирована позиция Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу: Допустимо досрочное увольнение с военной службы за совершение грубого дисциплинарного поступка.

В обзоре Судебной коллегии по делам военнослужащих содержится информация о деле, произошедшим в Хабаровском гарнизоне.

Согласно материалам Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе командира войсковой части на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 г.

и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 16 сентября 2014 г. по заявлению старшего сержанта Джабраилова А. С. об оспаривании действий командира войсковой части, связанных с привлечением заявителя к дисциплинарной ответственности, досрочным увольнением с военной службы.

Из материалов дела следует, что сержант Джабраилов А.С. несвоевременно, с опозданием на одни сутки, прибыл из первой части ежегодного основного отпуска за 2014 год, в связи, с чем приказом от 14 марта 2014 г.

ему объявлено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, после чего приказом от 25 марта 2014 г.

он был уволен в запас по названному основанию.

При применении к сержанту Джабраилову А.С. дисциплинарного взыскания командир воинской части учел характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность заявителя, отсутствие обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность, как это предусмотрено законом.

Сержант Джабраилов А.С. был осведомлен о том, что право на проезд в отпуск предоставляется только один раз (согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям с предоставлением в этом случае времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз).

Кроме того, из письменных объяснений заявителя, данных им в ходе служебного разбирательства, усматривается, что несвоевременное прибытие из отпуска он объяснил забывчивостью.

При таких данных вывод судов первой и апелляционной инстанций о явном несоответствии примененного к сержанту Джабраилову А.С. взыскания тяжести совершенного им проступка основан на неправильном толковании закона.

Таким образом, приказы командира воинской части в части объявления заявителю дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, досрочного увольнения с военной службы по указанному основанию и исключения в связи с этим из списков личного состава воинской части являются законными.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 г.

и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 16 сентября 2014 г. по заявлению сержанта Джабраилова А.С.

отменила в части удовлетворенных требований и приняла по делу новое решение, которым отказала сержанту Джабраилову А.С. в удовлетворении заявления в указанной части.

Является ли данный случай грубым дисциплинарным нарушением?

Является, поскольку был сознательным нарушением сержантом Джабраиловым А.С. условий контракта. Он знал об отсутствии необходимо количества времени на прибытие в воинскую часть после отпуска.

Какие обстоятельства должен учитывать суд при вынесении решения?

Характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность заявителя, отсутствие обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность.

Источник: https://novainfo.ru/article/4686

Уход военнослужащего из армии в связи с утратой доверия. Ключевые вопросы увольнения

Увольнение с военной службы. Пятна на мундире Судебная практика по

Противодействие коррупции – одно из основных направлений внутренней политики государства, потому что коррупция мешает качеству и эффективности государственного управления и нормальному функционированию системы органов. Поэтому антикоррупционные положения распространяются не только на гражданских служащих, но и на должностных лиц правоохранительных и военных органов, осуществляющих публичные функции.

Возможен ли уход с военной службы офицера по данной статье?

В 2011 году в ФЗ № 53, регулирующий вопросы воинской службы, быштла внесена поправка, касающаяся вопроса увольнения из числа военнослужащих. В ст. 51 закона появилось детальное и конкретизированное основание «в связи с утратой доверия».

Утрата доверия – основание для увольнения для государственных и военных служащих, связанное с совершением этими должностными лицами коррупционных правонарушений (государство, в том числе в лице народа, утратило к лицу с публичными полномочиями свое доверие).

Военнослужащий может быть уволен по данному основанию, если:

  • не принял мер по предотвращению (урегулированию) ситуации, в которой его личная заинтересованность могла повлиять или повлияла на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение обязанностей (конфликт интересов);
  • не предоставил сведения об имущественных правах, имуществе, расходах и доходах (личных, а также супруги и несовершеннолетних детей);
  • предоставил ложные или неполные сведения об имущественных правах, имуществе, расходах и доходах (личных, а также супруги и несовершеннолетних детей);
  • осуществлял полномочия в органе управления организации, созданной с коммерческими целями, на платной основе;
  • занимался предпринимательством;
  • входил в состав наблюдательных или попечительских советов, а также органов управления зарубежных некоммерческих неправительственных организаций – ННО;
  • нарушил запрет получать банковские услуги в иностранных банках, которые находятся за границей, или обладать и использовать иностранные финансовые инструменты;
  • его супруга или несовершеннолетние дети нарушили запрет получать банковские услуги в иностранных банках, которые находятся за границей, или обладать и использовать иностранные финансовые инструменты.

Лицо, которое является командиром (начальником), может быть уволено по рассматриваемому основанию и тогда, когда оно не приняло мер к своему подчиненному, у которого возник конфликт интересов, при условии что ему (командиру) было об этом известно.

Не всегда совершение коррупционного правонарушения со стороны служащего является основанием для применения самой строгой дисциплинарной санкции, такой как увольнение (о причинах увольнения читайте тут).

Если совершенное противоправное деяние было признано малозначительным, то военный может отделаться выговором (ч. 3.1 ст. 51.1 ФЗ № 53).

Регламент

Вопрос увольнения военнослужащего в связи с утратой доверия детально урегулирован действующим законодательством, а именно:

Как увольняют?

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ № 53, увольнение военных в связи с совершением ими коррупционных правонарушений происходит в общем порядке, за исключением некоторых особенностей, установленных данной статьей. Эти нормативные изъятия связаны с необходимостью:

  1. Провести «расследование», которое бы установило, было ли деяние. Если было, нужно установить, что имеются все необходимые элементы правонарушения (характер, тяжесть и обстоятельства деяния), дать характеристику исполнения должностным лицом обязанностей и субъективные моменты поведения в рамках совершения нарушения антикоррупционного законодательства.
  2. Дать возможность «обвиняемому» лицу оправдать свое поведение.

В связи с этим, процедура увольнения в связи с утратой доверия происходит следующим образом:

  1. Проверка.
  2. Доклад о результатах проверки.
  3. Принятие решения об увольнении на основании доклада подразделения.

Служебное расследование

Ст. 51.1 ФЗ № 53 устанавливает обязательное требование о проведении проверки (регулируется Положением, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065) подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Основанием для проведения служебного расследования является достаточная информация в письменном виде о совершении правонарушения от:

  • правоохранительных органов;
  • органов государственной власти и муниципальных властей;
  • органов политических партий и иных общественных объединений;
  • Общественной палаты РФ;
  • общероссийскими СМИ.

Известия из анонимного источника не могут служить основанием проверки.

проверки:

  1. личная беседа с военнослужащим, в отношении которого проводится проверка;
  2. изучение сведений, касающихся выясняемого факта правонарушения;
  3. получение от военного пояснений по материалам проверки;
  4. направление запросов в правоохранительные органы, ОГВ, ОМСУ и иные организации;
  5. наведение справок у физических лиц;
  6. анализ сведений, полученных в рамках проверки.

Военнослужащий, который подозревается в совершении коррупционного правонарушения, может активно участвовать в проверке и предоставлять информацию в свою защиту (давать пояснения, предоставлять письменные материалы, ходатайствовать о беседе). Срок проверки – до 60 дней, но может быть продлен до 90.

Доклад о результатах проверки

Подразделение, проводящее проверку, предварительно может отправить свой доклад в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению (Положение, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821), которая на основании доклада дает свое рекомендательное заключение.

Заседания комиссии проводятся на основании демократических принципов, поэтому военнослужащий, в отношении которого проводится проверка, вправе знать о месте и времени проведения заседания, чтобы прийти и высказать свою позицию по предъявленному правонарушению.

При установлении факта совершения коррупционного правонарушения увольнение производится без рапорта военнослужащего.

Приказ

Основанием для увольнения лица по утрате доверия являются:

  • доклад о проверке;
  • рекомендательное заключение комиссии.

На основании этих двух документов издается указ или приказ об увольнении с военной службы:

  • Президентом РФ для высших офицеров;
  • руководителем органа для полковников, капитанов первого ранга;
  • непосредственным руководителем для иных военнослужащих.

Днем окончания службы считает день исключения лица из списков личного состава воинской части.

Если есть несколько оснований для увольнения наряду с «утратой доверия», военнослужащий увольняется по последнему и не имеет права выбора.

Сроки

Особенностью увольнения в связи с утратой доверия также является ограниченный срок для применения этого дисциплинарного взыскания. Мера «наказания» может быть применена:

  1. не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершенном правонарушении;
  2. не позднее 3 лет со дня совершения противоправного деяния.

Мы рассмотрели ключевые вопросы увольнения военнослужащего в связи с утратой доверия. Подведем итог:

  • оно применяется в случаях совершения коррупционных правонарушений, прямо указанных в законе;
  • применению предшествует специальная процедура проверки, результатом которой являются доклад, и заседание комиссии, которая дает рекомендательное заключение;
  • заключение и доклад являются основанием для указа или приказа об увольнении;
  • взыскание может быть применено в ограниченные законом сроки.

Источник: https://otrude.com/uvolnenie/s-voennoj-sluzhby/prichiny-uvolneniya/po-utrate-doveriya/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: