В школе средневековья

Школы раннего Средневековья

В школе средневековья

Огромное влияние на развитие образования в Средневековье оказала Католическая Церковь. При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы.

Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их.

читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету.

Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные. или соборные школы. которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование.

его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика , арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца.

Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте.

На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры.

Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы. а купцы — гильдейские школы.

В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата – точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в.

В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания.

Первым – и едва ли не главным – фактором являлась христианская традиция. Второй фактор – влияние античной традиции.

И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан.

Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь.

Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами, – писал один из христианских авторов V в.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества.

Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии – доблесть, главным достоинством духовенства – благочестие и пр. Таким образом общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, формировать которые должна была система образования.

Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

Европейское средневековье позаимствовало систему школьного обра­зования у античности, но обогатило ее, приспособило к новым условиям.

В средние века открывались и цер­ковные, и светские школы. В них учились дети феодалов, горо­жан, духовенства, зажиточных крестьян. В школах преподавали семь свободных искусств: грамма­тику , риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астроно­мию и музыку. Вплоть до конца средневековья преподавание осуществлялось латынью и лишь с XIV в. народными языками.

В школе и дети, и взрослые учились в одном классе. К детям в школе относились со всей строгостью: им запрещали громко разговаривать, петь, играть, за любой прос­тупок наказывали. Школьники сами добы­вали себе кусок хлеба.

Они подрабатывали, но чаще просили милостыню. Ночью они пели под окнами горожан религиозные пес­ни.

Точнее, не пели, а орали во все горло, чтобы вмиг поднять с кровати добропоря­дочного бюргера и вынудить его поспешно откупиться от жуткой мело­дии брошенным через окно куском колбасы или сыра.

Читать в школе учились по Библии, работам Св. Августина, Кодек­су Юстиниана. Проверкой знаний служили диспуты ученика с учени­ком, ученика с учителем.

В XIII в. школы в наиболее крупных городах превратились в высшие учебные заведения университеты. Пер­вый европейский университет возник в итальянском городке Болонье .

Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, во французском городе Париже центром богословия. В 1500 г. в Европе уже насчитывалось около 70 таких очагов знаний и культуры. В XIV-XV вв.

в странах Европы, особенно в Англии, появились также коллегии.

Преподавание в средневековых университетах осуществлялось так. Про­фессор читал по-латыни рукописный фолиант, объясняя слож­ные места в тексте. Ученики мирно дремали.

Проку от такого преподавания было мало, но до изобретения в середине XV в. книгопечатания по-иному организовать преподавание не могли, поскольку рукописных книг было маловато и стоили они очень дорого.

Печатные книги стали доступным ис­точником знаний и осуществили настоящий переворот в системе обучения. 

Древнейшие университеты Европы

До XII в. книги хранились преимущественно в небольших монастыр­ских библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что их иногда приковывали цепью. Позже ими обзавелись и университеты, королевс­кие дворы, крупные феодалы, даже зажиточные горожане. В XV в. в больших городах появились публичные библиотеки.

Коллегии – закрытые средние или высшие учебные заведения.

Университет – высшее учебное заведение, готовящее специалис­тов во многих областях знаний и занимающихся научной работой.

Средневековые школы

С ростом городов и развитием торговли увеличилась потребность в грамотных людях. Купцам, чтобы вести торговлю и подсчитывать доходы и расходы, нужно было уметь считать и писать. Капитанам торговых судов, чтобы вычислять курс корабля, нужны были знания по астрономии и математике.

Церковные и монастырские школы не выпускали достаточного количества грамотных людей, и в XII веке в городах Европы появляются светские школы. Их число быстро росло. Они открывались на средства богатых горожан, цехов и городских властей.

Там будущие купцы и ремесленники овладевали счетом, знаниями по географии и истории. Обучались здесь не только мальчики, но и девочки. Как и прежде, в школах преподавались грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка.

Учителя применяли телесные наказания, розгами добиваясь от учеников усердия.

Источники: www.rokim.org.ua, www.profile-edu.ru, 900igr.net, iessay.ru, worldofschool.ru

Портативная инверторная миниэлектростанция Honda EU30iS – это непрерывное электричество, которое будет всегда с тобой. Миниэлектростанцию можно использовать как для …

Трагическая судьба Мэрилин Монро

Что-то не припоминается, чтобы кто-то не помнил знаменитую американскую блондинку . Она до сих пор популярна и до сих …

Отопление дачи или загородного дома

Очень часто мы при покупке загородного участка не задумываемся, как впоследствии будем отапливать вновь построенный дом, и очень напрасно. …

Великое Пермское вымирание

Одно из самых катастрофических вымираний в истории Земли, произошедшее в пермском периоде, по геологическим меркам продолжалось буквально одно мгновение. Как подсчитали …

Стереотипы о чехах и Чехии в целом

Стереотипы о жизни в Чехии имеют место быть точно так же, как о Корее и корейцах или о России …

Луноход-2

Луноход-2 виден как небольшое темное пятно. Вниз от пятна идут оставленные аппаратом следы. Изображение University of Western Ontario Ученые обнаружили на снимках …

Машина на воздушной подушке

Небо манило наших далеких предков так же сильно, как и некоторых из нас теперь. Но миф об Икаре довольно …

Источник: http://objective-news.ru/stranicy-proshlogo/shkoly-rannego-srednevekovja.html

Школы и университеты в Средние века

В школе средневековья

Школы и университеты в средние века

Курсовая работа

2008

Введение

На сегодняшний день система образования находится на высоком уровне. В наше время оно является обязательным и общедоступным. К тому же, высшее образование не перестает развиваться и, сегодня, дипломы различных ВУЗов котируются во многих странах.

Для современного человека очень важно приобретение знаний, т.к. они открывают широкие возможности и перспективы. Но, к сожалению, не каждый человек знает откуда берет свое начало система образования и что изменилось в ней с тех пор.

Именно поэтому мы посвятили свою курсовую работу этой теме и считаем ее актуальной и достаточно интересной.

Целью нашей работы является рассмотрение системы образования в эпоху Средневековья в Западной Европе. Главными задачами данной курсовой являются:

  • Изучение возникновения и развития первых школ в Западной Европе
  • Становление первых университетов
  • Рассмотрение структуры средневекового университета на примере Парижского, как одного из крупнейших в Европе.

В разное время система образования развивалась по-своему, в нашей курсовой работе мы охватываем период Средневековья, который оставил значительный отпечаток и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие школ и университетов.

Основными источниками по данной теме являются договоры с учителями XIII века, статуты всех факультетов Парижского университета 1366 года, различные постановления, касающиеся общественной жизни школ и университетов и сочинения деятелей того времени.

Данные письменные источники дают нам представление об организации школьной и университетской деятельности, помогают более детальному изучению студенческого быта.

Также в своей работе мы использовали ряд исследований, таких как Бахтин В. Школьная жизнь в Париже в XII веке, Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников, Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII – XIII веках, Ле Гофф Жак Интеллектуалы в средние века, Суворов Н.С. Средневековые университеты и другие.

Каждый исследователь внёс свой вклад в изучение данной темы. Их исследования помогли нам лучше понять материал источников и вникнуть в суть организации образования в Средние века.

§ 1. Школы в раннее средневековье

Раннее Средневековье иногда называют «тёмными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности.

Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви.  Открытую войну против культуры вёл Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством.

Важнейшая область культуры – образование – переживала особенно тяжёлые времена. Однажды Григорий I провозгласил: «Невежество – мать истинного благочестия».

Поистине невежество царило в Западной Европе в V-X вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.1

Средневековая школа возникла в результате того колоссального общественно-политического кризиса в Западной Европе, который привел к смене рабовладельческой формации формацией феодальной, к разрушению западной Римской империи и возникновению варварских королевств, явившихся зерном будущих национальных государств позднейшей Европы.2

Центром «просветительского» движения в период «Каролингского возрождения» стало созванное при дворе Карла Великого ученое общество, именуемое по античной традиции «Академией». Им руководил англосаксонский монах Алкуин (ок.

735-804), роль которого в создании в империи светского образования трудно переоценить.

Алкуин организовал при дворе так называемую «Schola palatinа», где строил процесс обучения по типу йоркской школы в Англии, в которой сам Алкуин когда-то приобщился к знанию под руководством грека Феодора.

Алкуин был вдохновителем Карла в создании важнейших руководств, касающихся образования и культуры. Они выходили в свет в виде императорских указов.

Чтобы обеспечить благотворное влияние церкви на народ, а в руках церкви находилась тогда вся система образования, – по мнению Карла, необходимо было провести своеобразную реформу образования.

В этой части государственные интересы Карла Великого совпадали с интересами церкви. С целью унификации и систематизации образовательной науки был издан капитулярий 789 г.3

Культурный подъём, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников, был недолгим. Вскоре культурная жизнь снова сосредоточилась в монастырях. Основным предметом преподавания стало богословие.

Вера в бога, а следовательно и богословие, занимающееся вопросами религии, нужны были господствующему классу феодальному сословию, чтобы держать в повиновении массы нищего крестьянства. Церковь была непосредственно в этом заинтересована, так как сама была крупнейшим феодалом.

Представители церкви внушали народной массе, что необходимо повиноваться своим господам, которым власть дана от бога. Масса, для которой вся духовная жизнь сосредотачивалась в религии, верила им.4

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.5

В раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. В период, предшествовавший XII в.

было усвоено и адаптировано к нуждам средневековья наследие позднеантичной культуры, оформлена система «свободных искусств» (тривий – грамматика, риторика, диалектика и квадривий – арифметика, астрономия, геометрия, музыка).

Школы, где преподавали «свободные искусства» имелись при некоторых епископских соборах – Шартр, Реймс, Кёльн.

 Те знания, спрос на которые начал неуклонно возрастать примерно с середины XI в., легче всего можно было найти в городах.

Здесь были соборные школы, в отличие от школ монастырских, доступные для всех желающих, здесь некоторые городские монастыри основали свои «внешние» школы, и наконец, здесь всё больше становилось частных школ.

Чтобы открыть их требовалось лишь согласие – «лицензия» канцлера собора либо аббата близлежащего монастыря.6 Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи-десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).

Соборные школы обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты. 

Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали. 

Кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования оказала рыцарская культура.

Феодалы прививали своим детям идеал рыцарского воспитания, включающий в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу.

Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах. 

Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи.

Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры.

Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.7

Итак, школы в раннее Средневековье представляли собой в основном школы при монастырях. В основе преподавания лежало богословие, это было связано с укладом жизни того времени и особенностью общественных отношений.

Долгое время продолжалась настороженность к точным и естественным наукам. Все стороны жизни средневекового человека были пронизаны большой религиозностью и богобоязнью.

Это не могло не отразиться и на первых учебных заведениях. 

§ 2. Школы в развитое средневековье

По мере своего развития города испытывали всё более увеличивавшуюся потребность в образованных, то есть грамотных, людях, способных оформлять расширявшиеся торгово-ремесленные операции, работать в органах городского управления и составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных королям, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Это потребность вызвало к жизни новые школы, которые отличались от существовавших до этого церковных школ (готовивших кадры многочисленного католического духовенства) и своей программой и составом учащихся.

Возникнув в начале XII века, то есть в то время, когда всё образование находилось ещё в руках католической церкви, нецерковные школы не могли развиваться вне всякой связи с последней.

Прежде всего, эти школы были связаны с церковью в том отношении, что преподававшие в них магистры были обязаны получать разрешение на свою преподавательскую деятельность у епископа соответствующего диоцеза или у аббата того монастыря, на земле которого располагалась школа.

Эта связь сохранялась еще и потому, что многие из учащихся городских нецерковных школ являлись клириками и проходили курс «свободных искусств», как подготовительный к богословию. То же самое надо сказать и о магистрах.

Магистры, преподававшие «светские», или «свободные искусства» в нецерковных школах, часто рассматривали свою деятельность как временную и нередко бросали её, переходя в ряды клира и достигая более или менее высоких ступеней в церковной иерархии.

 В подобном пути многих известных магистров XII века не было ничего необычного.

С одной стороны, церковь стремилась привлечь к себе тех магистров, которые находились в значительной степени вне сферы ее влияния, а с другой стороны, и сами магистры «свободных искусств» старались проникнуть в ряды клира и получить, таким образом, пожизненно обеспеченные источники существования.

Преподавание в нецерковных школах нередко рассматривалось школьными магистрами лишь как некий переходный этап в их жизненной карьере. Приобретая духовное звание и связанные с последним церковные доходы, такие магистры в подавляющем большинстве уже навсегда покидали свои прежние занятия.8

Такая отрасль познания как диалектика уже давно и всемерно процветала. Гильом из Шампо – выдающийся магистр в этой области в то время стал наставником Пьера Абеляра: «…моё учение приобрело такую силу и авторитет, что лица, наиболее усердно поддерживавшие раньше моего вышеназванного учителя и особенно сильно нападавшие на моё учение, теперь перешли в мою школу…»9 

Городские нецерковные школы были особым, совершенно новым явлением в интеллектуальной жизни феодального общества. Специфической чертой нецерковных школ XII века было то, что они являлись школами частными, то есть школами, которые не содержались на средства церкви и магистры которых, не имея церковных пребенд, жили за счет платы, взимаемой с учащихся.

Материальная независимость  новых школ от церкви освобождала их от непосредственного контроля с ее стороны и обусловливала в них относительную свободу преподавания, привлекавшего огромные по тем временам массы учащихся.

Нецерковные школы Парижа продолжали существовать в течение всего XII  века, то есть вплоть до возникновения Парижского университета.

История этих школы входит важнейшей частью в его предысторию и составляет её наиболее интересную страницу.

Вот почему мы считаем возможным сказать, что известность Парижу как центру образования на Западе в XII веке принесли нецерковные школы и что прославил этот город в то время преподавание «свободных искусств».10

 В XII веке в Париже существовали две знаменитые школы: школа при соборе Нотр-Дам и школа при монастыре св. Женевьевы. Между этими двумя школами шла постоянная борьба за первенство. Эта борьба кончилась тем, что именно Нотр-Дам стала центром науки.

Кроме школ Нотр-Дам и св. Женевьевы, были в Париже и многие другие, менее влиятельные школы. Среди них более известной была школа при монастыре св. Виктора. Все эти школы в начале XIII в.

в царствование Филиппа – Августа, объединились в одно целое и образовали парижский университет.11

Школы, не содержавшиеся на средства церкви,  школы, в которых учитель сам договаривался с учениками об оплате своего труда, стали возможными во Франции лишь с того времени, когда товарно-денежные отношения достигли там сравнительно высокого уровня.

«Я, Беатриче, обещаю тебе, магистру Оберто де Лаванья, по соглашению, заключенному между нами, что я позабочусь и устрою так, сын мой Антонио будет ходить в твою школу постоянно полных три года для обучения грамматике и что в течение указанного срока он не пойдет для обучения в другие школы без твоего разрешения; и я обещаю тебе заплатить в качестве вознаграждения за твой труд 40 генуэзских солидов за весь срок…»12 Не случайно, что первые сведения о платных школах относятся только к концу XI века. Взимание платы  учеников было в XII веке распространенным явлением. Учителя в это время жили «в громадном большинстве случаев уже не на доходы с церковных бенефициев, а платою состоятельных учеников».

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_16/shkoly-i-universitety-v-srednie/198416.2051501.page1.html

Образование в Средние века — школы, университеты, кратко

В школе средневековья

Падение Римской империи привело к глубокому упадку в культурной и научной жизни Европы. Восстановить свои позиции в этих сферах удастся, наверно, только к IX, X векам. В XI веке европейцы открывают для себя богатейший мир арабской и греческой культур. Дело в том, что арабы, захватившие большую часть бывшей Римской империи, смогли сохранить и приумножить достижения древних греков.

Как начиналось становление европейской науки

XI век это время, когда начинают делается переводы. Появляются трактаты по таким дисциплинам, как математика, география, медицина.

Интересный факт: важную роль в становлении европейской науки сыграли такие регионы, как Испания и Сицилия. Дело в том, что именно там пользовались значительной свободой образованные арабы, православные греки.

Их соседство позволило значительно поднять научный культурный уровень.

Характерной чертой европейского общества эпохи Средних веков была его корпоративность. Каждый человек обязательно входил в какую-нибудь корпорацию.

То есть некое сообщество людей, связанных единой профессией, едиными интересными. В научной сфере появляется своя корпорация. Она будет называться университеты.

Вокруг университетов группировались люди, посвятившие свою жизнь великому делу науки.

Первые университеты

Преподавание велось на латинском языке, что сделало латынь универсальным средством общения. Таким образом, европейское образование Средних веков было свободно от такого явления, как национальные предрассудки. Обучаться в любых университетах могли самые различные люди. Причем важной ролью университетов являлось то, что они всеми силами защищали и своих профессоров, и учеников.

Боролись с городскими властями, добивались прав самоуправления, имели подчас собственный суд. Студенты родом из одной страны могли создать землячества, которые также защищали их интересны. В то время преподаватели, работающие в схожих дисциплинах, могли создавать факультеты. В Средние века наиболее распространенными были три факультета:

  • юридический;
  • богословский;
  • медицинский.

Университет возглавлялся ректором, которого выбирали совместно преподаватели и их ученики. К XV веку в Европе насчитывалось уже около 60 университетов. Особо славились парижский университет Философо-богословской школы, Болонской школы права, университет Салерно был лучшим в сфере медицины.

Схоластика

В XI — XIII веках в школах и университетах расцветает новое философское движение. Оно получит название схоластика. Схоласты говорили о том, что на их взгляд вера слабеет и причиной этому является, что людям нужны некоторые логические обоснования.

Они призывали использовать логику и разум для того, чтобы понять, что есть Бог, как устроен этот мир, каково место человека в нем. Следовал вывод, что для того, чтобы реализовать оные положения, необходимо уметь рассуждать, выстраивать логические взаимосвязи, уметь с помощью качественных доводов опровергнуть мысли оппонентов.

Собственно, схоластикой являлось искусство, соединившее в себе все эти три составляющих.

Учеными схоластами, которые стремились познать Бога, были такие выдающиеся средневековые мыслители, как Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абеляр и другие.

Появление точных наук

В Средние века пользовались популярностью не только гуманитарные науки. Правда, к числу точных мы будем вынуждены отнести, в данном случае, алхимию и астрологию.

Астрологи занимались тем, что пытались выявить закономерности и последовательности влияния небесных тел на жизнь на планете.

Алхимики стремились осчастливить все население земли изобретением философского камня, который по их замыслу должен был превращать любое вещество в золото.

Тем не менее, в ходе изучения указанных дисциплин ставились опыты, проводились наблюдения, благодаря которым была создана значительная научная база. Именно на ней будет строиться впоследствии такие дисциплины, как химия и астрономия.

Важнейшие исследования проводились в металлургии. В XIV веке были изобретены домны — огромные печи, которые позволяли выплавлять гораздо больше качественного металла. Соответственно, вскоре появляются и станки. Наибольшее распространение они получили в таких сферах производства, как стеклодувное и ткацкое.

Изобретение книгопечатания

С развитием наук и появлением новых знаний, все больше росла необходимость в образованных людях, а для того, чтобы таковые появились необходимо было обучаться. Обучаться на книгах и учебниках, которых катастрофически не хватало.

Подобные издания можно было найти в редких библиотеках, монастырях и в еще более редких частных собраниях. Эту проблему немного решает изобретенная в XIV веке бумага.

Она была значительно дешевле и доступнее, чем пергамент, который использовался ранее.

Однако, истинным прорывом станет изобретенное в XV веке книгопечатание. Слава создателя первых книг принадлежит немцев Иоганну Гутенбергу. Он стал отливать из металла буквы. Они назывались литера. Из таких букв создавались слова, строки текста или, даже, целые страницы. Впоследствии они прикладывались к бумаге и получался такой текст.

Так Гутенбергом был создан первый печатный станок. В 1456 году он издал первую книгу. Разумеется это была Библия. Успех был совершенно огромным. И к концу XV века издано уже выше 40 тысяч книг. Количество экземпляров превысило 20 миллионов.

В целом стоит отметить, что научное развитие Европы в XIV и XV веках переживает огромный подъем. Именно в этот период будут заложены основы будущего превосходства Европы над остальным миром в техническом развитии. Европа окажется на пороге нового времени.

Источник: http://zapolni-probel.ru/vseobshhaja-istorija-6-klass/obrazovanie-v-srednie-veka.html

Средневековая школа: чему она учила?

В школе средневековья

Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля чтобы выжить в Средневековой Европе.

Но с развитием общественных отношений и расширением круга взаимодействий, человек видит потребность в новых средствах коммуникации. Нужен понятный всем язык.

Устная традиция обмена информации была в приоритете, но этого было недостаточно: деньги сами себя не посчитают, а священные тексты не раскроют основную идею самостоятельно. Простому человеку нужен помощник.

Главный «специалист» — это, конечно же, клирик. Он — хозяин знаний на самом низком бытовом уровне.

Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.

Монахи. (medievalist.com)

Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья.

Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями.

Но доставалась подобная продукция меньшинству: бюргерство и городские патриции могли читать литературу в основном на местных языках и наречиях. XV столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.

Где и чему научат в эпоху Средневековья?

Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.

Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».

«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.

Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом.

В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему.

Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня.

Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.

Чтение нотной грамоты. (quatr.us)

Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В X и XI веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий.

Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе.

К тому же появилась относительно стройная структура образования.

Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками.

Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли.

Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio). Своего рода, тривиум был формой знакомства с комплексом наук, но под «идеологическим» соусом.

Всё-таки церковь управляла протеканием образовательного процесса: подозрение в ереси сомнительных знаний никто не отменял.

Чтение нотной грамоты. (news.nd.edu)

Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия.

Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми.

Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.

Геометрия. (chronicle.com)

Городские школы в XII веке росли как грибы после дождя. Они подготовили почву для рождения одного из главных достижений средневековой Европы — университета.

Источник: https://diletant.media/articles/45251494/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: