Взыскание задолженности если гос контракт не заключен. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату. Можно ли взыскать упущенную выгоду

Содержание
  1. Взыскание убытков по 44-ФЗ
  2. Взыскание убытков по 44-ФЗ при оформлении банковской гарантии
  3. Убытки по 44-ФЗ: расходы на юридические услуги
  4. Упущенная выгода по государственным закупкам
  5. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату
  6. Расчет неустойки для заказчика
  7. Расчет неустойки для поставщика
  8. Как заставить госзаказчика оплатить поставку без госконтракта?
  9. Когда поставка считается осуществленной без контракта?
  10. Общее правило
  11. Последствия для поставщиков:
  12. 1. Оказанные услуги – социально значимые или имеют особенную важность.
  13. 2. Исполнитель не может прекратить оказание услуг в силу закона или фактических обстоятельств.
  14. 3. Работы или услуги нельзя отложить по причинам их срочности и безотлагательности
  15. Алгоритм действий поставщика, для взыскания оплаты:
  16. Взыскание просроченной задолженности с заказчика по госконтракту. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта
  17. Арбитражная практика: случаи неосновательного обогащения в госзаказе
  18. Дополнительные работы по строительству
  19. Объем и виды работ изменились после заключения контракта
  20. Услуги по техобслуживанию без договора
  21. Не выполняйте работы без контракта!
  22. Оплата электроэнергии в отсутствие договора
  23. Охрана без оплаты после окончания срока действия договора
  24. Поставка товара без контракта и охрана в обход тендера

Взыскание убытков по 44-ФЗ

Взыскание задолженности если гос контракт не заключен. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату. Можно ли взыскать упущенную выгоду

Участие в государственных закупках может принести компании убытки. Организация несет расходы еще на этапе подписания контракта или уже в ходе его исполнения, которые затем могут быть не возмещены заказчиком. Или участник закупки будет лишен возможности заключить и исполнить контракт, а, значит, и получить оплату из-за незаконных действий заказчика или государственных органов.

Можно ли взыскать такие убытки? Какие условия для взыскания убытков? Юрист по государственным закупкам окажет вам помощь в решении данных вопросов.

Взыскание убытков по 44-ФЗ при оформлении банковской гарантии

Наиболее распространенными убытками, понесенными компанией при заключении контракта, являются расходы на уплату комиссии кредитной организации за выдачу банковской гарантии.

Напомним, что во многих случаях оформление банковской гарантии до подписания контракта является обязанностью участника закупки.

На практике встречаются ситуации, когда компания, оформившая банковскую гарантию, по каким-либо причинам признается уклонившейся от заключения контракта или заказчик в одностороннем порядке расторгает контракт.

И, соответственно, затраты на документ от кредитной организации никто участнику закупки не возмещает.

Но если действия заказчика по отстранению компании от подписания контракта или по расторжению контракта не соответствуют закону, то данные убытки могут быть взысканы с заказчика или иного виновного лица. Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, когда компаниям удавалось отстоять своё право на взыскание убытков по расходам на банковскую гарантию в рамках 44-ФЗ.

Пример из судебной практики 1. Суд обязал заказчика возместить убытки по банковской гарантии компании, которую он незаконно признал победителем аукциона.

Компания участвовала в аукционе на проведение работ по реконструкции насосной станции и была признана победителем. До подписания контракта «победитель» обратился в кредитную организацию и получил там банковскую гарантию. Затраты на комиссию составили почти 200 тысяч рублей.

Присланный заказчиком проект контракта компания подписала и направила заказчику. Но другой участник данной закупки обжаловал результаты аукциона в ФАС и его жалобу признали обоснованной. Заказчик был вынужден приостановить процедуру определения поставщика, и закупка началась повторно с этапа рассмотрения вторых частей заявок.

И победу в аукционе уже одержала компания-податель жалобы.

Суд при вынесении решения принял во внимание тот факт, что компания узнала или могла узнать о жалобе второго участника закупки в ФАС уже после того, как оплатила комиссию за банковскую гарантию. При этом суд заметил, что компания — «победитель» в силу требований законодательства не могла объективно оценить, насколько законным было отклонение заявки второго участника закупки.

Исковые требования о взыскании убытков по 44-ФЗ за банковскую гарантию были полностью удовлетворены судом (Постановление АС Волго-Вятского округа от 08 февраля 2018 года по делу №А28-2334/2017).

Пример из судебной практики 2. Подрядчик добился взыскания расходов на банковскую гарантию с заказчика, который расторг контракт.

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на проведение реконструкции площади им. Ленина. Во исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик оформил банковскую гарантию для обеспечения своих обязательств по данному контракту.

Но через некоторое время заказчик предложил подрядчику расторгнуть контракт по соглашению сторон из-за отсутствия бюджетных средств.

Подрядчик потребовал от заказчика возмещения убытков, которые возникли у него в связи с исполнением контракта – комиссия банку за выдачу банковской гарантии, выплата страховой премии при подписании договора страхования специальной техники, нотариальные услуги. Заказчик отказался это делать и стороны подписали соглашение о расторжении контракта.

Суд встал на сторону подрядчика и удовлетворил его требования о взыскании убытков по 44-ФЗ. В постановлении суда было отмечено, что указанные расходы нельзя отнести к предпринимательским рискам, так как они являлись для подрядчика обязательными в силу требований закона (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2017 года по делу № А78-2125/2016).

Пример из судебной практики 3. Стоимость уже выполненных работ и расходы по банковской гарантии подрядчику удалось получить от заказчика после отказа от исполнения обязательств по контракту.

В соответствии с условиями заключенного контракта подрядчик обязался построить трехэтажный многоквартирный дом. Но так как заказчик не исполнил в срок встречные обязательства, подрядчик не смог выполнить работы в сроки, установленные в контракте.

Заказчик отказался от исполнения контракта по причине нарушения сроков со стороны подрядчика. Но компании удалось в суде доказать незаконность одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика. И уже впоследствии подрядчик сам расторг контракт.

До момента расторжения контракта компания направила заказчику акты приемки частично выполненных работ, результаты этих работ и требование возместить расходы по банковской гарантии. Заказчик отказался возмещать убытки по государственным закупкам подрядчику.

При вынесении решения в пользу подрядчика суд учел, что заказчик не заявлял мотивированный отказ от принятия работ, и у подрядчика отсутствовала возможность полностью выполнить все работы, предусмотренные контрактом, в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств со стороны заказчика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03 апреля 2018 года №Ф09-1148/18).

Убытки по 44-ФЗ: расходы на юридические услуги

Взыскать с заказчика можно не только расходы по банковской гарантии, но и затраты на юриста по государственным закупкам.

Пример из судебной практики 4. Компания в суде взыскала затраты на юридические услуги, которые потребовались ей при защите в ФАС.

Организация выиграла аукцион и заключила с муниципалитетом контракт на выполнение работ по ремонту дороги. Работы должны были быть выполнены за 21 день. Но из-за плохих погодных условий подрядчик не начал проведение работ в сроки установленные контрактом. Заказчик расторг контракт и направил сведения о подрядчике в антимонопольный орган для включения в РНП.

Компания была вынуждена произвести затраты на юридические услуги. Юрист представлял интересы подрядчика на заседании в ФАС при решении вопроса о включении сведений о компании в РНП.

По результатам рассмотрения данного вопроса было принято решение об отказе во включении сведений о подрядчике в РНП. И компания обратилась в суд для взыскания убытков по 44-ФЗ – расходы на юридические услуги.

Возражая против заявленных требований, заказчик указывал, что обращение в ФАС по вопросу включения сведений о подрядчике в РНП было его обязанностью. Однако суд отметил, что обязанность у заказчика обратиться в антимонопольный орган возникает только в случае существенного нарушения обязательств подрядчиком.

Суд пришел к выводу о том, что в действиях подрядчика отсутствовали признаки недобросовестности. Контракт на проведение дорожных работ был заключен в середине октября, когда фактически ремонтные работы проводить было нельзя из-за низкой температуры – об этом не мог не знать заказчик.

Таким образом, суд установил, что у заказчика отсутствовала обязанность по обращению в ФАС, и затраты на юридические услуги, понесенные компанией, относятся к убыткам и подлежат возмещению заказчиком (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года №08АП-3471/2018).

Упущенная выгода по государственным закупкам

Участникам государственных закупок предоставлена возможность взыскать не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, то есть тот доход, который компания смогла бы получить, если бы заказчик действовал законно.

Пример из судебной практики 5. Компании удалось взыскать с заказчика упущенную выгоду по 44-ФЗ по причине нарушения заказчиком порядка расторжения контракта.

Компания одержала победу в аукционе и заключила контракт с местной администрацией на уборку улиц города. Но заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта по причине того, что подрядчик не выполнял работ, предусмотренные контрактом.

Согласно требованиям Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта, если компания устранит недостатки в своей работе. Подрядчик в указанный срок, то есть в течение 10 дней с момента принятия решения заказчиком, направил в его адрес письмо с доказательствами, которыми подтверждалось выполнение работ по контракту.

Несмотря на это заказчик не отменил решение о расторжении контракта, и оно вступило в силу. Подрядчик обратился в суд для взыскания реальных убытков (денежные средства, затраченные на закупку хозяйственных товаров, оплата по договору субподряда) в сумме более 400 000 рублей, оплаченного обеспечительного платежа в сумме более 100 000 рублей и упущенной выгоды более 1 500 000 рублей.

Суд принял во внимание решение другого суда, подтвердившего незаконность расторжения контракта со стороны заказчика, и удовлетворил требования подрядчика (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2016 года по делу № А61-49/2015).

Далеко не всегда суды так благосклонны к участникам закупки при решении вопроса о взыскании убытков по 44-ФЗ.

К особенно сложным делам в этом плане можно отнести споры между подрядчиками и заказчиками относительно взыскания упущенной выгоды в рамках государственных закупок.

Если реальный ущерб доказать гораздо проще, то убедить суд в размере упущенной выгоды бывает сложно. Так, и случилось с компанией, которая претендовала на упущенную выгоду в размере более 76 000 000 рублей.

Пример из судебной практики 6. Общество участвовало в аукционе по закупке работ по содержанию улично-дорожной сети города и предложило за свои услуги почти 76 000 000 рублей. В качестве победителя аукциона была выбрана другая компания, которая предложила выполнить работы почти за 50 000 000 рублей.

Победитель аукциона предоставил заказчику банковскую гарантию, которая обеспечивала исполнение его обязательств.

Вместе с тем, антимонопольный орган через два месяца после заключения контракта провел внеплановую проверку и обнаружил, что представленная победителем аукциона гарантия не соответствовала требования законодательства. Соответственно, заказчик незаконно принял такую гарантию и заключил контракт с подрядчиком.

Мнение антимонопольного органа о несоответствии представленной банковской гарантии требованиям законодательства было подтверждено в суде.

Общество, которое не стало победителем аукциона из-за того, что заказчик незаконно принял указанную банковскую гарантию, в судебном порядке потребовало с заказчика и подрядчика упущенную выгоду по 44-ФЗ.

Однако суд отказал в удовлетворении указанных требований, так как обществу не удалось документально подтвердить размер упущенной выгоды и фактически расчет, произведенный истцом, носил предположительный характер.

Общество не смогло предоставить доказательств того, что его ресурсов было бы достаточно для исполнения данного контракта (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01 декабря 2015 года №Ф01-4724/15 по делу №А82-16713/2014).

Вашу заявку незаконно отклонили и из-за этого вы не стали победителем закупки? Заказчик незаконно признал вас уклонившимся от заключения контракта? Контракт с вашей компанией расторгнут незаконно? В этих и многих других ситуациях, когда участник закупки несет убытки по 44-ФЗ, наши юристы готовы оказать помощь при взыскании как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Вы можете доверить нашим специалистам:

  • подготовку и направление претензии в адрес заказчика об уплате убытков;
  • составление искового заявления о взыскании убытков по 44-ФЗ;
  • представительство интересов компании в суде по данному вопросу;
  • сопровождение исполнительного производства при взыскании убытков с государственных заказчиков.

Для решения проблемы, возникших при взыскании убытков, позвоните по телефону + 7 (812) 409-49-30 или сообщите нам свои вопросы через электронную почту info@trdat.ru.

Источник: http://trdat.ru/uslugi/yurist-po-44-fz-reshaem-slozhnye-voprosy-v-goszakupkax/vzyskanie-ubytkov-po-44-fz/

Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату

Взыскание задолженности если гос контракт не заключен. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату. Можно ли взыскать упущенную выгоду

На данный момент взыскание долгов – это уже отдельная и довольно сложная сфера услуг. Понятно, что долги нужно требовать, но далеко не каждая компания можете себе позволить содержать специалистов нужного профиля. ВОЗВРАТ ДОЛГА: ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СУДА? Итак, решение суда по Вашему делопроизводству уже приняли, и результат оказался «положительным».

Однако не следует думать, что возврат долга в подобном случае – это дело завершенное. Начнем с того, что каждое решение может быть обжаловано в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, у «ответчика» есть 10-ть дней для обжалования судебного решения. Кроме этого, стоит помнить, что взыскание долгов (г.

Москва) может начаться незамедлительно, если суд решат, что неуплата долга приведет к серьезным последствиям для истца. Но, допустим, решение суда все-таки вступило в законную силу. В таком деле, как взыскание денежной задолженности по государственному контракту, средства, которые взыскиваются с должника должны быть исключительно законными и чистыми с юридической точки зрения.

После вынесения приговора и вступления в законную силу судебного решения Вам необходимо будет получить……

https://www.youtube.com/watch?v=0WqiqN1kwag

В случае если у вас имеется большая за должность перед банками, партнерами по бизнесу, контрагентами, и Вы понимаете, что не сможете никак расплатиться по существующим долговымденежным обязательствам, то широкопрофильные юристы нашей компании в Москве готовы предложить Вам осуществить выход из этой ситуации и не допустить процедуры банкротства вашейкомпании. Однако, ваша неплатежеспособность компании должна быть подтверждена соответствующим органом документально. Процесс банкротства юридического лица осуществляется толькочерез постоянно действующие официальные государственные органы РФ или Высший Арбитражный суд Российской Федерации, и ведется он под наблюдением арбитражного управляющего, представляющего и защищающего, в том числе и Ваши личные интересы в процессе судопроизводства. Для удобства наших клиентов в стоимость услуг уже включены расходы, связанные с оплатой юридических услуг или временной помощи юриста, а также государственной пошлины за совершениеисключения ИП из ЕГРЮЛ. Это означает только то, что Вам не придется больше ни за что платить, цена является окончательной. Мы работаем с нашими клиентами по системе «Все включено». Мы работаем и помогаем обособленным подразделениям являющимся отдельным – удаленным местом работы организации. Создание такого рода обособленных подразделений направлено нарасширение торговых точек, мест оказания услуг. Обособленное подразделение занимается предпринимательской деятельностью, основной функцией которой является извлечение прибыли. Обособленное подразделение не имеет отдельного расчетного счета, все платежи проходят через расчетный счет головной организации. При проведении процедуры ликвидации организации вне зависимости от формы вам необходимо будет предоставить следующие документы: Свидетельство ИНН; Свидетельство ОГРН; Устав Общества; Учредительный договор; Решение или Протокол о назначении Генерального директора; Выписку из ЕГРЮЛ; Копии паспортов Участников Общества; Копию паспорта Генерального директора. Если вы думаете, начать процесс ликвидации фирмы, то не стоит затягивать и доводить ситуацию до безвыходной. О субсидиарной ответственности Данная статья говорит о том, что кредиторское лицо не вправе требовать полного удовлетворения своих требований по отношению к должностному лицу, исполняющему «субсидиарнуюответственность», если его указания могут быть удовлетворены частично путём учета, встроенных требований к должностному лицу или бесспорному взысканию денежных средств. Мы поможем Вам вести бизнес таким образом, чтобы налоговые органы не имели к Вам никаких претензий, чтобы не было выездных проверок. А если даже выездные проверки и возникли в Вашейорганизации, то мы сделаем всё возможное, чтобы у наших клиентов не нашли никаких нарушений, которые приводят к возбуждению уголовного дела…….

Уважаемые клиенты страховых компаний! Вы собираетесь заключить или заключили договор страхования, но есть беспокойство за выполнение обязательств страховой компанией: вдруг, если что случиться, начнутся мелочные придирки, отговорки и затяжки сроков, а то и вовсе ничего не заплатят?! Многие трудности для получения денег от страховой компании можно преодолеть с помощью юриста по вопросам страхования. Страхование – дело серьезное и сложное. К тому же, во всем мире доверия к страхованию мало, если о проделках страховщиков в разных странах создано много книг и фильмов. Поэтому, при получении страховых услуг полезно обращаться к специалистам, владеющим особыми познаниями в этой сфере. Предлагаем Вам услуги юриста по вопросам страхования — оценку в Ваших интересах качества страховых услуг и помощь в получении страховых выплат. Первое обращение бесплатно! Готовы Вам предложить: · рекомендации по эффективному и выгодному исполнению договора страхования; · советы по преодолению «ловушек» и «скользких» условий договоров и правил страхования; · указание на условия договоров и правил, которые можно не исполнять;……

  • Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

    Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

    Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

    Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства.

    В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа.

    По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

    В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

    Расчет неустойки для заказчика

    Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

    Пени = Цена контракта × 1/300 ставки рефинансирования × Кол-во дней просрочки.

    Расчет неустойки для поставщика

    В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы.

    А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

    Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

    • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
    • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
    • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
    • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

    Источник: https://spoontamer.ru/fakticheskie-dogovornye-otnosheniya-s-goszakazchikom-bez-goskontrakta.html

    Как заставить госзаказчика оплатить поставку без госконтракта?

    Взыскание задолженности если гос контракт не заключен. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату. Можно ли взыскать упущенную выгоду

    Госзакупки – это закупки товаров, работ или услуг на основании контракта, то есть письменного соглашения сторон (в т.ч. в электронной форме).

    На практике могут складываться ситуации, когда предприниматели поставляют товары или оказывают услуги без заключенного контракта. Обязаны ли госзаказчики оплачивать такие поставки?

    Когда поставка считается осуществленной без контракта?

    1. Контракт вообще не заключен, в том числе в случае, когда заказчик обещал поставщику подписать его. Не важно, по итогам конкурентной закупки или у единственного поставщика.
    2. Контракт заключен, но его срок истек, а исполнитель продолжает оказывать услуги.
    3. Контракт заключен и в его рамках стороны договорились о дополнительном объеме поставки/работ или услуг. Однако текст контракта не предполагал возможности такого увеличения. Или предполагал, но стоимость контракта увеличилась более чем на 10%.
    4. Стороны расторгли контракт, однако часть документов о приемке реально выполненных работ была подписана после даты расторжения контракта.

    Общее правило

    Оплаты за товары, работы или услуги, оказанные без контракта, быть не может.

    В соответствии с Законом о контрактной системе заказчики могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта. Закон № 44-ФЗ запрещает совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

    Привлечение исполнителя без соблюдения специальных процедур противоречит требованиям законодательства, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.

    Следовательно, в силу пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в обход норм Закона № 44-ФЗ.

    Такую позицию высказали высшие судебные инстанции (п. 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

    Последствия для поставщиков:

    1. Поставщик не получает оплату по иску о взыскании услуг по контракту (поскольку контракта нет) или о взыскании неосновательного обогащения.
    2. Возможность взыскания убытков с заказчика представляется сомнительной, поскольку стороны действовали согласованно, вред причинен с согласия потерпевшего.
    3. Если физически есть возможность вернуть товар или материалы, то поставщик вправе требовать от заказчика такого возврата.

    1. Оказанные услуги – социально значимые или имеют особенную важность.

    Их прекращение может неблагоприятно сказаться на правах и интересах граждан или юридических лиц.

    -услуги охраны;

    – работы по ремонту и текущему содержанию объектов наружного освещения;

    -услуги по содержанию и текущему ремонту объектов озеленения;

    -вывоз твердых бытовых отходов.

    2. Исполнитель не может прекратить оказание услуг в силу закона или фактических обстоятельств.

    Эта группа близка к первой. Мы ее выделили отдельно, поскольку здесь у исполнителя есть обязательства по оказанию услуг в силу закона.

    – медицинские услуги;

    – услуги по поддержанию в состоянии постоянной готовности аппаратуры оповещения населения при возникновении чрезвычайных;

    – услуги по обслуживанию резервуарных установок сжиженных углеводородных газов;

    -услуги хранения;

    -услуги связи для отдельных категорий заказчиков;

    -услуги управляющей компании многоквартирным жилым домом;

    – услуги по проведению таможенной экспертизы;

    -услуги аренды.

    3. Работы или услуги нельзя отложить по причинам их срочности и безотлагательности

    – организации видеонаблюдения в аудиториях при проведении ЕГЭ;

    -срочный ремонт теплотрассы вследствие аварии (ремонт в зимний период сетей, устранение аварии из-за которой было отключено теплоснабжение в нескольких домах;

    -срочный ремонт кровли жилого дома вследствие чрезвычайной.

    Важно: на текущий момент нет судебной практики о взыскании оплаты за поставленный товар без контракта. Все положительные судебные решения ведут речь о взыскании неосновательного обогащения за выполненные работы и оказанные услуги.

    Алгоритм действий поставщика, для взыскания оплаты:

    1. Подготовить документальные свидетельства того, что товары, работы или услуги были реально поставлены или выполнены.
    2. Направить заказчику письменную претензию.
    3. Подать исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения заказчика. В таком заявлении поставщик может потребовать взыскать неосновательное обогащение и процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ.

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/business_tender/kak-zastavit-goszakazchika-oplatit-postavku-bez-goskontrakta-5e01f3d06f5f6f00af4cb620

    Взыскание просроченной задолженности с заказчика по госконтракту. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта

    Взыскание задолженности если гос контракт не заключен. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату. Можно ли взыскать упущенную выгоду

    • Вопрос: №2682 от: 2016-05-24.

    По данному вопросу отсутствовало единообразное мнение и судебная практика был разнообразной.

    Однако, Верховный суд РФ дал направление для правоприменительной практики по данному вопросу.

    Согласно п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г.

    ) поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.

    В данном случае ВС РФ указал, что оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами Закона 44-ФЗ, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

    Следовательно, в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.

    Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона 44-ФЗ (ст. 10 ГК РФ).

    Вместе с тем, ВС РФ ссылается на статью 93 Закона 44-ФЗ и указывает случаи, когда поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг могут быть представлены без заключения контракта, но должны быть оплачены заказчиком. В случае неоплаты, у исполнителя (поставщика, подрядчика) возникает право требования вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке.

    К таким случаям могут быть отнесены закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).

    ВС РФ делает акцент на то, что услуги должны быть необходимыми и социально значимыми.

    Однако, вопрос остается отрытым по поставке товара, т.к. обычно приемка-сдача товара происходит на основании акта приемки или товарной накладной. По общему правилу, если заказчик принял товар, то принятый товар подлежит оплате. Тем более, имеется ряд разъяснений Минэкономразвития РФ, что разрешено приобретение товаров по чекам в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

    Вместе с тем, остается открытый вопрос о критериях необходимости и социальной значимости товаров, работ и услуг.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод общего характера, что при отсутствии письменного контракта с заказчиком, заключенного с учетом условий Закона 44-ФЗ (в рамках ст.

    93 Закона 44-ФЗ напрямую и если не подпадает под статью 93 Закона 44-ФЗ, то на основании конкурентной процедуры), при неоплате исполненных обязательств можно не добиться от государственного заказчика исполнения оплаты даже в судебном порядке.

    Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

    Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

    Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

    Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

    Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства.

    В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа.

    По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

    В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

    Арбитражная практика: случаи неосновательного обогащения в госзаказе

    Взыскание задолженности если гос контракт не заключен. Фактические договорные отношения с госзаказчиком без госконтракта. Почему трудно взыскать оплату. Можно ли взыскать упущенную выгоду

    Поставщики, подрядчики и исполнители нередко задаются вопросами, почему в похожих ситуациях суды выносят разные решения. В каких-то ситуациях суд встает на сторону исполнителя, а в каких-то считает, что действия поставщика были заведомо незаконными.

    Выполнили работы сверх установленных в контракте – сумейте доказать и документально подтвердить их необходимость. Тогда смело можно оспаривать нарушения со стороны заказчика, а арбитражный суд вынесет решение в пользу исполнителя госконтракта. Попробуем разобраться на практических примерах.

    Дополнительные работы по строительству

    Существует достаточно распространенная практика при исполнении контрактов по строительству, когда возникает необходимость выполнения дополнительных работ. Как быть в таком случае? Рассмотрим на примере.

    Между подрядчиком и заказчиком был заключен контракт на строительство жилого дома. Подрядчик выполнил также дополнительные работы, не предусмотренные контрактом. Заказчик дополнительные работы не оплатил.

    Подрядчик обратился в суд с просьбой взыскать с заказчика сумму неосновательного обогащения в виде стоимости выполненных работ. Суд счел требование правомерным и встал на сторону подрядчика.

    Как следует из материалов дела, инициатором выполнения работ, сверх предусмотренных контрактом, выступал заказчик. Стороны согласовали выполнение дополнительных работ. Заказчик принял их без возражений по качеству и стоимости. (Все эти действия заказчика и подрядчика были подтверждены соответствующими документами.)

    Закон о контрактной системе 44-ФЗ предусматривает возможность по предложению заказчика увеличить объем работы в пределах 10 %, при этом допустимо пропорциональное увеличение стоимости контракта на 10 % (п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

    В данном случае стоимость произведенных дополнительных работ не превысила указанной суммы. Следовательно, заказчик должен оплатить дополнительные работы подрядчика (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 13АП-22928/2014 по делу № А56-15024/2014).

    Объем и виды работ изменились после заключения контракта

    Бывает, что объем работ и их виды меняются уже после заключения контракта.

    Например, возникла ситуация, когда после заключения муниципального контракта заказчик направил подрядчику письмо об изменении объемов и видов работ.

    Последний согласился выполнить работы, представил для утверждения новую локальную смету и проинформировал заказчика о необходимости расторгнуть контракт. Заказчик утвердил смету, принял выполненные работы, но не оплатил их.

    Подрядчик был вынужден обратиться в суд с требованием расторгнуть контракт, взыскать с заказчика сумму неосновательного обогащения в размере стоимости выполненных работ.

    На осуществление дополнительного объема работ не был заключен контракт, однако заказчик утвердил локальную смету и принял эти работы, что подтверждается подписанным актом о приемке, а также справкой о размере понесенных затрат. Таким образом, заявленная к взысканию сумма квалифицируется как неосновательное обогащение, а заключенный ранее контракт подлежит расторжению.

    У заказчика нет правовых оснований для неоплаты указанных работ, так как со своей стороны подрядчик исполнил обязательства надлежащим образом. Поэтому суд удовлетворил требование подрядчика о расторжении контракта и взыскании суммы неосновательного обогащения с заказчика (Решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2015 по делу № А41-83279/14).

    Но бывает, что исполнителю не удается получить деньги за выполненные работы. Как правило, по причине слабо подготовленной документальной доказательной базы со стороны исполнителя, а иногда — из-за невнимательности и излишней доверчивости последнего. Рассмотрим ситуацию на примерах.

    Услуги по техобслуживанию без договора

    Региональные поставщики, исполнители и заказчики часто бывают знакомы друг с другом достаточно близко. У некоторых возникает искушение уладить дела без лишней волокиты с документами. Между исполнителем и заказчиком существует устная договоренность на оказание услуг. Знакомая ситуация? Вот типичный пример того, какое продолжение получает подобная ситуация на практике.

    Исполнитель оказывал заказчику услуги по техническому обслуживанию объекта, не заключив государственный контракт. В связи с тем, что заказчик не оплатил оказанные услуги, исполнитель обратился в суд.

    В удовлетворении требований отказано (Решение Арбитражного суда Кировской области от 24.12.2014 по делу № А28-11710/2014).

    Так как заказчик является бюджетным учреждением, для оказания услуг необходимо заключить государственный контракт в соответствии с 44-ФЗ.

    Оказание услуг без государственного контракта, который подлежит заключению в случаях и в порядке, предусмотренных № 44-ФЗ, свидетельствует о следующем: исполнитель не мог не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства.

    Таким образом, фактическое оказание услуг не влечет возникновения у ответчика неосновательного обогащения.

    Кроме того, исполнитель не представил достаточных доказательств необходимости оказания услуг и самого факта их оказания.

    Не выполняйте работы без контракта!

    Между исполнителем и заказчиком был заключен контракт на выполнение работ по тушению пожаров. Исполнитель представил заказчику акт выполненных работ, согласно которому объем работ, предусмотренных контрактом, был превышен. Заказчик от оплаты дополнительного объема работ отказался. Исполнитель был вынужден обратиться в суд.

    Но суд отказал исполнителю во взыскании стоимости дополнительно выполненных работ, ссылаясь на то, что исполнитель, осуществляя работы сверх установленного в контракте объема и при отсутствии иного контракта, предметом которого являлось бы выполнение этих работ, не мог не знать об очевидном отсутствии обязательств перед заказчиком по выполнению спорных работ.

    И главное — исполнитель не подтвердил необходимости в превышении объема работ, предусмотренного контрактом, за что и поплатился! Поэтому суд взыскал с заказчика в пользу исполнителя только стоимость выполненных работ по контракту и счел оплату стоимости дополнительных работ, выполненных за рамками контракта, неправомерной (Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.

    2015 по делу № А29-10329/2014).

    Оплата электроэнергии в отсутствие договора

    Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

    Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

    Подробнее о курсах

    К сожалению, не единичны случаи, когда заказчик пользуется электроэнергией и не планирует за нее платить.

    Например, в ходе проверки одного из объектов электросетевого хозяйства были обнаружены факты несанкционированного подключения объектов заказчика и бездоговорного потребления электроэнергии. Заказчику был выставлен счет для оплаты полученной «пиратским» способом электроэнергии, однако он платить отказался, сославшись на отсутствие финансирования.

    Исполнитель обратился в суд с требованием взыскать с заказчика сумму неосновательного обогащения.

    Исходя из основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить стоимость полученной электрической энергии.

    Суду были представлены акты, подтверждающие факт бездоговорного потребления, и счета к оплате, которые заказчик получил от исполнителя.

    У заказчика не было возражений по объему и стоимости энергии, по порядку оформления документов. Он также не представил доказательств, опровергающих названный факт.

    Отсутствие финансирования и заключенного муниципального контракта не освобождает заказчика от обязательства по оплате потребленной электроэнергии.

    Суд удовлетворил требование исполнителя (Решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2015 по делу № А05-14168/2014).

    Охрана без оплаты после окончания срока действия договора

    Что делать, если срок действия контракта уже закончился, а заказчик, ссылаясь на особые обстоятельства, просит продолжить оказывать услуги, например по охране объекта государственной важности?

    На практике возникла ситуация, когда по истечении срока действия государственного контракта исполнитель продолжил оказывать заказчику охранные услуги. Позже заказчик отказался оплатить услуги, предоставленные в отсутствие заключенного между сторонами контракта.

    Исполнитель потребовал взыскать с заказчика задолженность по оплате оказанных услуг. Суд установил, что по истечении срока действия контракта исполнитель направил заказчику письмо с предложением заключить новый контракт.

    Вместе с тем он продолжил оказывать услуги для обеспечения деятельности заказчика, мотивируя это особой важностью охраняемых помещений. Заказчик от данных услуг не отказывался, что подтверждают подписанные им акты о приемке услуг и записи в журнале ведения работ.

    Кроме того, заказчик не заявил возражений относительно качества или объема предоставленных услуг.

    Суд при разрешении спора также учел следующее: стоимость оказанных услуг в спорный период не превышает 100 тыс. руб., следовательно, исполнитель считал, что договор мог быть заключен с единственным поставщиком без проведения торгов.

    В таких обстоятельствах исполнитель действовал добросовестно и разумно, и не мог предполагать, что спорные услуги оказываются в отсутствие обязательства по их оплате.

    Суд встал на сторону исполнителя (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2015 по делу № А43-22178/2014).

    Поставка товара без контракта и охрана в обход тендера

    Заказчик и исполнитель уже имели опыт сотрудничества в сфере госзаказа. И когда очередной контракт закончился, решили не тратить время на тендерные процедуры и заключение нового контракта. Обе стороны были уверены друг в друге, как в надежном партнере. На практике ситуация получила неожиданное продолжение…

    Исполнитель оказывал услуги по охране объектов, принадлежащих заказчику, без заключенного государственного контракта. И вдруг заказчик отказался платить.

    Исполнитель обратился в суд с требованием оплатить оказанные услуги. Суд счел, что исполнитель не мог не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательства. Поэтому в удовлетворении требований исполнителю было отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 № 13АП-20755/2014 по делу № А56-21963/2014).

    В другом случае поставщик передал заказчику товар — каменный уголь, не заключив государственный контракт. Заказчик не оплатил поставленный товар, в связи с чем поставщик обратился в суд и потребовал взыскать стоимость поставленного товара.

    Суд также отказал в удовлетворении требований поставщика (Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.12.2014 по делу № А26-3921/2014). Поставка товара в рассматриваемом случае должна была осуществляться на основании государственного контракта, который сторонами заключен не был.

    Поставщик угля в данном случае знал, что нарушает закон, поставляя товар без контракта. При разрешении спора суд учитывал позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 № 37/13.

    Кроме того, если бы сумма неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии государственного контракта поставки или работы была бы взыскана, то это создало бы нежелательный прецедент.

    По сути, это открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход законодательства о госзакупках.

    Позиция суда по данному вопросу — никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

    Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

    Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

    Посмотреть расписание

    Как мы видим, если поставщик товаров или исполнитель услуг поставил товар или оказал услуги без заключения контракта, заведомо зная, что обязан был заключить госконтракт, то суд отказывает во взыскании с заказчика суммы неосновательного обогащения.

    Если исполнитель или подрядчик выполнял какие-либо работы или оказывал услуги сверх тех, которые должен был оказать (выполнить) по контракту, то для того чтобы отстоять свои права в суде, он должен предъявить документы, доказывающие, что заказчик в письменном виде настоятельно его об этом просил и обещал заключить дополнительное соглашение, а также что работы (услуги) были выполнены и приняты заказчиком. То есть нужно документально подтверждать и обосновывать каждый свой шаг. Если этого не сделать, то доказать в суде преднамеренные нарушения со стороны заказчика будет практически невозможно.

    Источник: https://School.Kontur.ru/publications/428

  • Вопросы юристу
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: